Съезды Союза

Решения и резолюции XXVIII Съезда

Решения XXVIII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
г. Москва, Государственная Дума
17 декабря 2008 г.

1. "О кадровых изменениях"

Заслушав и обсудив информацию президента Союза Шпектора И.Л. об изменениях в структуре правления, ревкомиссии

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Избрать в состав Правления Союза: Харитонова Аркадия Владимировича — Председателя районного Совета муниципального образования "Мирнинский район"
  2. Избрать в состав ревкомиссии Бусуеву Ольгу Александровну — зам. главы по финансовым вопросам МО ГО "Город Коряжма"
  3. Вывести из состава Правления Мельникова В.В., бывшего мэра Норильска, депутата Госдумы РФ в связи с уходом из жизни.
  4. Вывести из состава ревкомиссии Пуртову В.А., заместителя главы МО ГО "Город Коряжма", в связи с переходом на другую работу.

2. "Об объединенном форуме —
VII медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и
V научно-практической конференции Центра полярной медицины ААНИИ"

Заслушав информацию главы муниципального образования "Город Оленегорск с подведомственной территорией" Сердюка Николая Леонидовича, зам. председателя Экспертного Совета по охране здоровья северян при Союзе городов Заполярья и Крайнего Севера, ректора Российской академии медико-социальной реабилитации Юнусова Фарида Анасовича о работе объединенного медицинского форума,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Считать целесообразным практику проведения медицинских ассамблей 1 раз в два года.
  2. Утвердить Резолюцию VII медицинской ассамблеи.
  3. Довести до сведения Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Резолюцию объединенного форума — VII медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и V научно-практической конференции Центра полярной медицины ААНИИ (Экспертный Совет по охране здоровья северян, исполнительная дирекция).
  4. Направить в города и районы проект "Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года", представленный в Правительство РФ Минсоцзащиты (исполнительная дирекция).
  5. Обратиться в Комитет по здравоохранению Общественной палаты (председатель Рошаль Л.М.) об организации экспертной группы по проблеме охраны здоровья северян (президент Союза — Шпектор И.Л.).

3. "Организационные основы местного самоуправления
и вопросы развития местного самоуправления
с учетом послания Президента Российской Федерации"


Заслушав сообщение Председателя Мирнинского районного Совета Харитонова А.В. о проблемах и вопросах организации деятельности органов местного самоуправления и развитии местного самоуправления с учетом Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008г., съезд отмечает:

  1. В Российской Федерации завершается переходный период, связанный с введением в полную силу №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  2. В переходный период произошло апробирование закона на практическое правоприменение и выявило ряд проблемных вопросов, в т.ч. по организации деятельности и функционированию органов местного самоуправления.
  3. За 5 лет со дня принятия Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ в него было внесено более 250 изменений и дополнений 38-ю Федеральными законами. Большинство изменений и дополнений было внесено в статьи ФЗ, регулирующих территориальные принципы организации местного самоуправления и вопросы местного значения, экономические основы местного самоуправления и переходные положения.
  4. Дальнейшее развитие местного самоуправления в Российской Федерации связано с повышением эффективности его деятельности, что в определенной мере зависит от совершенствования законодательства, регулирующего организационные основы в деятельности органов местного самоуправления на основе накопленного опыта правоприменения №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  5. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008г. придает новый, значительный импульс к развитию местного самоуправления.

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Поручить Президенту Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Шпектору И.Л. обратиться в адрес соответствующих комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости продолжения законодательной работы по совершенствованию №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", используя накопленный опыт апробирования закона в переходный период его правоприменения с 01.06.2008г. по 31.12.2008г.
  2. Считать, что повышение эффективности работы местного самоуправления во многом зависит от совершенствования правового механизма, регулирующего деятельность его органов.
  3. Считать Положения, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, в т.ч. касающиеся вопросов:
    • обеспечения Конституционных прав и свобод граждан;
    • развития гражданского общества;
    • борьбы с бюрократизмом и коррупцией;
    • повышения ответственности и влияния представительных органов местного самоуправления

    Программой действий для муниципальных образований членов Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.


4. "О Резолюции"
"О внесении кандидатур в Советы по местному самоуправлению"

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Утвердить Резолюцию XXVIII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера "О проблемах формирования и исполнения муниципальных бюджетов в условиях реализации федерального законодательства о местном самоуправлении"
  2. Обратиться:
    • к Председателю президиума Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ Путину В.В., Председателю Правительства РФ, с просьбой о введении в состав Совета — президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера И.Л.Шпектора;
    • к Председателю Совета по местному самоуправлению Грызлову Б.В., председателю Государственной Думы РФ, с просьбой о введении в состав Совета М.Ю.Савченко — вице-президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, главы МО "город Мурманск".

5. "О проектах поддержки детей

Заполярья и Крайнего Севера"

Заслушав информацию директора Координационного центра социальной поддержки молодежи Сидориной Натальи Александровны об итогах трехлетней работы по проекту поддержки одаренных детей, проживающих в городах и районах Заполярья и Крайнего Севера "Вдохновение Севера", генерального директора Федерального детского эколого-биологического центра (ФДЭБЦ) Рыбынка Олега Викторовича, генерального директора Федерального Государственного Учреждения "Международный детский центр" (МДЦ) Исаханова Александра Михайловича о возможностях федеральных детских учреждений в образовательном, культурном, интеллектуальном обогащении детей Заполярья и Крайнего Севера,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Рассмотреть предложения Федерального детского эколого-биологического центра, ФГУ "Международный детский центр", наиболее перспективные проекты включить в план работы Союза (исполнительная дирекция — январь 2009 г.)
  2. Обратиться в Министерство образования и науки РФ, в Федеральное агентство по образованию с предложением:
    • сохранить и по возможности создать благоприятные условия для приема большего количества детей в МДЦ.
    • объявить благодарность генеральному директору "Международного детского центра" Александру Михайловичу Исаханову за бесценную помощь и заботу о детях, и высочайшую степень ответственности за них
    • провести специализированную смену в летний период 2010 г. в ОДЦ "Орленок" для детей Заполярья и Крайнего Севера по программе, подготовленной Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера
  3. Считать целесообразным дальнейшую реализацию проекта для одаренных детей Заполярья и Крайнего Севера "Вдохновение Севера"
  4. Направить информационно-методические и аналитические материалы по проекту "Вдохновение Севера" в муниципальные образования (исполнительная дирекция, "Координационный центр социальной поддержки молодежи" — 1 квартал 2009 г.)
  5. Обратиться по результатам анализа зимней и летней многопрофильной смены "Вдохновение Севера" (2008 г.):
    • в Фонд социального страхования РФ;
    • в региональные органы управлений образованием субъектов Федерации по вопросам более тесного взаимодействия региональных фондов, муниципальных образований и соответствующих структур субъектов Федерации по поддержке одаренных детей (Правление, исполнительная дирекция — 1 квартал 2009 г.)
  6. Оставить переходящий кубок проекта "Вдохновение Севера" по итогам работы 2008 г. г. Мурманску

6. " О приеме в Союз "


Заслушав и обсудив информацию президента Союза Шпектора И.Л. о решении муниципальных образований "Северобайкальский район", "город Бодайбо" о вступлении в Союз,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

Принять в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера "Северобайкальский район", "город Бодайбо".


7. "О работе МО Мурманска по развитию
физической культуры и спорта"

Заслушав информацию вице-президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, главы муниципального образования "Город Мурманск" Савченко Михаила Юрьевича,
СЪЕЗД ОТМЕЧАЕТ социальную значимость решаемых в Мурманске задач по формированию потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни и реализации прав мурманчан на занятие физической культурой и спортом. Анализ индикаторов эффективности развития физической культуры и спорта в городе указывает на устойчивые тенденции развития массовой физической культуры и "Спорта для всех"
Учитывая вышеизложенное,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Одобрить работу администрации города Мурманска по развитию физической культуры и спорта.
  2. Рекомендовать муниципальным образованиям Союза ознакомиться с опытом работы Мурманска в области развития физической культуры и спорта.
  3. Поддержать предложение муниципалитета города Мурманска о создании Клуба адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для взрослых.
  4. Предложить руководителям муниципальных образований заложить в бюджет 2009 года средства на участие команд муниципалитетов в летнем фестивале спорта "Мурманская миля -4", в зимней Спартакиаде народов Севера "Заполярные игры" в Воркуте с целью обмена опытом, повышения профессионализма и укрепления дружеских связей.

8. "О результатах финансово-хозяйственной

деятельности Союза за 2007 г, о смете на 2009 г."

Заслушав информацию председателя ревизионной комиссии Азнаурьяна С.А. о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Союза за 2007 г., смете на 2009 год и обсудив их,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Принять к сведению, что в финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации нарушений не выявлено. Замечания предыдущей ревизии устранены.
  2. Оставить на 2009 г. норматив членских взносов в размере 1,1 % от "базовой" минимальной з/платы с одного жителя; принятый на XXVII съезде, вступительный взнос, согласно Устава, 50 % от суммы годовых членских взносов (единовременно).
  3. Утвердить исполнение сметы расходов за 2007 г., смету расходов на 2009 г.
  4. Отметить положительную тенденцию большинства городов по своевременной уплате членских взносов.
  5. Предложить руководителям городов, имеющим задолженность по уплате членских взносов за 2006-2007 г.г. погасить ее до конца 2008 г.
  6. Рекомендовать членам Союза привести в соответствие статус муниципального образования в случае его изменения со дня вступления в Союз. Дать информацию в Союз (для тех, кто эту работу не завершил в 2008 г.)
  7. Исключить из состава Союза: города Радужный — за отрыв от участия в деятельности Союза и неуплату членских взносов на протяжении 5 лет.
  8. Предложить городам: Североморску, Нижневартовску, Ноябрьску, Охе-на-Сахалине, Усть-Цилемскому району привести в соответствие Уставу Союза свое участие в его деятельности.
  9. Определить в течение первого полугодия дальнейшую целесообразность пребывания вышеназванных городов в Союзе, в случае невыполнения п.8 (Правление Союза).

9. "Об итогах IV экологической конференции

"Город в Заполярье и окружающая среда:

социально-экологические аспекты проблемы чистой воды" "

Заслушав и обсудив информацию президента Союза Шпектора И.Л.,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Поддержать Резолюцию IV экологической конференции "Город в Заполярье и окружающая среда: социально-экологические аспекты проблемы чистой воды" в г. Северобайкальске.
  2. Утвердить текст Обращения в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ.
  3. Направить документы, сборник IV экологической конференции в соответствующие структуры власти, информировать города о результатах (исполнительная дирекция).
  4. Объявить благодарность МО "Северобайкальск" (глава города — Бодров Владимир Андреевич), МО "Северо-Байкальский район" (глава района -Пухарев Игорь Валерьевич), Институту биологии Коми республики (директор — Таскаев Анатолий Иванович) за большую работу по подготовке экологической конференции.

10. "Об итогах II Всероссийского фестиваля детского

творчества юных северян "Сияние Севера (VIII межрегионального)"

Заслушав и обсудив информацию исполнительного директора Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Демиховой Светланы Александровны об итогах Всероссийского фестиваля «Сияние Севера», который состоялся 24-26 марта 2008г. г. в Москве,
съезд отмечает:

  • высокий уровень подготовки фестиваля Администрацией города Братска;
  • творческий подход руководителей коллективов к подбору репертуара, отвечающего требованиям Положения фестиваля «Сияние Севера», утвержденного Минкультуры РФ.

Оргкомитет г.Братска по проведению этого форума творчески организовал все мероприятия фестиваля. Кроме конкурсных просмотров, открытия выставки художественного искусства и декоративно-прикладного творчества, гала-концерта фестиваля, для участников была организована насыщенная экскурсионно-развлекательная программа, в том числе поездка в музей под открытым небом «Ангарская деревня», посещение Братской ГЭС.
Всего в фестивале приняло участие более 300 человек из 27 городов и районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
Согласно положению в рамках фестиваля состоялся смотр-конкурс по 5 номинациям.
Победители Всероссийского фестиваля получили: 3 гран-при Минобрнауки РФ (по 60 тыс. руб.), 6 премий Минобрнауки РФ (по 30 тыс. руб.), кроме того, отдельные участники награждены путевками в лагерь «Орленок», в лагерь «Славянка» по проекту «Вдохновение Севера», премии: Президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, мэра города Братска.
Фестиваль стал ярким праздником для детей, школой профессионального мастерства для участников и руководителей коллективов.
Одновременно съезд отмечает отдельные организационные и финансовые просчеты при формировании делегаций на фестиваль.
Учитывая вышеизложенное,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Выразить благодарность:
    • Администрации города Братска (Серебренников Сергей Васильевич — мэр города Братска, вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера);
    • руководителям городов, направившим детей на Всероссийский фестиваль «Сияние Севера»;
  2. Считать целесообразным дальнейшую работу по организации Всероссийских фестивалей «Сияние Севера».
  3. Провести в 2010 году III Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «Сияние Севера» (IX межрегиональный)
  4. Рекомендовать руководителям городов заложить в бюджет 2010 г. средства на эти цели.
  5. Подготовить материалы и принять участие в конкурсе Минкультуры РФ на проведение работ по реализации культурных мероприятий (исполнительная дирекция — 2009 г.)
  6. Обратить внимание руководителей муниципальных учреждений культуры, образования на более ответственный подход к вопросам финансирования и подбора коллективов.

11. РЕЗОЛЮЦИЯ
XXVIII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
"О проблемах формирования и исполнения
муниципальных бюджетов в условиях реализации
федерального законодательства о местном самоуправлении"

Рассмотрев вопрос о проблемах формирования и исполнения муниципальных бюджетов в условиях реализации федерального законодательства о местном самоуправлении, XXVIII съезд отмечает актуальность и важность поднятых вопросов.
В районах Крайнего Севера и Заполярья сосредоточено около 80% сырьевых ресурсов страны, это дает основание сделать вывод о ключевой роли северных районов в отечественной экономике, в перспективе она будет только возрастать. Проблемы развития муниципальных образований в северных районах РФ, в частности совершенствования муниципальной бюджетной политики приобретают особую остроту в связи с удаленностью и труднодоступностью, неразвитостью транспортной сети.
Свойство некоторых местных проблем становиться всеобщими характерно для нашего взаимосвязанного мира, как отмечено Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Глобальный финансово-экономический кризис затронул в разной степени все регионы Российской Федерации, каждое муниципальное образование. На местной власти, как самой приближенной к населению, лежит большая ответственность перед жителями, в том числе и за предпринимаемые антикризисные меры.
XXVIII съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера выражает крайнюю обеспокоенность тем, что экономический кризис больнее всего ударит по северным территориям страны. В связи с чем призывает объединить усилия муниципалитетов Крайнего Севера и Заполярья для более тесного межмуниципального сотрудничества и выработки продуманных и взвешенных решений.
За последние годы в Российской Федерации проведен ряд реформ в сфере муниципальных финансов и местного самоуправления. Существенно расширен перечень вопросов местного значения, что привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований, однако увеличиваются не только традиционные расходы на здравоохранение, культуру, ЖКХ, но появляются и новые полномочия, которые ранее исполнялись муниципалитетами как нефинансируемые мандаты. При этом связанные с ними расходы местных бюджетов не компенсируются. Эта проблема очень существенна в районах Крайнего Севера, поскольку усложняется удорожающими факторами жизнеобеспечения из-за их отдаленности от экономических центров и тяжелых природно-климатических условий, которые слабо учитываются в нынешнем законодательстве. Бюджеты большинства муниципальных образований Крайнего Севера имеют низкую инвестиционную составляющую, содержат только текущие расходы.

Доля переданных полномочий в расходах местных бюджетов в 2003-2007 годах демонстрировала устойчивый рост, и к настоящему времени достигла по приближенной оценке 1/3 всей совокупности бюджетных расходов местных бюджетов.
Существующие методики расчета расходных обязательств муниципальных образований не скорректированы с учетом произошедших изменений в законодательстве и как следствие не учитывают реальных расходных обязательств местных бюджетов. Применение из года в год некорректной среднероссийской методики определения прогнозных параметров расходов "от достигнутого" с учетом коэффициентов-дефляторов приводит к искажению информации о состоянии бюджетной обеспеченности расходов муниципальных образований.
Местное самоуправление не участвует в принятии решений, оказывающих влияние на формирование местных бюджетов. Как следствие законодательство принимается и изменяется в основном в пользу регионального и федерального бюджетов.
Четко проявляется снижение общей роли местных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов Федерации, что еще больше увеличивает уровень межрегионального неравенства в стране.
В отношении доходной части бюджетов муниципальных образований, съезд констатирует, что растет зависимость налоговых доходов муниципальных бюджетов от поступлений по налогу на доходы физических лиц, тем самым снижается уровень фискальной автономии муниципальных образований. Муниципальным образованиям передали всего два налога, самых сложных по собираемости — налог на имущество физических лиц и земельный налог, доля которых в составе бюджетов муниципальных образований не превышает 4%. Налоговая составляющая доходов муниципалитетов замещается федеральными субвенциями и помощью региона.
Тенденция к уменьшению возможностей органов местного самоуправления самостоятельно определять приоритетные направления расходования средств усилилась после вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 года № 63-ФЗ, и связано, прежде всего, с установлением ужесточающих условий предоставления межбюджетных трансфертов. Переход на усиление трансфертного механизма в межбюджетных отношениях приводит к иждивенчеству, подрывает стимулы для развития муниципальных образований.
Перечисленные выше проблемы и пути их решения неоднократно обсуждались Конгрессом, Ассоциациями и Союзами муниципальных образований, в Комитетах Федерального Собрания РФ. XXVIII съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера считает целесообразным их поддержать. А также в очередной раз обратиться в Федеральное Собрание и Правительство РФ с предложениями:

  1. Выстроить систему межбюджетных отношений, способствующих профициту муниципальной казны, увеличению собственных ресурсов муниципальных образований.
  2. Устранить диспропорции в области управления землей в границах муниципальных образований, разработать и принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ, ускорить процедуру разграничения собственности на земельные участки по уровням публичной власти.
  3. Устранить различия в правовом регулировании бюджетных правоотношений муниципальных образований и субъектов Российской Федерации путем упразднения более жестких требований и ограничений в отношении бюджетного процесса муниципальных образований по сравнению с субъектами Российской Федерации.
  4. Установить механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации исходя из необходимости достаточного финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации конституционных гарантий, касающихся предоставления гражданам общественных услуг в сферах образования, здравоохранения, в социальной сфере на основании установления минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Российской Федерации и (или) базовых принципов формирования нормативов на оказание муниципальных услуг и их применение при планировании бюджетных ассигнований.
  5. Рассмотреть возможность внесения в Бюджетный, Налоговый кодексы и иные нормативные правовые акты о бюджетных правоотношениях изменений, предусматривающих:
    1. Увеличение доли налога на доходы физических лиц до 100%, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований.
    2. Зачисление налога на доходы физических лиц по месту их жительства.
    3. Отнесение транспортного налога к местным налогам, поступления от которого будут подлежать зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 100%.
    4. Установление норматива отчислений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных образований в размере 100 %
    5. .

  6. Разработать эффективно работающую и социально справедливую федеральную систему компенсаций гражданам, проживающим в северных районах, части стоимости авиабилетов независимо от цели поездки, с целью снижения нагрузки на муниципальные бюджеты.
  7. Разработать механизмы поощрения муниципальных образований, обеспечивающих реализацию приоритетных национальных проектов и программ социально-экономического развития.
  8. Установить обязанностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компенсацию расходов местных бюджетов, возникающих в связи с недофинансированием ими переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, а также выпадающих доходов по федеральным налоговым льготам.
  9. Рассмотреть возможность создания системы информационного и методического обеспечения муниципальных образований достоверной статистической информацией.

Обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложениями:

  1. Разработать и принять:
  1. Региональные программы по мобилизации доходной базы региональных и местных бюджетов, включающие меры по обеспечению полноты учета налогоплательщиков.
  2. Методику оценки объема бюджетных средств, необходимых для обеспечения расходных обязательств муниципальных образований и сбалансированности местных бюджетов на основе аналогичных методических рекомендаций, подготовленных на федеральном уровне.
  3. Методические рекомендации по определению штатной численности и формированию организационных структур органов местного самоуправления.
  • Оказывать методическую и организационную помощь:
    1. По разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
    2. По организации сбора, обработки и формирования данных характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований, эффективности деятельности органов местного самоуправления.

    XXVIII съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера поручает Правлению, исполнительной дирекции Союза:

    • направить настоящую резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, руководителям исполнительным органов Российской Федерации и муниципальных образований.
    • руководителям городов и районов принять все меры для широкого ознакомления населения городов, поселков и сел, местных органов власти с материалами и решениями съезда, последовательно проводить их в жизнь для повышения качества и уровня жизни.


    12. РЕЗОЛЮЦИЯ
    IV межрегиональной экологической конференции

    «Город в Заполярье и окружающая среда: социально-экологические аспекты

    проблемы чистой воды на примере реализации закона РФ «Об охране озера Байкал»
    (г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 24-28 июля 2008 г.)


    Мы, участники конференции, организованной в соответствии с планом работ Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при поддержке правительства Республики Бурятии, обращаем внимание на необходимость принятия неотложных мер для решения проблем обеспечения россиян чистой водой и ее сохранения для настоящего и будущего поколения.
    Конференция подтвердила, что чистая вода — главный ресурс здоровья наших граждан. По оценке ученых, некачественная вода является причиной более 80 % болезней. Половина россиян пользуется водой, не соответствующей гигиеническим нормам. За 20 лет ее качество ухудшилось по санитарно-химическим показателям в полтора раза. Непригодную для питья воду используют около 11 млн россиян. По экспертным оценкам, только использование качественной питьевой воды позволит увеличить среднюю продолжительность жизни современного человека на 20-25 лет, что особенно актуально для России со средней продолжительностью жизни россиян около 65 лет, смертностью населения более 2 млн человек в год. Особенно остро качество воды сказывается на детях. Только за последние пять лет, по данным Всемирной организации здравоохранения, от болезней, вызванных некачественной питьевой водой, в мире погибло около 2 млн детей.
    Чистая вода является одной из главных составляющих безопасности страны, носит многоцелевой характер. Она находится на стыке интересов многих субъектов Российской Федерации, социальных, экономических, экологических и других сфер повседневной жизни человека.
    По прогнозам ученых к 2025 году недостаток воды будут испытывать более 3 мдрд человек. Дефицит пресной воды в мире сделает ее важнейшим экспортным ресурсом наравне с нефтью и газом. В этой ситуации Россия, где сосредоточено около четверти всех мировых запасов пресной воды, из которых 80 % содержит озеро Байкал, может занять хорошие экспортные позиции.
    Одним из приоритетов национальной экологической политики России является соблюдение экологической безопасности путем решения многочисленных экологических проблем на региональном уровне. Поэтому проблема чистоты вод Байкала, состояние всех звеньев и факторов его экосистемы в целом привлекали и привлекают внимание не только ученых, но и российской и мировой общественности. Уникальность экосистемы озера Байкал и прилегающих к нему территорий юридически признаны и включены в Список природного и культурного наследия ЮНЕСКО. В 1992 году принят закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал». Однако принимаемые до настоящего времени меры недостаточны для защиты Байкала. До сих пор принимаются разрозненные постановления и программы, не связанные единой идеей, не имеющие достаточного научного и экономического обоснования и не реализуемые.
    В процессе природопользования очень часто сталкиваются экономические и экологические интересы общества. Поэтому при принятии управленческих решений о техногенном воздействии на экосистемы крупнейших рифтовых озер, таких как озеро Байкал, необходимо обязательно учитывать особенности формирования качества воды и основные факторы, влияющие на эти процессы, и помнить, что воздействие на столь огромную систему имеет несколько специфических аспектов. Байкал — внутриконтинентальный водоем с низкими скоростями водообмена, низкими температурами и слабыми микробиальными процессами деструкции, что непременно скажется на формировании качества воды.

      Для реализации основных направлений природоохранной политики в районах Севера необходимо:

    • совершенствование правоприменительной практики, разработка и принятие законодательных актов, регулирующих ответственность за загрязнение окружающей среды, возмещение ущерба и затрат на ее восстановление;
    • создание эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды районов Севера с разграничением полномочий в области государственного управления между органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней;
    • реформирование сети межрегиональных, национальных заказников и парков с регламентируемыми видами и формами техногенной деятельности, территорий традиционного природопользования коренных народов;
    • создание системы комплексного государственного мониторинга естественных и техногенных изменений природной среды и достижение целей и выполнение задач, поставленных Экологической доктриной Российской Федерации и экологическими федеральными и региональными целевыми программами;
    • развитие сотрудничества со странами арктического бассейна в рамках Арктического и Северного советов в области мониторинга, охраны окружающей среды и готовности к реагированию на экологические чрезвычайные ситуации;
    • государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на очистку природной среды районов Севера от загрязнения, на внедрение экологически безопасных способов утилизации бытовых и промышленных отходов, технологий рационального природопользования;
    • экологизация всех видов жизнедеятельности людей, сохранение условий для естественного воспроизводства биологических ресурсов, защита животного и растительного мира ландшафтных зон Севера, поддержка ресурсосберегающих и ресурсозамещающих экологически и экономически рациональных видов хозяйственной деятельности;
    • повышение требований к процедуре проведения экологической экспертизы инвестиционных проектов в районах Севера, разработка и внедрение специальных экологических нормативов в районах Севера и Арктике;
    • поддержка научных разработок и образовательных программ в области экологии, охраны природной среды и рационального природопользования в районах Севера:
    • поддержка системы дополнительного образования детей как эффективного пути воспитания экологической ответственности и активной личности;
    • усиление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды в районах Севера.

    Принимая во внимание большую социально-экономическую и экологическую значимость решения проблем обеспечения россиян чистой водой и ее сохранения для настоящего и будущего поколения, участники конференции считают необходимым рекомендовать:

    Совету Федерации, Государственной Думе и правительству Российской Федерации

    • определить приоритеты развития регионов Севера, включая Байкальский регион, в контексте геополитики России в ее азиатской части и страны в целом;
    • разработать и принять федеральные и региональные целевые программы для того, чтобы обеспечить:
      • сохранение водно-ресурсных систем страны, особенно озера Байкал, а также Ладожского и Онежского озер, как стратегического запаса пресной воды России и мира;
      • население питьевой водой, включая осуществление комплексного поэтапного финансирования мероприятий, связанных с организацией снабжения населения бутилированной водой, в том числе обогащенной микроэлементами;
    • принять решение о целевом использовании не менее 50 % водного налога органами местного самоуправления в субъектах федерации на охрану и воспроизводство водных ресурсов;
    • воссоздать систему федерального и региональных местных экологических фондов;
    • внести поправки в действующее законодательство для повышения эффективности государственной экспертизы за счет общественных слушаний по ОВОС вновь строящихся и реконструируемых объектов;
    • продолжить совершенствование нормативной правовой базы в рамках государственной политики в сфере управления, сохранения и использования водных ресурсов, в том числе инициировать:
      • внесение поправки в п. 17 статьи 24 Водного кодекса (№ 74-ФЗ от 03.06.2006 г.) «осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также расположенных на территории двух и более сопредельных государств»;
      • принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 2 федерального закона «Об охране озера Байкал» в части, касающейся определения водоохранной зоны озера Байкал в соответствии с требованиями п. 7 статьи 65 Водного кодекса (№ 74-ФЗ от 03.06.2006 г.) и решением заседания межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 15.03.2007 г.;
      • принятие постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (№ 643 от от 30.08.2001 г.) для обеспечения социально-бытовых нужд местного населения.
    • ускорить рассмотрение двух законопроектов и принятие законов, касающихся проблематики законодательного регулирования водоснабжения:
      • законопроект № 284071-4 «Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;
      • законопроект № 284071-4 «Общий технический регламент «О водоснабжении».

    Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    • проработать финансовые механизмы и инструменты для реализации статей федерального закона «Об охране озера Байкал»;
    • прописать четкий, обязательный для всех заинтересованных сторон регламент разделения ответственности за сохранение озера Байкал;
    • предусмотреть в федеральном бюджете средства для компенсации накопленных некомпенсированных расходов, связанных с реализацией мероприятий федерального закона «Об охране озера Байкал»;
    • разработать нормативно-правовые рекомендации и методику определения эколого-экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий ан водных объектах ( в водно-ресурсных системах);
    • ускорить доработку и утверждение «Правил использования водных ресурсов озера Байкал и Иркутского водохранилища на реке Ангара».

    Министерству регионального развития

  • разработать системы мероприятий по водоснабжению питьевой водой наиболее важных для жизнедеятельности человека объектов, связанных с установкой оборудования для доочистки воды;
  • дополнить ранее разработанные в регионах «Схемы обеспечения населения России питьевой водой» на 2009-2013 годы, в том числе раздел нормативного и научного обеспечения систем водоснабжения и водоотведения, улучшения состояния рек и водохранилищ, укрепления берегов, рыборазведения;
  • определить перспективных водопользователей, провести инвентаризацию систем водоснабжения и водоотведения;
  • проводить строительство систем водоснабжения в малых населенных пунктах, не имеющих систем водоочистки, с оборудованием водозаборов и установкой станций очистки природной воды.

    Органам местного самоуправления

    • утвердить в генеральных планах поселений зоны санитарной охраны водоисточников;
    • разработать систему мероприятий поддержки местных производителей бутилированной и минеральной воды;
    • создать систему инвестирования строительства объектов инфраструктуры детско-юношеского туризма;
    • расширить практику проведения массовых кампаний (День воды, Месяц чистоты, Месяц чистой воды, Особо охраняемый водный объект), направленных на сохранение водных объектов.

  • г. Санкт-Петербург
    3-4 декабря 2008 г.
    13. Резолюция
    VII медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
    и V научно-практической конференции
    Центра полярной медицины ААНИИ
    по вопросу: "Концепция развития здравоохранения РФ

    на период до 2020г: северные аспекты".
    Заслушав информацию регионов по обсуждению предложенного варианта Концепции развития здравоохранения РФ на период до 2020г (далее по тексту — Документ) и обсудив особенности оказания медицинской помощи на муниципальном уровне, в том числе на удаленных северных территориях, участники VII медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и V научно-практической конференции Центра полярной медицины ААНИИ, приходят к выводу, что предложенный вариант по сути не является Концепцией, а лишь определяет основные программные мероприятия развития отрасли. В тоже время Документ существенно отличается от предшествующих вариантов в лучшую сторону, он структурирован и содержит ряд комплексных предложений по развитию системы здравоохранения на ближайшее десятилетие. В Документе проведена оценка и анализ системы здравоохранения, определены недостатки, указано на имеющееся различие в финансировании области, отсутствие должного оснащения ЛПУ, утрату системы аккредитации отрасли и определение категорийности медицинских учреждений и т.д.

    Впервые в Документ включены многие вопросы, требующие решения и широко обсуждавшиеся медицинской общественностью на заседаниях в Общественной палате, съездах и совещаниях:

    Особенно хочется отметить важность включения в Документ следующих норм:

    • введение понятия о финансировании учреждений здравоохранения с учетом географического расположения ЛПУ, не только по объёму, но и по качеству лечения;
    • оптимизация деятельности диагностических служб территории путем создания крупных диагностических центров, в том числе межмуниципальных, что особенно актуально для Северных территорий, отдаленных от региональных центров;
    • необходимость расширение объемов специализированной помощи в муниципальных ЛПУ
    • разработка единых тарифов на медицинскую помощь с учетом географического места расположения учреждения, категории и возможности оказания медицинской помощи соответствующего качества;
    • увеличение финансирования отрасли в 2,5 раза;
    • перевод конкурсных закупок ЛС в разряд стратегических с целью использования других критериев эффективности, а не только цены, что позволит в полной мере решить вопросы фармакоэкономики в лечебном учреждении;
    • обозначена важность и финансовоемкость работы по информатизации системы здравоохранения в целом;

    Вместе с тем, собравшиеся отметили отсутствие целостности всего документа, "блочность" изложения материала, использование различной понятийной тер-минологии разными группами разработчиков. При этом в Документе отсутствует раздел понятийной лексики; используются синонимы, что приводит к неоднозначности их толко-вания.

    Отсутствует государственный подход к обеспечению отрасли на северных терри-ториях.

    Согласно действующему законодательству на муниципальное здравоохранение, как на наиболее приближенное к населению, возложен большой объем оказания медицин-ской помощи населению своих территорий, но не определены основные финансовые источники, в том числе за счет рационального использования средств или должного возврата налогов, для исполнения этих функций, с федерального уровня. При этом предложенная передача этих функций на уровень субъекта несостоятельна в связи с тем, что сам субъект федерации испытывает столь же выраженный дефицит финансирования под исполнение даже тех функций, которые возложены, в свою очередь, на него. Кроме того, подобное решение вопроса ухудшает доступность помощи, размывает ответственность и ухудшает управляемость ситуацией в целом, в связи с удаленностью федеральных и региональных центров и наличием особенностей по оказанию медицинской помощи на территориях.

    Введение дифференциации только по расположению региона (субъекта федерации) не позволяет учесть особенности территорий Крайнего Севера в необходимом объе-ме, в случае если она не является самостоятельным субъектом.

    Не отражена необходимость разработки критериев качества, объемов финансирования, определения торговой надбавки с учетом северных территорий, входящих в состав различных регионов.

    Не нашел отражение тот факт, что несмотря на очевидный дефицит финансирования отрасли, не предусмотрено введение новых нормативных актов без соответствующего экономического обоснования и определения финансового источника под их исполнение.

    Необходимо внести изменения и дополнения в действующие нормативные акты по закреплению возможности оказания и, соответственно, финансирования специализированной медицинской помощи на муниципальном уровне. При этом определить равные возможности муниципальных и государственных ЛПУ по оказанию специализированных видов медицинской помощи на основании лицензии.

    Несмотря на отсутствие в Документе четкого определения понятия "одноканальное финансирование", предполагается с 2009 г. приступить к переходу на него, что создает высокие риски в условиях тотального недофинансирования отрасли, особенно трудно корригируемые в условиях Крайнего Севера.

    Отсутствует раздел по управлению аптечными учреждениями как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, при этом аптеки являются частью системы здравоохранения. Отношение к аптекам, как к магазину торговли лекарственными средствами, считаем ошибочным и безответственным. Также сосредоточение функций по контролю качества лекарственных средств только на федеральном и региональном уровнях, без приближения к муниципальному, не дает действенного заслона от фальсификаций и недоброкачественной продукции.

    В целом в Концепции не может быть абсолютно идентичных подходов к определению необходимых объемов финансирования и уровня полностью дотационных территорий и территорий доноров, а именно этот подход должен быть заложен при разработке основных концептуальных положений в развитии отрасли, чтобы улучшение ситуации в одних территориях, не повлекло к ухудшению ситуации в других.

    Учитывая вышеизложенное, ассамблея решила:
    Просить Государственную Думу РФ:

    1. Сформировать в 2009 году новую законодательную базу в сфере здравоохранения, включающую разработку следующих законопроектов:
      • "О здравоохранении в Российской Федерации";
      • "О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи";
      • "О медицинском страховании в Российской Федерации";
      • "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников";
      • "О регулировании частной медицинской деятельности";
      • "О правах пациентов". Считаем, что назрела необходимость разработки Медицинского кодекса.
    2. В законопроектах четко определить функции и объем полномочий муниципального органа управления здравоохранением на отдаленной Северной территории, его взаимодействие с субъектовым и федеральным органом и роль в координации дея-тельности учреждений здравоохранения разного подчинения.
    3. Законодательно оформить Приоритетный национальный Проект "Здоровье", что позволит возложить ответственность за его реализацию не только на руководителей ЛПУ, но и на руководителей промышленных предприятий. На сегодняшний день участие руководителей промышленных предприятий в реализации проектных мероприятий определено только в отраслевых нормативных документах, являющихся обязательными к исполнению для медицинских работников.
    4. Учитывая, что особенности организации жизнеобеспечения отдаленных Северных территорий предполагают наличие иных, чем на "материке" подходов к решению проблем в сфере здравоохранения, во всех вводимых законодательных актах отдельной строкой прописать правовое регулирование комплекса проблем Се-верных территорий.
    5. Вернуться к пересмотру федеральных законов от 6 октября 2003г. №131-ФЗ, 22 ав-густа 2004г. №122-ФЗ, 4 июля 2003г. №95-ФЗ и внести в них комплекс поправок по восстановлению высокоспециализированных служб — в республиканских краевых и областных больницах и специализированной помощи — в муниципальных учреждениях, с учетом кадровых и материально-технических возможностей территории по оказанию специализированной помощи, тем самым создавая равные возможности к осуществлению деятельности по результатам лицензирования и аккредитации.
    6. Внести в законодательство РФ поправки, исключающие деление льготных категорий граждан на федеральных и региональных, утвердив единый перечень льготников и сохранив право субъектов федерации вводить дополнительные льготы, а также законодательно определить льготное лекарственное обеспечение, как социальную помощь, гарантированную государством.
    7. Не допускать принятие новых законодательных актов без подтверждения реальной финансовой возможности его исполнения.
    8. Решить вопрос об оплате дорогостоящей медицинской помощи лицам, не являющимся льготниками при доходах ниже прожиточного уровня.
    9. Совместно с Общественной палатой провести предварительное широкое обсужде-ние возможности внедрения в систему здравоохранения предлагаемого закона "Об автономных учреждениях", рисков и социальных последствий его внедрения, в том числе на северных территориях.
    10. Внести изменения в Трудовой Кодекс, запрещающий увольнение руководителя лечебного учреждения без согласования с органом управления здравоохранением и профсоюза медицинских работников.
    11. Законодательно закрепить ежегодное направление на нужды здравоохранения не менее 6% ВВП.
    12. Законодательно закрепить понятие "недобросовестный пациент", определив ответственность пациента за свое здоровье, в том числе за результат проводимого лечения, предусмотрев применение к нему штрафных санкций (при невыполнении рекомендаций врача, продолжающейся алкоголизации и пр.) в том числе с частичной или даже полной оплатой затрат на лечение.
    13. Внести следующие изменения в статью 34 Федерального Закона №4520-1 -ФЗ от 19.02.1993г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях": исключить имеющиеся ограничение отдыха северян, а именно убрать слова "на территории РФ".

    Просить Правительство РФ:

    1. Пролонгировать переход на новую систему оплаты труда в отрасли здравоохранения на период до 2012 года в целях исключения возникновения социально-экономических рисков и отрицательных последствий тотального перехода в 2009 г.
    2. Рассмотреть систему налогообложения и возврата средств на местный уровень, а именно:
      • установить дифференцированный подход к установлению подоходного налога — применение более высоких ставок к недобросовестным пациентам и населе-нию, ведущему не здоровый образ жизни (курение, алкоголизм, избыточный вес и т.д;
      • увеличить стоимость табачных изделий до уровня 5-7$ за пачку;
      • предусмотреть возврат средств при взимании фиксированных отчислений по НДС, налогу на прибыль 100,0% отчисления с акцизов на табачные изделия, алкоголь, налоги и штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду.
    3. Не допускать переход на одноканальное финансирование без четкого определения самого понятия "одноканальное финансирование" и предварительного решения задач:
      a. Увеличить объемы финансирования здравоохранения в 2,5-3 раза, ликвидировав дефицит ПГГ.
      b. Разработать научно обоснованные стандарты медицинской помощи, стандарты организации деятельности ЛПУ, адекватные стандарты оснащения и привести ЛПУ в соответствие с требованиями этих стандартов.

    Предложить Министерству здравоохранения и социального развития РФ:

    1. Внести в Концепцию раздел понятийной лексики с юридически верными определениями используемых терминов.
    2. Обеспечить научное сопровождение всех разрабатываемых среднесрочных и долгосрочных программ.
    3. При разработке новых законодательных актов в обязательном порядке проводить экспертную оценку финансовой возможности их реализации и источники финансирования.
    4. Определить и законодательно закрепить структуру здравоохранения, отметив его многоуровневость, а также место, роль и функции каждого уровня, включая муниципальный уровень, обратив особе внимание на отдаленные северные территории с развитой сетью ЛПУ.
    5. Провести четкое разграничение понятий: первичная медико-санитарная помощь, квалифицированная помощь, специализированная и высокотехнологичная помощь.
    6. Разработать федеральную программу "Кадровая политика в здравоохранении" с подпрограммой "Повышение оплаты труда медработников", в которой утвердить единый подход к механизмам расчета заработной платы каждой категории работников.
    7. Разработать проект Федеральной целевой программы "Восстановление муниципального и сельского здравоохранения".
    8. Внести следующие дополнения и поправки в разрабатываемый вариант Концепции:

    В части организации системы управления здравоохранением:

    1. Предлагаем внести соответствующие поправки в Концепцию, четко определив место, функции и ответственность муниципального органа управления здравоохранением в общественной структуре, в соответствии с ст. 41 Конституции РФ, в ст.ст. 8 и 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст.ст. 15-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    2. Законодательно предусмотреть функции координации муниципальным органом управления здравоохранением отдаленных северных территорий деятельности всех организаций в сфере организации медицинской и лекарственной помощи.

    В части обеспечения должного объема и качества медицинской помощи:

    1. Выделить отдельным приоритетом в Концепции улучшение качества медицинской помощи.
    2. Дополнить основные приоритеты сохранением здоровья детского населения коренных, малочисленных и пришлых народов Крайнего Севера, проживающих в экстремальных условиях.
    3. Провести анализ исполнения программы "Дети России" и разработать в её рамках подпрограмму "Дети севера". Принять программу на срок до 2020г., обеспечив её приоритетное финансирование.
    4. Разработать единую систему повышающих коэффициентов для северных регионов и внесение их в существующие федеральные нормативные акты по продолжительности лечения больных.
    5. Создать единую для всей отрасли систему тарифов на все виды медицинских услуг в учреждениях здравоохранения с едиными повышающими и понижающими коэффициентами с учетом географического расположения ЛПУ, региональных условий.
    6. При разработке программ учитывать удаленность Северных территорий от региональных центров и возможность, при наличии кадрового потенциала и соответствующей МТБ ЛПУ, создание филиалов регионального центра (или 2-х центров: в регионе и на Северной территории). Это позволит обеспечить доступность и охват специализированной медицинской помощью население отдаленных территорий и реально повлиять на показатель смертности.
    7. Предусмотреть формирование структуры специализированной медицинской помощи на территориях муниципальных образований, в том числе и отдаленных северных, в соответствии со структурой заболеваемости населения и адресное распределение ресурсов.
    8. Предусмотреть при реструктуризации учреждений не только выделение ЛПУ, оказывающих интенсивную специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь, восстановительную, реабилитационную и медикосоциальную помощь, но и аналогичное выделение (перепрофилизацию) отделений в многопрофильных стационарах ЛПУ северных территорий.
    9. Разработать программный продукт по оценке качества медицинской помощи с едиными критериями для всех учреждений здравоохранения, с учетом специфики регионов, в том числе северных.
    10. Предусмотреть в Концепции реализацию главного принципа в медицине: "лечение не болезни, а больного", что позволит кардинально улучшить качество медицинской помощи.
    11. Законодательно оформить ответственность руководителей предприятий за реализацию мероприятий Проекта "Здоровье", восстановление здравпунктов и медсанчастей, четко прописав обязанности цеховой службы, ныне практически ликвидированной, за охрану здоровья работников и профилактику профзаболеваний.
    12. Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий доступность медицинской помощи кочующим, коренным и пришлым народам Крайнего Севера.
    13. Для медицинского обслуживания населения, ведущего кочевой образ жизни, предусмотреть подготовку парамедиков (возможно из числа педагогов, знакомых с основами медицинских знаний в рамках вузовских программ) для оказания доврачебной помощи коренному населению отдаленных северных территорий, законодательно закрепить их право на это, разработать стандарты подготовки и переподготовки и систему оплаты труда, а также алгоритм передачи информации о больном для вызова на себя бригады специалистов-медиков.
    14. Разработать положение о мобильных диагностических комплексах и обеспечить такими комплексами отдаленные северные территории, в том числе кочующее население.
    15. Разработать программу профилактики недостаточности нутриентов на северных территориях РФ.
    16. При внедрении диагностических и лечебных методик необходимо учитывать не только привязку к численности населения и экономическую составляющую, но прежде всего — обеспечение доступности и социальную эффективность.
    17. Законодательно оформить понятие "Северная медицина", предусмотрев этнические, клинические особенности коренного населения и подходы к оказанию медицинской помощи.

    В области лекарственного обеспечения:

    1. Предусмотреть в Концепции разработку раздела об управлении аптечной службой (фармацевтическими аптечными организациями) на всех уровнях.
    2. Разработать и утвердить нормативный документ (положение) об уполномоченном по качеству аптечной организации, его правах и функциональных обязанностях по контролю качества лекарственных средств.
    3. Внести в статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, следующее изменение: Абзац первый после слов "фармацевтической деятельности" дополнить словами ", за исключением лиц с высшим или средним медицинским образованием, которым предоставляется право на занятие фармацевтической деятельностью по реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, работающих в фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, участковых больницах в сельских поселениях районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в которых отсутствуют аптечные учреждения на основании договоров с аптечными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности".
    4. Внести в Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3006; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:
      1. статью 32 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
        "2.1. В сельских поселениях районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в которых отсутствуют аптечные учреждения, фармацевтическая деятельность по розничной торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения может осуществляться физическими лицами с высшим или средним медицинским образованием через фельдшерские пункты, фельдшерскоакушерские пункты, амбулатории и участковые больницы на основании договоров с аптечными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности".
      2. в статье 33:
        абзац первый считать пунктом 1;
        дополнить пунктом 2 следующего содержания:
        "2. Лица, имеющие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом, могут заниматься реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению в участковых больницах, врачебных амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, на основании договоров с аптечными учреждениями, обеспечивающими их лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности" (актуально при отпуске лекарственных средств на бесплатной основе по рецептам врача, т.е. когда в прямом смысле не имеет места розничная торговля, которая регулируется вышерассмотренной статьей 32 Федерального закона от 22.06.2.1998 № 86-ФЗ);
      3. в пункте 1 статьи 34 после слов "в соответствии с законодательством Российской Федерации" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 32 и пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона".
    5. Установить единый порядок ценообразования на все ЛС, включая референтные цены на ЛС, фиксированные торговые надбавки, с учетом географического расположения не только региона, но и территорий в структуре региона, в том числе районов Крайнего Севера.
    6. Установить единый регламент обеспечения бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, через государственные, муниципальные или частные аптечные организации с последующим возмещением стоимости рецепта из фонда ОМС.
    7. Повысить качество и объемы подготовки провизоров, клинических фармакологов, управленцев в фармации, создать систему непрерывного образования фармацевтических работников, в том числе их информационного обеспечения на рабочих местах.

    В части повышения квалификации медицинских работников:

    1. Для реализации системы непрерывной обучения без выезда с территории и без ухудшения доступности медицинской помощи предусмотреть:
      • возможность создания филиалов факультетов подготовки и переподготовки специалистов на территории, с использованием потенциала своих научных кадров и с возможностью широкого развития дистанционного очно-заочного обучения специалистов с последующей очной оценкой практических навыков;
      • разработку соответствующих образовательных стандартов и критериев получения соответствующего документа о допуске к работе;
      • внесение соответствующих поправок в законодательные акты в целях софинансирования указанного филиала из средств местного бюджета.
    2. Законодательно утвердить закрепление выпускников медицинских вузов, обучающихся по целевому направлению, для работы в первичном звене.

    В части информационному взаимодействию и обеспечения отрасли:

    1. Законодательное обеспечение защищенности канала связи (интернет) при проведении дистанционного консультирования с передачей конфиденциальной информации о больном.
    2. Подработать и внедрить учетно-отчетную документацию и разработать норму оплаты медицинских услуг при проведении телемидицинских консультаций.
    3. Обеспечить каждый ФАП орг.техникой для улучшения системы информирования, повышения квалификации, осуществление дистанционных консультаций с использованием канала связи и т.д.

    В области финансирования здравоохранения:

    1. Создать законодательную базу полного (бездефицитного) финансового обеспечения Программы госгарантий, в том числе путем выравнивания условий финансирования регионального и муниципального здравоохранения за счет средств федерального бюджета.
    2. Разработать систему налогообложения и возврата финансовых средств на местный уровень, предусмотрев оплату по подушевому принципу и по услугам, как при оказании медицинской помощи в амбулаторных, так и в стационарных условиях с учетом географического положения ЛПУ.
    3. Не допускать переход на одноканальное финансирование без четкого определения самого понятия "одноканальное финансирование" и предварительного решения задач:
      • увеличить объемы финансирования здравоохранения в 2,5-3 раза, ликвидировав дефицит ПГГ.
      • разработать научно обоснованные стандарты медицинской помощи, стандарты организации деятельности ЛПУ, адекватные стандарты оснащения и привести ЛПУ в соответствие с требованиями этих стандартов.
    4. Изменить действующую систему финансирования системы ОМС, предлагающую ограничение деятельности ЛПУ предельным бюджетом, обеспечив возможность стимулирования ЛПУ к выполнению больших объемов медицинской помощи по программе госгарантий.

    В части оплаты труда работников здравоохранения:

    1. Отработать механизмы оплаты труда медицинского персонала, обеспечивающего его заинтересованность в повышении качества и доступности оказываемой медицинской помощи.
    2. Дополнительно разработать механизм оплаты, учитывающий как затраты по лечению основного заболевания, так и сопутствующего, что позволит более эффективно использовать имеющиеся материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы ЛПУ.
    3. Вернуть в Трудовой Кодекс норму, когда МРОТ не включает выплат компенсационного и стимулирующего характера. Пересмотреть МРОТ, сделать его не менее прожиточного уровня, исключив доплаты стимулирующего характера и компенсационные выплаты.
    4. При действии федеральной нормы о МРОТ в сумме 4330 рублей обеспечить предоставление субвенций из федерального бюджета.
    5. Введение правительственных общих базовых окладов (на примере 1 разряда тарифной сетки) как обязательной нормы оплаты труда.
    6. Утвердить единую отраслевую систему на уровне РФ (а не по ЛПУ), определить критерии дополнительных стимулирующих выплат.
    7. Проанализировать, просчитать и определить все социально-экономические риски перехода на новую систему оплаты труда в здравоохранении.
    8. В условиях развивающегося экономического кризиса и несовершенства новой системы оплаты труда воздержаться от безотлагательного перехода на нее в социально-значимой отрасли — здравоохранении.
    Принята на VII медицинской ассамблее

    Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
    и V научно-практической конференции Центра
    полярной медицины ААНИИ
    3-4 декабря 2008 г.,

    г. Санкт-Петербург

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.