9 июля состоялась встреча
9 июля состоялась встреча Президента РФ В.В.Путина с членами Общественной Палаты РФ, в которой принял участие президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Председатель комиссии ОП РФ по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре И.Л.Шпектор.
Из стенограммы встречи В.В.Путина с членами ОП РФ.
И.ШПЕКТОР: Уважаемый Владимир Владимирович!
Мне очень сложно выступать после Николая Николаевича Дроздова. Он так красочно говорил о белых медведях, белухах, леопардах и плавно перешел к ассенизаторам. Вот я как раз и есть тот «ассенизатор», который сегодня возглавляет комиссию по местному самоуправлению, жилищно-коммунальному хозяйству и социальной инфраструктуре.
Я, кстати, его поддерживаю. Так случилось, что мне много приходилось бывать на островах океана, я 45 лет живу и работаю в Арктике. Мы Вам докладывали с Артуром Чилингаровым об открытии СП-32 и входа России в океан после долгого перерыва. Недавно, когда мы были с Грибом в Брюсселе и защищали Россию, говорили об Арктике, то я, выступая, говорил там о том, что именно благодаря Путину сегодня Арктика очищается. И это очень важная позиция, которую высказал Николай Николаевич. Я отвлекся.
Владимир Владимирович, Вы понимаете, наша комиссия непростая – местное самоуправление. Не будем на нем останавливаться, но Вы часто в своих выступлениях говорите о необходимости приближения власти к народу и народа к власти. И здесь, мне кажется, очень важна роль субъектов Федерации и Ваше волевое решение.
С нашей точки зрения, то, что сегодня из городов ушло здравоохранение, ушли социальные объекты, ушли интернатные учреждения, дома сирот, соцзащита, говорят уже о дошкольных учреждениях, все это находится в субъектах – это неправильно. Это я говорю и от нашей комиссии, и от мэров городов. Если обеспечивать взаимное доверие, то жители городов обращаются прежде всего к мэру города. И никто не хочет понимать, что за тысячу километров от Воркуты находится Сыктывкар, там сидит какой-то министр, который руководит здравоохранением или детскими учреждениями, или дворцом искусства. Это неправильно. Я на собственном опыте как мэр города Воркуты могу сказать, что мэру нужно отвечать за все, тогда он приближен к народу, и народ ему доверяет. Мне кажется, что это нужно вернуть.
Что касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства, то Вы ими владеете в совершенстве. Конечно, программа, которую Вы задали, о переселении из ветхого и аварийного жилья к 2018 году, будет выполнена. Но вместе с тем я думаю, что необходимо сегодня сделать правильную инвентаризацию жилого фонда, чтобы субъекты ее выполнили, и чтобы была более честная картина по аварийному жилью. Та же самая 335-я серия, то есть «хрущевки», – это дома уже аварийные, они изжили себя, но ни один дом не показан как аварийный. Владимир Владимирович, это очень важная проблема.
Что касается капитального ремонта жилого фонда, объектов теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений, водозаборных сооружений. С нашей точки зрения, нужно уйти от иждивенческой политики муниципалитетов ходить с протянутой рукой за субсидиями. Нужно перейти к кредитам, долгосрочным кредитам, но чтобы была ответственность муниципалитетов и субъектов и чтобы деньги возвращались. Да, долгосрочный кредит. Но это, по крайней мере, будет ответственность, а не ссылка на то, что Правительство плохо работает и Президент не помогает.
Сегодня очень важную роль имеет общественный контроль. Владимир Владимирович, опять-таки возвращаясь к местному самоуправлению, с моей точки зрения, то, что сегодня управляющие компании (ТСЖ, МЖК) не подчинены мэрам городов, – это неправильно. Все равно все спрашивают у мэра, а он не имеет влияния на управляющие компании. То есть управление через жилищного инспектора – это отмазка. И вот тот закон, который сегодня принят Думой по лицензированию (Владимир Владимирович, я знаю, что Вы требовали принятия закона) принят с определенными ошибками. И к Вам уже обращались по этому поводу. Я обращаюсь с просьбой задержать его на Вашем уровне. Там есть серьезные замечания, которые нужно исправлять, в том числе коррупционная составляющая, которая может быть, и развал управляющей компании. Появятся мудрые люди, которые будут забирать хорошие дома, скидывать плохие. За любое нарушение, которое может быть, например, кусок мусора найдут, два замечания – компания уходит.
Владимир Владимирович, по социальным объектам я хочу сказать, что строится много. Но просьба обратить внимание все-таки на малые города, на села, на небольшие районы, где не хватает сегодня фельдшерских пунктов, где не хватает сегодня малых домов культуры, малых кинотеатров. Большие города справятся сами. Малые города!
Что касается нашей комиссии, то мы постараемся помогать народу, как можем, и вместе с тем снимать все те негативы, которые порой сыпятся за счет некомпетентности, за счет пустого критиканства.
Мне пришлось возглавлять штаб по выборам президента Республики Коми. Я сам провел 83 встречи. Поверьте мне, что народ Вам доверяет. И сегодня мы не ошиблись, особенно видя Ваши последние решения, что Вы действительно наш достойный лидер, ну а мы Ваши помощники.
Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
У меня вопрос по поводу кредитов. Что Вы говорили по поводу кредитов? Я просто пропустил.
И.ШПЕКТОР: Я говорил о том, что нужно прекратить субсидирование муниципалитетов. Нужно уйти от субсидий. Субсидия – это безвозвратно. Ходят к Цицину, к Степашину сейчас будут ходить и так далее, в Министерство строительства. Нужны кредиты, а не субсидии. Кредит – это возврат. Долгосрочный кредит. Тогда будет ответственность руководителей городов и субъектов. Сегодня все безответственно.
В.ПУТИН: Спасибо.
Я сразу на это отвечу. Вы знаете как мэр, что достаточно широко используется бюджетное кредитование. Оно является льготным по сравнению с коммерческим кредитованием. К сожалению, многие региональные бюджеты уже закредитованы или перекредитованы. Более того, в этой связи даже возникают вопросы и просьбы со стороны руководителей регионов эти кредиты структурировать или даже отчасти списать. Такой механизм действует, и он, конечно, лучше, чем просто дарить деньги, Вы абсолютно правы, но и он не всегда эффективно работает, имея в виду повышение ответственности. А в некоторых случаях настолько все перекредитовано, что ничего не остается уже на развитие. Поэтому здесь нужно искать. Такой механизм будет использован и дальше, но нужно к нему тоже подходить очень аккуратно.
Теперь по поводу управляющих компаний. Очень важный вопрос Вы затронули: управляющие компании и их лицензирование. Вы сказали, что закон, который принят, – с огрехами принят и там много проблемных точек. Что конкретно Вы имели в виду? Вы сказали и о коррупционной составляющей, которая там заложена? В чем проблема?
И.ШПЕКТОР: Владимир Владимирович, Вы знаете, я как мэр города не создал ни одной управляющей компании. И не создавал я их по одной причине. Приходили ребята с закрученными пальцами и говорили: «Давайте мы организуем компанию». Я говорил: «Вы мне покажите, сколько у вас бульдозеров, сколько у вас экскаваторов, сколько у вас вышек. Как вы будете в городе Воркуте вообще руководить?» Они говорили: «Мы будем брать где-то». Я говорю: «Где?» – «В ЖЭКе». – «Я сниму начальника ЖЭКа с работы, если вы возьмете у него, он оторвет от себя».
Поэтому сегодня, с моей точки зрения, есть сильные управляющие компании, с которых можно брать пример, и мы их будем показывать на всех уровнях, и есть более слабые. Но сегодня самую сильную компанию можно уничтожить благодаря закону, который вышел. Получается, два замечания, а замечания составить не сложно – пришел, поджег бумажку, копоть на стене, вторая – вода не так льется, и инспектор передает все это дело без коллегиального решения, без мэра города, и компания управляющая исчезает. Сегодня уже начинают исчезать управляющие компании.
Поэтому, конечно, нужна более подробная записка. Я думаю, если Вы посоветуетесь с Козаком, с тем же Степашиным или Цициным – они придерживаются той же позиции. А вот Министерство строительства, которое под себя это делает, потому что, я так понимаю, что там хотят сделать главного инспектора, именно в Министерстве строительства (не будем называть фамилии) – они заинтересованы. Вот моя точка зрения. Владимир Владимирович, я человек откровенный, но мы создаем прецедент определенный.
А что касается Вашего мнения о кредитах, Вы человек сильный, я бы на Вашем месте тех, кто недоволен, что у них большие кредиты, большие деньги, я бы их снимал с работы (руководителей, губернаторов этих).
В.ПУТИН: Петру Первому как-то сказали: «С кем останетесь, Ваше Величество?» (Смех.) Поэтому самое простое в моем положении – шашкой махать и всех снимать. Надо заставить работать как следует, это сложнее.
Но вернемся к лицензированию компаний. Это чрезвычайно важный вопрос. Вы сказали о коррупционной составляющей. А поскольку Вы призываете быть откровенным, я тоже буду откровенным, мы с вами хорошо знаем (не скажу, что все), очень многие граждане недовольны тем, как работают управляющие компании, подавляющее большинство недовольны работой управляющих компаний. Значит, оставить все, как было до сих пор, было бы неправильным. Ясно, что нужно что-то менять. Что? Допустим, в Воркуте было выстроено так, как Вы сказали. Я исхожу из того, что так оно и есть в Воркуте. Но в России много других городов. И эти управляющие компании очень часто создавались и создаются до сих пор, создавались, во всяком случае, без опыта работы, без того материального обеспечения, о котором Вы сами только что сказали. И они не выполняют своих функций, подчиняясь местному руководству. Именно поэтому у Правительства возникла идея разделить эту ответственность и провести лицензирование.
Конечно, при любом лицензировании, есть люди, которые эту лицензию дают и могут отобрать. В этом и состоит, как я Вас понимаю, определенная опасность коррупции. Но в первом варианте, когда местные власти назначают неизвестно кого и никто с них не спрашивает, тоже есть коррупционная составляющая. Поэтому если говорить об этой составляющей, то она просто перемещается с одного уровня на другой уровень. Но вопрос в другом: эффективно ли будет разделить в известной степени ответственность за работу управляющей компании и за контроль над этой работой? Вы сами сказали, что нужно представить более основательную записку. Я Вас как раз об этом хочу попросить, Вы человек опытный, причем с опытом практической работы. Посмотрите, пожалуйста, повнимательнее. Насколько я представляю, я уже все принятые законы подписал, но это не значит, что они на всю жизнь, на все ближайшие 100 лет в таком виде должны остаться. Давайте, пожалуйста, свои предложения. Я обязательно поручу Правительству дополнительно это проработать. В ближайшее время мы это сделаем. И если, в том числе и при Вашем участии, придем к выводу, что действительно там что-то нужно поправить, мы это сделаем. Это при доброй воле и при желании со стороны депутатов (а такая добрая воля у них наверняка есть, 100 процентов, люди хотят, чтобы эта сфера деятельности была у нас отрегулирована наилучшим образом), мы это поправим.
И.ШПЕКТОР: Спасибо. Закон Вы еще не подписали. Не подписывайте его пока.
В.ПУТИН: Откуда Вы знаете?
И.ШПЕКТОР: Я знаю. Отслеживаем.
В.ПУТИН: Дело в том, что все, что Дума приняла и Совет Федерации, я уже все подписал.
А.БРЕЧАЛОВ: Спорить не будем.
В.ПУТИН: Я сделал это именно вчера вечером, ночью, потому что уезжаю в длительную командировку, и соответствующие законы в соответствии с регламентом должны быть подписаны, я не могу их оставить на возвращение после командировки.