Экология

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА 28 февраля 2017 года

по итогам работы Круглого стола Общественной палаты

Российской Федерации на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения»

           28 февраля 2017 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения», организованный Комиссиями Общественной палаты Российской Федерации — по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ,  а также  по экологической политике и охране окружающей среды совместно с ФГБОУ ДО «Федеральный детский экологический центр» (далее — Центр).

          В работе круглого стола приняли участие 67 человек — представители Государственной Думы, Общественной палаты Российской Федерации, Минприроды России, образовательных организаций России, региональных ресурсных центров дополнительного естественнонаучного образования детей (Республики Коми, Белгородской области, г. Москвы), общественных экологических детских и молодежных организаций,   а также ученые-экологи.

          С основными докладами выступили: директор Центра Рыбынок  О.В. («Экологическое воспитание детей и молодежи в системе образования Российской Федерации»); заведующий структурным подразделением Центра — Николаев С.Г. («Структура организации общественного мониторинга состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России»).                           

          Начальник Управления государственного экологического надзора   Росприроднадзора   Н.Р. Соколова в своем выступлении подчеркнула необходимость экологического воспитания через включение детей и молодежи в мониторинг окружающей среды и решение    реальных экологических проблем  на территориях  их проживания. 

          Затем состоялся живой, заинтересованный разговор   по теме круглого стола,   в котором приняли участием Кудинова И.А. (Ногинский городской детский туристический клуб); Чумаков А.Н. (вице-президент Общественной организации «Зеленый крест России»), Андреевская Е.Г. (Академия социального управления); Кавтарадзе Д.Н. (МГУ имени М.В. Ломоносова); Шахраманьян М.А. (руководитель проекта «Космический экологический дозор»); Берсенева Л.А. (директор ФГУ «Учебно-методический центр» Рослесхоза); Лочан С.А. (директор ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»); Сивкова М.Г. (ГБУ ДО Республики Коми «Республиканский центр экологического образования»); Боброва О.Ф. (ГБУ ДО Белгородский областной детский эколого-биологический центр) и другие.

          В ходе  обсуждения   участники круглого стола отметили, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере.

          Для организации деятельности по экологическому воспитанию детей и молодежи в стране создана достаточная нормативно-правовая основа. Однако, ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. И сегодня все положения, связанные с экологическим воспитанием детей и молодежи, реализуются отдельными педагогами-энтузиастами в образовательных организациях, в основном в организациях дополнительного образования детей не только без поддержки вышестоящих инстанций, но, иногда, – вопреки их открытому сопротивлению.

          Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретения опыта       эколого-направленной деятельности, формирования основ экологической культуры.

          Участники отметили, что несмотря на то, что в школьной программе нет сегодня отдельного предмета «Экология», уровень экологических знаний у наших школьников достаточно высок, что подтверждают итоги участия российских ребят на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

          Но уровень экологического воспитания, применения этих полезных знаний в практической деятельности сегодня недостаточен. Юный гражданин России должен четко понимать, что все что он делает — нужно и интересно не только ему, его педагогу, его родителям, но и школе, городу, селу, а в конечном итоге — стране.

          На заседании отмечалась потребность в программе экологического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, проект которой был разработан в 2016 году по заказу Минобрнауки России и требует широкой общественной-профессиональной экспертизы и утверждения.

          Одной из действенных форм экологического воспитания и социально-значимой деятельности призван стать Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, который может дополнять как Государственный мониторинг окружающей среды, так и стать неотъемлемой частью общественного мониторинга, проводимого в субъектах Российской Федерации.

          Но реализация этого проекта возможна только на межведомственном  уровне, с активным включением организаций системы Минобрнауки и  Минприроды России.

           Для улучшения качества и эффективности экологического воспитания детей и молодежи были отмечены основные проблемы, требующие решения.  По мнению участников это:

          — отсутствие четкой государственной директории на организацию экологического воспитания детей и молодежи;

          — отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур образовательной, природоохранной сфер, комплексного подхода и единой программы экологического воспитания детей и молодежи, определения роли, задач и направлений деятельности каждого из заинтерисованных ведомств;

          — результаты детских исследований сегодня не работают на обеспечение экологического благополучия регионов России и часто остаются невостребованными местными властями, теми организациями, которые согласно своему назначению должны быть заинтересованы в такой помощи.    Это даёт весьма негативный эффект, который часто сводит на нет воспитательную работу педагогов.

          С учетом состоявшегося обсуждения, предполагается подготовить предложения в адрес Президента и Правительства Российской Федерации, рекомендации  Минобрнауки,  Минприроды России, Общественной палате.  

          Работа круглого стола транслировалась в он-лайн режиме на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Ссылка на запись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.