Информация Шмакова С.А.

Доклад Главы города Норильска С.А. Шмакова на ХХХ Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера «О летней оздоровительной кампании детей Заполярья и Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним в новых условиях».

Уважаемые коллеги!

Какие бы условия не диктовало нам время, одной из важнейших задач власти всех уровней была и остается организация летней оздоровительной кампании для наших детей. Это вопрос ответственности власти перед населением, прежде всего, в части сохранения здоровья нации. Это вопрос государственного значения.

Но для ряда территорий вопрос организации летней оздоровительной кампании без преувеличения, является жизненно важным.

Все присутствующие в этом зале – люди, несущие ответственность за территории с особыми климатическими условиями. Что это означает? Север России, Заполярье относятся к районам, удаленным от центра страны, что определяет крайне высокую стоимость пассажирских авиаперевозок, особенно в летний период. Вопрос организации ЕЖЕГОДНОГО выезда детей на летний отдых в значительной степени зависит от возможностей семейного бюджета. При этом хочу напомнить, что только дальневосточное направление с 2009 года включено в государственную Программу субсидирования авиаперевозок, позволяющих в отпускной период пенсионерам старше 60 лет и молодежи до 23 лет выезжать на «материк» по фиксированной низкой стоимости. С весны 2010 года в Программу включен и Норильск, но пока льготные поездки доступны для нас только на московском направлении. Для ряда территорий эта проблема остается острой, а, значит, организация выезда детей на «материк» становится зоной ответственности региональных и местных бюджетов. Суровые зимы с резкими перепадами температур и атмосферного давления, продолжительный период полярной ночи и, как следствие, менее подвижный образ жизни, чем у «материковских» сверстников – все это сложно компенсировать даже достаточным количеством муниципальных учреждений здравоохранения и спортивных сооружений. Дети, проживающие в экстремальных климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера, более подвержены развитию патологических процессов и чаше болеют, чем на «материке». В качестве наглядного примера приведу следующие данные: общая заболеваемость детей по муниципальному образованию город Норильск по показателям 2009 года на 9,8% выше, чем в среднем по России. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, органов зрения, нервной системы, пищеварения и костно-мышечной системы. Подчеркну, что подобная картина характерна практически для всех территорий Заполярья и Крайнего Севера.

Для снижения этих показателей и получения максимального лечебного эффекта, необходимо ежегодное оздоровление детей из северных регионов в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях юга России, где предлагается комплексное оздоровление. Для детей Севера России это реальная и научно обоснованная необходимость.

Более того, научно доказано, что для достижения выраженного эффекта оздоровления рекомендуется нахождение северных детей в оздоровительном лагере не менее 30 — 40 дней.

Именно с учетом этих рекомендаций на территориях Заполярья и Крайнего Севера осуществляется подход к организации летней оздоровительной кампании. Система организации летнего отдыха детей предусматривает ряд основных мероприятий, направленных на обеспечение отдыха, оздоровления, продолжение учебно – тренировочного процесса через создание системы выездных и городских оздоровительных лагерей, трудовых отрядов школьников.

В период кампании 2009 года отдохнули и поправили здоровье 7545 детей северных территорий Красноярского края в возрасте от 7 до 15 лет. Это общая численность детей Норильска, Таймыра, Эвенкии, Туруханского района, охваченных организованным отдыхом. Были созданы 65 лагерей с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений с охватом 3624 ребенка, организован выезд детей на юг России и края.

Что касается нашего города, то в выездных лагерях в 2009 году отдохнули 2640 норильских детей, еще 1280 – в пришкольных лагерях. На отдых юных норильчан израсходовано 189 млн. руб., в том числе из средств бюджета муниципального образования город Норильск – 87, 4 млн. руб. в рамках муниципальной программы «Отдых, оздоровление и занятость детей муниципального образования город Норильск», из средств Фонда социального страхования – 8, 3 млн. руб. Дополнительно 77,8 млн. руб. израсходовал Заполярный филиал «Норильского никеля» для организации летнего отдыха детей работников компании. При этом 293 ребенка из малообеспеченных семей, семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, детей-сирот и детей инвалидов смогли выехать на летний оздоровительный отдых на юг России и края бесплатно.

Организации трудовых отрядов норильских школьников в 2009 году было уделено особое внимание как одному из антикризисных мероприятий, реализуемых на территории. В летний период 2009 года в первую очередь были трудоустроены дети из малообеспеченных семей, а также семей, где один или оба родителя состоят на учете, как безработные. Всего было предоставлено 874 рабочих места.

Проведенный анализ ситуации на всех территориях Заполярья и Крайнего Севера России показывает, что направления летней оздоровительной кампании 2009 года позволили охватить организованным отдыхом от 60 до 75% детей, причем – и это очень важно! — в соответствии с потребностью их КАЧЕСТВЕННОГО оздоровления.

НОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

В июле 2009 года был принят 213-й федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов». Затем были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». С 2010 года выделение денежных средств на проведение оздоровительной кампании детей из Фонда социального страхования РФ не производится. В настоящее время закон предусматривает отнесение организации отдыха и оздоровления детей к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Безусловно, в этом нововведении есть положительные моменты. В частности, ранее действовавший механизм в целом по России был ориентирован исключительно на детей застрахованных граждан, которые уплачивали страховые взносы в Фонд социального страхования. Это было связано с источником образования денежных средств. В результате перехода на новый механизм дети застрахованных и незастрахованных граждан уравнены в правах. Кроме того, в три раза увеличен размер федеральной субсидии на организацию отдыха детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В 2010 году в целом по России на эти цели направлено более 4 миллиардов федеральных рублей.

Тем не менее, весной 2010 года, в период подготовки к летней оздоровительной кампании, возникли обоснованные опасения, что многие субъекты не успеют, или, с учетом посткризисной напряженности бюджетов, просто не смогут вовремя перестроиться и организовать оздоровительную кампанию на должном уровне. Особенно, с учетом того факта, что многие территории получили субсидии в объеме, недостаточном для того, чтобы сохранить охват детей организованным отдыхом на уровне 2009 года.

В марте 2010 года Общественной палатой РФ были проведены общественные слушания «Детская летняя оздоровительная кампания 2010 года: проблемы и пути их решения». По мнению участников слушаний, новый порядок финансирования летней кампании может привести к снижению общих объемов оздоровления. При этом отмечалось, что отдых детей-северян с 2010 года во многом зависит от социальной ответственности градообразующих предприятий. В частности, речь идет о компенсации стоимости проезда детей к месту отдыха и обратно. При этом было высказано опасение, что, в связи с ростом стоимости путевок на санаторно-курортное лечение уменьшится количество детей, выезжающих на оздоровление в южные районы России.

В докладе Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву 8 июня 2010 года обоснованность этих опасений подтвердила Министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. Она отметила, что данные регионов подтверждают резкое снижение количества детей, выезжающих в южные оздоровительные лагеря. Это связано с затратами на поездки, а также с тем фактом, что регионы Российской Федерации стали активнее использовать свои базы санаторно-курортных учреждений для отдыха и оздоровления детей. Кроме того, было отмечено, что ряд субъектов России не смог обеспечить уровень финансирования летней оздоровительной кампании на уровне 2009 года.

Переход к новой системе финансирования и организации летнего отдыха детей происходил непросто. Тем не менее, при поддержке органов федеральной и региональной власти, а также крупнейших работодателей на некоторых территориях, большая часть муниципальных образований Заполярья и Крайнего Севера сумела сохранить объемы охвата детей организованным отдыхом. В качестве наглядного примера, позволю себе подробнее остановиться на результатах организации летнего отдыха детей в 2010 году в городе Норильске.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Финансирование данных мероприятий в летний период 2010 года осуществлялось из следующих источников:

  • средства краевого бюджета – 9,7 млн.руб.,
  • средства муниципального бюджета – 81, 6 млн. руб.,
  • средства ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» — 82 млн. руб.,
  • средства родителей – 33,6 млн. руб.

Общий объем финансирования в летний период 2010 года составил 207, 8 миллионов рублей, что на 18,5 миллионов больше, чем в 2009 году. Хочу подчеркнуть, что сотрудничество в организации летнего отдыха и трудоустройства детей в летний период является одним из многолетних направлений взаимодействия муниципалитета города Норильска и градообразующего предприятия. Во многом благодаря совместной работе нам удалось в 2010 году сохранить основные традиционные формы организованного отдыха детей и подростков:

  • система выездных оздоровительных лагерей для детей различных социальных групп – 2720 чел. ;
  • городские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений – 1140 чел. ;
  • военно – патриотический лагерь «Мальчишки Севера» — 100 чел. ;
  • городские трудовые отряды школьников – 909 чел.

В период летних каникул 2010 в оздоровительном лагере «Вита» ( г. Анапа) организован оздоровительный отдых для детей работников бюджетной сферы (280 путевок продолжительностью 42 дня, 2 заезда), также реализовано 620 путевок для детей работников Заполярного филиала «Норильского никеля» (3 заезда продолжительностью 42 и 63 дня) с оплатой авиаперелета за счет градообразующего предприятия.

146 юных спортсменов – детей работников Горной компании выехали на оздоровительный отдых в спортивно – оздоровительный лагерь «Заполярье» (г. Алексино, Тульская область).

В летний период 2010 года организованы 3 выездных спортивно – оздоровительных лагеря в Московской, Калужской области и Красноярском крае с общим количеством воспитанников – 368 человек.

99 воспитанников Интерната № 2 в летний период выехали на оздоровительный отдых в оздоровительный лагерь «Солнечный — 2», поселок Тесь Минусинского района Красноярского края.

Продолжительность смены составила 72 дня, дети получили полный курс оздоровления органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, желудочно – кишечного тракта, нервной системы.

Воспитанники специнтерната VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья в количестве 30 человек прошли курс санаторно – курортного лечения в детском оздоровительном лагере «Солнечный — 2», участвовали в культурно – досуговой программе лагеря. Период пребывания – 72 дня.

В 2010 году Министерством здравоохранения Красноярского края выделены бесплатные путевки на санаторно – курортное лечение детей в возрасте от 7 до 17 лет в поселке Тесь Минусинского района. Продолжительность лечения – 21 день. Всего выделено 38 путевок. Кроме того, предоставлена возможность круглогодичного формирования групп детей в краевые и федеральные санатории в соответствии с заявками лечебно – профилактических учреждений. В Долгосрочной муниципальной целевой программе «Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков МО город Норильск» на сопровождение групп детей к месту лечения выделены дополнительные ассигнования.

В летний период текущего года организован отдых и лечение в оздоровительных лагерях «Солнечный — 1» и «Солнечный — 2» по бесплатным путевкам Министерства социальной политики Красноярского края для 160 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Также в рамках муниципальной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей муниципального образования город Норильск на 2010 год» произведена оплата проезда детей к месту оздоровительных учреждений и к месту неорганизованного отдыха для 201 человека.

Оздоровление 20 воспитанников социального приюта Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» в 2010 году организовано на базе детского оздоровительного лагеря «Премьера» г. Анапа. Продолжительность смены составила 42 дня.

Учитывая, что не всем детям – инвалидам, согласно медицинским показаниям, разрешен отдых на Черноморском побережье, Администрацией города Норильска были приобретены путевки для детей-инвалидов не только в детский оздоровительный лагерь «Премьера» (г. Анапа) — 34 путевки по 63 дня пребывания; но и в лагерь «Солнечный-2» (Красноярский край) – 34 путевки по 72 дня пребывания.

ТРУДОВЫЕ ОТРЯДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Для временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в летний период 2010 года на территории муниципального образования город Норильск создано 909 временных рабочих мест.

Управлением общего и дошкольного образования Администрации города Норильска ежегодно формируется 55 трудовых отрядов.

В этом году 585 рабочих мест предоставили предприятия ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», 324 рабочих места предоставлено предприятиями различных форм собственности, расположенными на территории города Норильска. С каждым несовершеннолетним на период работы на предприятии был заключен срочный трудовой договор, впервые вступившим в трудовые отношения оформлена трудовая книжка. Средняя заработная плата участника трудового отряда школьников за полный отработанный месяц в 2010 году с учетом материальной поддержки «Центра занятости населения» составила 6 500 рублей.

ГОРОДСКИЕ ПРИШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ

Ежегодно в июле для 100 мальчишек в возрасте от 10 до 14 лет открывается городской военно – патриотический лагерь круглосуточного пребывания «Мальчишки Севера». Всем детям путевки предоставляются бесплатно. Воспитательная работа осуществляется при участии военного комиссариата, Норильского военного гарнизона, ГО и ЧС, УВД, общественных организаций.

Кроме того, летом 2010 года работали 12 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе 8 муниципальных образовательных учреждений. Детям обеспечивалось трехразовое питание, для детей младше 10 лет предусмотрен дневной сон. Организована увлекательная культурно – досуговая программа: Спартакиада, выезды на туристические базы отдыха, познавательные экскурсии, посещение кинотеатров и других культурно – досуговых учреждений города.

Для детей из малообеспеченных семей предоставлено 200 бесплатных путевок. Всего в городских лагерях отдохнули 1140 воспитанников в возрасте от 6 до 14 лет.

ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ-2010

Все плановые показатели по организации летнего отдыха нами выполнены. Улучшен оздоровительный эффект по итогам смен в выездных оздоровительных лагерях. Увеличены количественные показатели организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул. Это положительный результат, которого нам удалось добиться при поддержке власти Красноярского края и компании «Норильский никель». При этом анализ итогов оздоровительной кампании 2010 года показал некоторые общие для северных территорий проблемы.

Норильск не сумел освоить в полном объеме субсидии, выделенные городу в 2010 году в соответствии с Законом Красноярского края от 29.04.2010 № 10-4627 «О внесении изменений в Закон края «Об обеспечении прав на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае».

Причиной тому мы считаем ряд объективных факторов:

  • субсидии выделялись только на частичную оплату путевок сроком на 21 день. Выезд на отдых на столь короткий период не оправдывается затратами на дорогу и длительным адаптационным периодом детей, выезжающих с территории Крайнего Севера;
  • субсидии не предусматривали оплату проезда детей к месту оздоровительного отдыха и обратно, при том, что средняя стоимость авиабилета составляет 25 000 рублей;
  • субсидии не предусматривали возможность оплаты путевок в оздоровительные лагеря за пределами Красноярского края, что принципиально важно для детей Заполярья и Крайнего Севера.

Хочу подчеркнуть, что только часть территорий Заполярья и Крайнего Севера заявила об отсутствии особых проблем в организации летнего отдыха в 2010 году, в частности, к ним относятся города Новый Уренгой и Ноябрьск Тюменской области. Об успешной организации летнего отдыха сообщает Нарьян-Мар, но основной формой летнего отдыха детей в городе стали пришкольные и городские оздоровительные лагеря дневного пребывания, открытые на базе спортивных и оздоровительных учреждений. С серьезными проблемами столкнулся и Таймырский муниципальный район: охват детей организованным отдыхом был сохранен, но количество детей, выехавших в 2010 году на отдых к морю, составило лишь 65% от показателей 2009 года.

Результаты оздоровительной кампании в муниципальных образованиях республики Коми, таких, как Усинск, Ухта и другие, показывают резкое снижение – почти в 2 раза в сравнении с 2009 годом! – количества детей, отдохнувших в выездных и профильных лагерях, в ряде городов почти на 30% снизилось количество детей и подростков, трудоустроенных в летний период.

В городе Ухта (республика Коми) полноценное выездное оздоровление детей были вынуждены заменить организацией краткосрочных экскурсионных туров в город Санкт-Петербург, что позволило повысить показатели организованного отдыха в летний период, но вряд ли положительно сказалось на качественном уровне оздоровления.

О резком снижении количества детей, выезжавших летом 2010 года в санаторные лагеря, говорят данные о летнем отдыхе детей Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Сахалинской области. О непомерной нагрузке на местный бюджет, и, как следствие, значительном снижении качественного уровня оздоровления детей сообщает по итогам лета-2010 Воркута. Муниципальное образование Нягань Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из-за сокращения финансирования летней кампании почти на 4, 7 млн. руб. было вынуждено ограничить питание детей в оздоровительных лагерях дневного пребывания до двух раз в день и сократить расход средств на организацию питания в расчете на одного ребенка почти в 2 раза. На 40% сократилось в сравнении с 2009 годом количество няганских детей, выезжавших на оздоровление за пределы округа…

Уважаемые коллеги!

Заполярье и Крайний Север – особые территории России. У нас не очень просто жить, но мы имеем огромное значение для развития экономики страны. Кроме того, Заполярье и Крайний Север — это богатый человеческий потенциал – коренные малочисленные народы с уникальной культурой и историческими формами хозяйствования, профессиональные специалисты в производственной и социальной сферах, мастерство которых проверено экстремальными условиями работы. Это наши дети, укрепление здоровья которых – вклад в здоровье нации.

Чтобы не повторить ошибки оздоровительной кампании 2010 года, необходимо изменить подход к финансированию летнего оздоровления детей Заполярья и Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним. В связи с этим, прошу внести в резолюцию ХХХ Съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера следующие предложения:

  1. С целью своевременной и качественной подготовки мероприятий оздоровительной кампании 2011 и последующих лет и сохранения общего объема финансирования летней оздоровительной кампании не ниже уровня 2009 года, рекомендовать субъектам Российской федерации предусмотреть субсидирование территорий Заполярья и Крайнего Севера с учетом реальных возможностей местных бюджетов.
  2. Для повышения качественного уровня оздоровления детей северных территорий необходимо предусмотреть выделение средств на приобретение путевок детям в выездные детские санаторно-оздоровительные лагеря, расположенные как на территории субъекта РФ, так и в южных регионах России с учетом рекомендуемого периода пребывания не менее 40 дней.
  3. Субъектам РФ необходимо предусмотреть возможность компенсации (полной или частичной) проезда детей Заполярья и Крайнего Севера к месту оздоровительного отдыха и обратно.
  4. Убежден, что данные меры позволят организовать оздоровительный отдых и занятость детей и подростков Заполярья и Крайнего Севера в летний период 2011 года на высоком качественном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.