Экология

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА 28 февраля 2017 года

по итогам работы Круглого стола Общественной палаты

Российской Федерации на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения»

           28 февраля 2017 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения», организованный Комиссиями Общественной палаты Российской Федерации — по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ,  а также  по экологической политике и охране окружающей среды совместно с ФГБОУ ДО «Федеральный детский экологический центр» (далее — Центр).

          В работе круглого стола приняли участие 67 человек — представители Государственной Думы, Общественной палаты Российской Федерации, Минприроды России, образовательных организаций России, региональных ресурсных центров дополнительного естественнонаучного образования детей (Республики Коми, Белгородской области, г. Москвы), общественных экологических детских и молодежных организаций,   а также ученые-экологи.

          С основными докладами выступили: директор Центра Рыбынок  О.В. («Экологическое воспитание детей и молодежи в системе образования Российской Федерации»); заведующий структурным подразделением Центра — Николаев С.Г. («Структура организации общественного мониторинга состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России»).                           

          Начальник Управления государственного экологического надзора   Росприроднадзора   Н.Р. Соколова в своем выступлении подчеркнула необходимость экологического воспитания через включение детей и молодежи в мониторинг окружающей среды и решение    реальных экологических проблем  на территориях  их проживания. 

          Затем состоялся живой, заинтересованный разговор   по теме круглого стола,   в котором приняли участием Кудинова И.А. (Ногинский городской детский туристический клуб); Чумаков А.Н. (вице-президент Общественной организации «Зеленый крест России»), Андреевская Е.Г. (Академия социального управления); Кавтарадзе Д.Н. (МГУ имени М.В. Ломоносова); Шахраманьян М.А. (руководитель проекта «Космический экологический дозор»); Берсенева Л.А. (директор ФГУ «Учебно-методический центр» Рослесхоза); Лочан С.А. (директор ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»); Сивкова М.Г. (ГБУ ДО Республики Коми «Республиканский центр экологического образования»); Боброва О.Ф. (ГБУ ДО Белгородский областной детский эколого-биологический центр) и другие.

          В ходе  обсуждения   участники круглого стола отметили, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере.

          Для организации деятельности по экологическому воспитанию детей и молодежи в стране создана достаточная нормативно-правовая основа. Однако, ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. И сегодня все положения, связанные с экологическим воспитанием детей и молодежи, реализуются отдельными педагогами-энтузиастами в образовательных организациях, в основном в организациях дополнительного образования детей не только без поддержки вышестоящих инстанций, но, иногда, – вопреки их открытому сопротивлению.

          Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретения опыта       эколого-направленной деятельности, формирования основ экологической культуры.

          Участники отметили, что несмотря на то, что в школьной программе нет сегодня отдельного предмета «Экология», уровень экологических знаний у наших школьников достаточно высок, что подтверждают итоги участия российских ребят на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

          Но уровень экологического воспитания, применения этих полезных знаний в практической деятельности сегодня недостаточен. Юный гражданин России должен четко понимать, что все что он делает — нужно и интересно не только ему, его педагогу, его родителям, но и школе, городу, селу, а в конечном итоге — стране.

          На заседании отмечалась потребность в программе экологического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, проект которой был разработан в 2016 году по заказу Минобрнауки России и требует широкой общественной-профессиональной экспертизы и утверждения.

          Одной из действенных форм экологического воспитания и социально-значимой деятельности призван стать Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, который может дополнять как Государственный мониторинг окружающей среды, так и стать неотъемлемой частью общественного мониторинга, проводимого в субъектах Российской Федерации.

          Но реализация этого проекта возможна только на межведомственном  уровне, с активным включением организаций системы Минобрнауки и  Минприроды России.

           Для улучшения качества и эффективности экологического воспитания детей и молодежи были отмечены основные проблемы, требующие решения.  По мнению участников это:

          — отсутствие четкой государственной директории на организацию экологического воспитания детей и молодежи;

          — отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур образовательной, природоохранной сфер, комплексного подхода и единой программы экологического воспитания детей и молодежи, определения роли, задач и направлений деятельности каждого из заинтерисованных ведомств;

          — результаты детских исследований сегодня не работают на обеспечение экологического благополучия регионов России и часто остаются невостребованными местными властями, теми организациями, которые согласно своему назначению должны быть заинтересованы в такой помощи.    Это даёт весьма негативный эффект, который часто сводит на нет воспитательную работу педагогов.

          С учетом состоявшегося обсуждения, предполагается подготовить предложения в адрес Президента и Правительства Российской Федерации, рекомендации  Минобрнауки,  Минприроды России, Общественной палате.  

          Работа круглого стола транслировалась в он-лайн режиме на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Ссылка на запись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.