ПО ИТОГАМ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА 28 февраля 2017 года
по итогам работы Круглого стола Общественной палаты
Российской Федерации на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения»
28 февраля 2017 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, как средство формирования экологической культуры подрастающего поколения», организованный Комиссиями Общественной палаты Российской Федерации — по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, а также по экологической политике и охране окружающей среды совместно с ФГБОУ ДО «Федеральный детский экологический центр» (далее — Центр).
В работе круглого стола приняли участие 67 человек — представители Государственной Думы, Общественной палаты Российской Федерации, Минприроды России, образовательных организаций России, региональных ресурсных центров дополнительного естественнонаучного образования детей (Республики Коми, Белгородской области, г. Москвы), общественных экологических детских и молодежных организаций, а также ученые-экологи.
С основными докладами выступили: директор Центра Рыбынок О.В. («Экологическое воспитание детей и молодежи в системе образования Российской Федерации»); заведующий структурным подразделением Центра — Николаев С.Г. («Структура организации общественного мониторинга состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России»).
Начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Н.Р. Соколова в своем выступлении подчеркнула необходимость экологического воспитания через включение детей и молодежи в мониторинг окружающей среды и решение реальных экологических проблем на территориях их проживания.
Затем состоялся живой, заинтересованный разговор по теме круглого стола, в котором приняли участием Кудинова И.А. (Ногинский городской детский туристический клуб); Чумаков А.Н. (вице-президент Общественной организации «Зеленый крест России»), Андреевская Е.Г. (Академия социального управления); Кавтарадзе Д.Н. (МГУ имени М.В. Ломоносова); Шахраманьян М.А. (руководитель проекта «Космический экологический дозор»); Берсенева Л.А. (директор ФГУ «Учебно-методический центр» Рослесхоза); Лочан С.А. (директор ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»); Сивкова М.Г. (ГБУ ДО Республики Коми «Республиканский центр экологического образования»); Боброва О.Ф. (ГБУ ДО Белгородский областной детский эколого-биологический центр) и другие.
В ходе обсуждения участники круглого стола отметили, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере.
Для организации деятельности по экологическому воспитанию детей и молодежи в стране создана достаточная нормативно-правовая основа. Однако, ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. И сегодня все положения, связанные с экологическим воспитанием детей и молодежи, реализуются отдельными педагогами-энтузиастами в образовательных организациях, в основном в организациях дополнительного образования детей не только без поддержки вышестоящих инстанций, но, иногда, – вопреки их открытому сопротивлению.
Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретения опыта эколого-направленной деятельности, формирования основ экологической культуры.
Участники отметили, что несмотря на то, что в школьной программе нет сегодня отдельного предмета «Экология», уровень экологических знаний у наших школьников достаточно высок, что подтверждают итоги участия российских ребят на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Но уровень экологического воспитания, применения этих полезных знаний в практической деятельности сегодня недостаточен. Юный гражданин России должен четко понимать, что все что он делает — нужно и интересно не только ему, его педагогу, его родителям, но и школе, городу, селу, а в конечном итоге — стране.
На заседании отмечалась потребность в программе экологического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, проект которой был разработан в 2016 году по заказу Минобрнауки России и требует широкой общественной-профессиональной экспертизы и утверждения.
Одной из действенных форм экологического воспитания и социально-значимой деятельности призван стать Общественный мониторинг состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций России, который может дополнять как Государственный мониторинг окружающей среды, так и стать неотъемлемой частью общественного мониторинга, проводимого в субъектах Российской Федерации.
Но реализация этого проекта возможна только на межведомственном уровне, с активным включением организаций системы Минобрнауки и Минприроды России.
Для улучшения качества и эффективности экологического воспитания детей и молодежи были отмечены основные проблемы, требующие решения. По мнению участников это:
— отсутствие четкой государственной директории на организацию экологического воспитания детей и молодежи;
— отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур образовательной, природоохранной сфер, комплексного подхода и единой программы экологического воспитания детей и молодежи, определения роли, задач и направлений деятельности каждого из заинтерисованных ведомств;
— результаты детских исследований сегодня не работают на обеспечение экологического благополучия регионов России и часто остаются невостребованными местными властями, теми организациями, которые согласно своему назначению должны быть заинтересованы в такой помощи. Это даёт весьма негативный эффект, который часто сводит на нет воспитательную работу педагогов.
С учетом состоявшегося обсуждения, предполагается подготовить предложения в адрес Президента и Правительства Российской Федерации, рекомендации Минобрнауки, Минприроды России, Общественной палате.
Работа круглого стола транслировалась в он-лайн режиме на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Ссылка на запись.