Экология

Резолюция комиссии ОП РФ

Резолюция

по результатам общественных слушаний на тему «Проблемы очистки сточных вод и утилизации и переработки твердых бытовых и иных отходов»

 24 октября 2014 года, г. Москва

24 октября 2014 года в Общественной палате Российской Федерации Комиссией по развитию социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальному хозяйству проведены общественные слушания на тему «Проблемы очистки сточных вод и утилизации и переработки твердых бытовых и иных отходов».

Целью проведения данных общественных слушаний стало обсуждение текущей ситуации с накоплением и хранением различных отходов производства и потребления, а также оценка оперативных мер, предлагаемых для незамедлительного начального улучшения и последующего кардинального изменения данной ситуации на территории всей Российской Федерации.

Актуальность указанной тематики продиктована высокой степенью загрязнения окружающей среды во всех регионах Российской Федерации вследствие продолжающегося накопления на полигонах и свалках отходов бытовой жизнедеятельности, промышленного и сельскохозяйственного производства и от иных источников.

При этом на общественных слушаниях были представлены статистические данные, характеризующие текущее состояние, а также тенденции и динамику развития соответствующей ситуации.

В Российской Федерации уже скопилось свыше 8 миллиардов кубических метров бытовых и промышленных отходов. Полигоны заполнены в среднем по стране на 50-90%. Объем отходов животноводческих предприятий и птицефабрик в виде навоза, помета и сточных вод составляет около 700 миллионов кубических метров в год, а под хранение этих отходов занято более 2 миллионов гектаров земли.

Участниками мероприятия были озвучены и проанализированы причины положения, создавшегося в сфере накопления и хранения твердых бытовых и иных отходов.

Достаточно сказать, что по проблеме твердых бытовых отходов (далее – ТБО) высказывал свои опасения и Президент Российской Федерации, указывая, что дальнейшее их накопление может привести к весьма серьезным последствиям. В 2011 году Президентом Российской Федерации было поручено органам власти субъектов Российской Федерации подготовить и утвердить целевые программы в области обращения с отходами.

В настоящее время действуют устаревшие нормативные акты в области управления отходами, многие из которых приняты в 90-е годы. В последние годы органы государственной власти несколько раз подвергались реструктуризации, что создало сложности в разграничении полномочий в сфере регулирования обращения ТБО. Вследствие этого основные сложности возникают не только из-за трудностей финансирования в этой сфере, но и из-за обилия нормативных актов, которые не приведены в соответствие друг с другом, что создает сложности в их применении.

Необходимо отметить, что за последние годы был принят целый ряд законопроектов. В 2011 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят в первом чтении законопроект             № 584399-5 «Об экономическом стимулировании деятельности в области с обращениями с отходами», сейчас он готовится ко второму чтению. Принят Федеральный закон № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об охране окружающей среды». Этим законом внесены изменения и в закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Установлены новые требования к нормированию негативного воздействия на окружающую среду и новые условия разрешительной деятельности. Вводятся стимулирующие коэффициенты от 0 до 25 за размещение отходов. Появляется отчетность по размещению отходов по объектам I- IV категории. Вводятся лимиты на размещение отходов для объектов I-II категории. Закон содержит положения, касающиеся порядка установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. С 1 августа 2014 года вступили в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов». С 1 августа 2014 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

Некоторые положения Федерального закона № 216-ФЗ решают проблему в сфере обращения с отходами. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является давно действующим. В этом законе, в частности, санитарная очистка территории является важнейшей комплексной мерой по охране окружающей среды и экологической безопасности. Необходимость разработки схем санитарной очистки территорий на уровне субъектов Российской Федерации определена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 298 от 14.08.2013 г. «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». Исполнение требований этого Приказа предусматривает создание территориальных схем обращения с ТБО органами государственной власти с участием Росприроднадзора в период 2014-2016 г.г. В Приказе № 298 определены приоритетные направления по обращению с ТБО в Российской Федерации на перспективу до 2012 года.

По мнению участников обсуждения, необходимо упорядочить нормативную правовую базу по вопросам ТБО в рамках преимущественно одного федерального закона, а также федерального закона по вопросам охраны окружающей среды и вытекающих из них государственных актов. В настоящее время такой федеральный закон готовится ко второму чтению.

Использование фракций ТБО для производства вторичных ресурсов необходимо узаконить как природоохранную деятельность. В Российской Федерации есть огромная база для работы с любыми видами фракций ТБО, есть отечественные методики, ничем не уступающие зарубежным как по производству оборудования для работы с ТБО, так и по работе с этим оборудованием. Анализ показал, что многие регионы уже приступили к работе по структуризации работы с ТБО, не дожидаясь помощи федеральных структур. Опыт по вывозу ТБО, как промышленных, так и муниципальных, показал, что территориальные органы государственной власти в основном наладили вывоз мусора к местам его утилизации. В Москве, Екатеринбурге и многих других городах уже приступили к организации сортировки ТБО. Есть меры привлечения к работе на полигонах ТБО компаний по сбору и переработке метана, а также применения множества технологий по выделению, складированию и использованию вторичных ресурсов. Однако для более четкого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей необходимо сосредоточение всей работы по обращению ТБО в одних руках. Это ведомство должно включить в себя как выработку и организацию реализации государственной политики в области обращения ТБО, так и такие учреждения, как агентства по вторичным ресурсам (внедрение системы раздельного сбора и использования отходов), учреждения по контролю за переработкой промышленных отходов производителями, с которых не будет взиматься экологический сбор, работа с ТБО прошлого накопления и многие другие функции, которые сегодня находятся в ведении различных ведомств, порой не связанных друг с другом.

Участники общественных слушаний отмечают, что принятие решения о назначении федерального оператора по координации деятельности в области обращения ТБО следовало бы принять безотлагательно, поскольку сборы, поступающие от работы федерального закона по отходам, должны расходоваться под контролем одного оператора.

В Российской Федерации отсутствие централизованной государственной политики в области ТБО создает много возможностей для злоупотреблений и коррупции. В настоящее время до сих пор не определены ни ставка экологического взноса, ни нормативы утилизации, но уже есть строчка в бюджете.

Могут подлежать обсуждению вопросы, связанные с лицензированием деятельности по сбору, транспортировке, утилизации отходов, могут вызывать критические замечания о предоставлении права субъектам Российской Федерации назначать регионального оператора по обращению с отходами.

Бесспорно, неприемлемо включать в тариф для населения переработку твердых отходов — это вызовет социальную напряженность. Главной целью участников слушаний было решение важнейшего вопроса — что делать дальше в Российской Федерации с твердыми бытовыми отходами, решает ли сегодня законодательство на ближайшие и последующие годы проблему твердых бытовых отходов. Участники мероприятия убеждены, что только завершение создания комплексной государственной стратегии по обращению отходов, продуманный подход к принятию федерального закона о ТБО, назначение федерального оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры по обращению отходов помогут решить задачу.

Участники слушаний считают необходимым ввести постепенный до 2020-2025 годов полный запрет на складирование твердых бытовых отходов на свалках и полигонах.

По итогам обсуждения участники общественных слушаний считают возможным рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

 

  1. Рассмотреть возможность разработки и принятия постановления, предусматривающего обязанность субъектов Российской Федерации за счет собственных средств вводить на загрязненных территориях мусороперерабатывающие заводы для городов с численностью населения менее 150 тысяч человек. Это связано с тем, что при такой численности завод будет нерентабелен, поэтому найти инвестора невозможно. В городах с численностью населения свыше 150 тысяч субъектам федерации, муниципалитетам привлекать денежные средства инвесторов при реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства, а также за счет средств международных финансовых институтов для строительства мусороперерабатывающих заводов.
  2. Рассмотреть вопрос введения с 2020 года штрафных санкций для субъектов федерации за складирование ТБО без переработки и утилизации. К 2025 году субъектам федерации выполнить рекультивацию существующих полигонов ТБО, отвечающих современным требованиям санитарных правил со сложной инфраструктурой приема, сортировки, переработки и захоронения ТБО. Запретить применение в качестве переработки мусоросжигательные заводы.
  3. Рассмотреть возможность доработки до мая 2015 года Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
  4. Ввести жесткие санкции к индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам за складирование и выброс ТБО на не санкционированных свалках.

 

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

Проработать вопрос налаживания системы сбора и анализа статистической информации о ТБО по всем источникам их образования, а также объективного учета количества образующихся ТБО.

Федеральной службе по надзору в сфере природопользования:

Рассмотреть вопрос подготовки актуального доклада о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации.

 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

Рассмотреть вопрос проведения экспертизы проектов мусороперерабатывающих заводов и предложить наиболее передовые технологии для внедрения в субъектах федерации.

 

Субъектам Российской Федерации:

  1. Внедрять переработку ТБО в рамках и в соответствии с принципами и концепцией развития «Зеленой Экономики».
  2. Принять предложения Форума «Зеленая Экономика» об участии в подготовке и реализации «Национальной стратегии внедрения энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных (зеленых) технологий и производств строительства и ЖКХ».
  3. Считать необходимым рассмотреть вопрос об использовании отходов сельскохозяйственного производства (навоз и помет) и выведения их из категории опасных отходов.
  4. Считать целесообразным предоставлять предприятиям, организациям, учреждениям, занимающимся переработкой (утилизацией) ТБО, соответствующие стимулирующие льготы, кредиты, субсидии, дотации и т.д.
  5. Считать целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации по вопросу создания агентства по управлению отходами, поручив ему координацию работы по гармонизации и контролю за исполнением нормативных актов в указанной области. Организовать в составе ведомства департамент вторичных ресурсов, поручив ему разработку и запуск системы переработки ТБО, создание и реализацию проектов эффективных систем обращения с отходами вместо проектов строительства мусоросжигательных заводов.

Поручить вновь созданному агентству по управлению отходами провести предварительную оценку экологической эффективности и экономических выгод от прекращения практики захоронения отходов без сортировки.

Как первоочередные общие и обязательные меры системы раздельного сбора ТБО предусмотреть:

распределение ответственности за сбор, утилизацию и обезвреживание отходов;

организацию системы залоговой стоимости упаковки;

проведение разработки системы экономической мотивации у всех участников процесса – от жителей до предприятий по вывозу и переработке ТБО.

Реализация предложений данной резолюции повысит качество предоставляемых услуг в сфере обращения с ТБО, увеличит количество собираемых и перерабатываемых вторичных материальных ресурсов, позволит максимально использовать энергетический потенциал ТБО, а также минимизировать негативное влияние на окружающую среду и тем самым будет способствовать улучшению качества и условий жизни граждан Российской Федерации.

Направить настоящую резолюцию Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации, Совет Федерации Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и ЖКХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.