Информация Тяна А.Р.
Выступление главы МО ГО «Усинск»
на съезде Союза 25 ноября 2010 года
на тему «О реформировании ЖКХ в части реализации Закона РФ «Об энергосбережении» и Постановления правительства РФ №307»
С 2009 года население г.Усинска перешло на расчеты за потребленную электроэнергию по общедомовым приборам учета потребления электрической энергии. При переходе на данную систему расчетов и при проведении сравнительного анализа было выявлено много неточностей и неготовность всех служб к данным расчетам, а также несоответствие некоторых законов и нормативных документов, не отвечающих требованиям решений данной проблемы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги: при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов, учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода «суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета».
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
В настоящее время размер платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирных домах г.Усинска определяется в соответствии с формулой № 9 приложения № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 г. №307, пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков. Из этого следует, что обладатели индивидуальных приборов учета потребления электрической энергии, должны оплачивать объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного квартирными счетчиками.
Показания общедомовых и индивидуальных приборов учета потребления электрической энергии, снимаются в разные временные промежутки, что является искажением реальной картины потребления электроэнергии в местах общего пользования. Снятие показаний с индивидуальных приборов учета потребления электрической энергии осуществляется не ежемесячно, в связи с чем расчет за электроэнергию производится по средним показаниям.
Большинство квартир, находящихся в жилых домах не оборудованы или имеют неисправные индивидуальные приборы потребления электрической энергии, в связи с чем, плата за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды рассчитывается в соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ. В связи с этим собственники, чьи индивидуальные приборы электрической энергии находятся в исправном состоянии обязаны платить сверхнормативный расход коммунального ресурса за потребителей, не имеющих индивидуальных приборов учета потребления электрической энергии.
Так, при проведении сравнительного анализа фактического потребления электроэнергии по жилым помещениям в многоквартирных домах г. Усинска, было выявлено, что фактическое потребление населением превышает нормативы потребления электроэнергии до 50% и более. Так при нормативе на 4-х человек проживающих в трехкомнатной квартире 200 кВт.ч., фактическое потребление таким же количеством человек, проживающих в тех же условиях составляет по данным ОАО «Коми энергосбытовая компания» 312 кВт.ч., что на 56% превышает норматив.
Ранее неоднократно были выявлены случаи несанкционированного подключения к приборам учета потребления общедомовых нужд. Таким образом, данные несанкционированные подключения отражались на счетчике потребления общедомовых нужд и в последующем пропорционально распределялись на жильцов многоквартирного дома, что напрямую противоречит п.8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», где указано, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является акт разграничения многоквартирного дома. А также в соответствии с пунктами 15 — 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Сегодня мы привели в соответствие требованиям Жилищного Кодекса соучастие всех субъектов жилого дома (магазины, офисы, расположенные на первых этажах жилых домов) в общедомовом содержании.
В соответствии со ст.6 ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию Российской Федерации» № 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Администрацией МО ГО «Усинск» ведется работа по увеличению норматива потребления электроэнергии для населения (поквартирное), не имеющих индивидуальных приборов учета.
При повышении норматива на потребление электроэнергии на 50-60%, жильцы, чьи квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии будут оплачивать пропорционально общедомовые нужды, не перераспределяя потребление электроэнергии сверхнормы на жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Также данная мера будет способствовать установлению индивидуальных приборов учета электрической энергии.