К ПРОГРАММЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СМЕН
ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ЗАПОЛЯРЬЯ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА В 2010 ГОДУ

I. Аннотация

Проект поддержки одарённых детей Заполярья и Крайнего Севера «Вдохновение Севера» реализуется Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера и находится под патронажем Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации ФС РФ и Комитета по проблемам Севера и Дальнего востока Государственной Думы ФС РФ.

Начало работы проекта было дано 14 марта 2006 г. на конференции «Работа с одарёнными детьми в городах и районах Крайнего Севера в современных условиях», проведенной Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера совместно с Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы ФС РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ.

Проект реализуется в форме профильных смен в детских оздоровительных лагерях, образовательный и воспитательный компонент программы в которых методически подобран для наибольшего раскрытия талантов и способностей одарённых детей. К настоящему моменту в проекте участвовало около 4 000 детей из 63 городов и районов Крайнего Севера и приравненных территорий. За 2006-2010 г.г. проведено 17 профильных смен проекта «Вдохновение Севера» в Анапе и в Подмосковье. Основное финансирование производится из средств муниципальных и региональных бюджетов и внебюджетных источников, предусмотренных на мероприятия по отдыху и оздоровлению детей.

Основная направленность программы «Вдохновение Севера» — оздоровление одарённых детей, а также практическое дополнительное образование, в том числе в области информационных технологий, основ исследовательской и экспериментальной деятельности. Профильная смена сегодня — закономерный и полноправный элемент государственной системы образования, уникальная возможность поддержки особой, стратегически важной для задачи модернизации страны категории детей — детей одарённых и талантливых. Правильно организованная профильная смена позволяет реализовать сразу три ключевые направления: индивидуальная поддержка здоровья одарённых, интеграция их в общество и социализация таланта; закрепление знаний экспериментом и практикой, а также возможность дополнительного раскрытия таланта в особой среде единомышленников.

Летом 2009 года в Анапе у участников научно-технической смены «Робототехника» родилась замечательная идея дистанционного объединения активных, талантливых детей при помощи интернет-технологий. Идея заключалась в создании собственного молодёжного интернет-радио, которое смогло бы объединить всех участников проекта «Вдохновение Севера», невзирая на сотни километров, сделало бы общение круглогодичным и ежедневным. В дни зимних школьных каникул 2010 года проведена профильная смена «Школа Интернет-радио», её участниками стали 160 мальчишек и девчонок из различных городов и районов со всей страны, которые за 21 день стали из обычных ребят, интересующихся журналистикой, литературой, звукотехникой или компьютерами, сплоченными командами, готовыми делать настоящие радиопередачи и выпускать их в интернет-эфир. В каждой из летних смен 2010 года будет работать своё интернет-радио, будут выпускаться передачи — как в записи, так и в прямом эфире.

II. Место реализации проекта летом 2010 года

ДСОЛ «Премьера», федеральный детский город-курорт Анапа. Лагерь выбран Оргкомитетом с учетом пожеланий муниципалитетов-участников смен предыдущих лет об улучшении условий проживания детей.

Расположение:

одна из самых зеленых территорий в начале Пионерского проспекта города-курорта Анапа

Размещение:

в стационарных 2-3 этажных корпусах по 2-5 человек на одноярусных кроватях, комнаты меблированы тумбочками, шкафами, стульями. Санузлы (душ, раковина, туалет) в номерах. На каждом этаже оборудованные отрядные места, игровая комната, холл с телевизором, камера хранения, гладильная комната.

Организация питания:

сбалансированное 5-и разовое по утвержденному меню в кондиционированной столовой. Обслуживание официантами.

Спорт:

новое поле для мини-футбола со специальным искусственным покрытием и трибунами на 900 мест, футбольное поле, детский гимнастический городок, новые баскетбольная, волейбольная площадки с тартановым покрытием и трибунами на 200 мест, теннисные столы, теннисный корт, туристический городок, тренажерный зал, рыболовный клуб, водный туризм и др.

Досуг:

единственная в Анапе студия детского интернет-радио, детский пресс-центр и монтажная студия, кружковые помещения (более 20 кружков) со стационарным оборудованием (детская столярная мастерская, изостудия, оборудование для пленера и др.), игровые комнаты с видеооборудованием, набором развивающих игр для детей младшего и среднего возраста, фильмотекой с более 1000 детских мультфильмов и фильмов по школьной программе; библиотека, летняя эстрада с танцплощадкой, стилизованная хореографическая студия с единственным на Пионерском проспекте настоящим балетным классом (кондиционированным), один из самых больших на Пионерском проспекте киноконцертных залов с профессиональной сценой и современным свето- и звукооборудованием, отрядные беседки, детская прачечная, радиорубка, магазин с товарами первой необходимости.

Пляж:

собственный огороженный песчаный пляж, укомплектованный лежаками, зонтиками, теневыми навесами; раздевалками, оборудованный стационарным медицинским постом, туалетом, смотровыми спасательными вышками, громкой связью, в огороженной акватории дежурит спасатель на лодке. Пешеходная дорожка к пляжу (до пляжа 200 м.).

Охрана:

территория полностью огорожена, профессиональная охрана.

Санаторно-курортная база:

функциональная диагностика, бальнеология, аппаратное физиотерапевтическое лечение, массаж, электросветолечение, ингаляторий, зал лечебной физкультуры. Детям даются фиточаи, кислородные коктейли.

III. Сроки проведения и тематика смен

Программа реализуется в рамках 4 профильных смен, каждая длительностью 21 день:

02.06 — 22.06 «Робототехника Завтрашнего Дня»

(1 смена — научно-техническое творчество, физика, астрономия + информационные технологии).
Участники смены: победители и участники школьных олимпиад по физике, астрономии, информатике, участники детских научно-технических кружков и секций, юные конструкторы.
Базовая идея смены — все делегации от муниципалитетов становятся участниками Детского инновационного конвента. В течение смены их самые смелые научно-технические идеи под руководством ученых-практиков проходят путь от инновационного открытия до презентации потенциальным инвесторам. Жюри, состоящее из успешных в различных областях бизнесменов и «start up»-групп, оценивают представленные на итоговом конвенте инновационные идеи юных изобретателей. В течение всей смены будет работать «Вторая летняя школа «Интернет-радио».

25.06 — 15.07 — «Человек — проблемы, взаимосвязи, закономерности»

(2 смена — естественнонаучная и экологическая).
Участники смены: победители школьных олимпиад по экологии, биологии человека, химии, члены детских научных объединений и секций.
Базовая идея смены — в течение смены участники проводят многочисленные эксперименты, наблюдения, выявляют различного рода влияния окружающей среды на организм человека, находят новые, эффективные, простые и легко передаваемые от ребенка к ребенку способы сохранения здоровья. Изучая человека как организм, связанный с окружающей средой множественными связями, и как личность, живущую в обществе, в конце смены юные ученые защищают свои открытия, доказывают их на «международном» симпозиуме, где их оппонентами будут известные российские физиологи, врачи, экологи и другие ученые.

16.07 — 05.08 — — «Узнай Россию!»

(3 смена — гуманитарная, экономическая, патриотическая).
Участники смены: победители и участники школьных олимпиад по истории, экономике, краеведению, литературе; активисты детских общественных объединений, члены туристических клубов и секций.
Базовая идея концепции смены — объединение ресурсов талантливых в разных сферах деятельности подростков для создания общего, конкретного результата — модели уникального туристического продукта «Семь дней на нашей земле». Одна из идей состоит в том, чтобы каждая делегация под руководством приглашенных специалистов в области внутреннего туризма, экономики, журналистики, истории, PR технологий разработала виртуальный, но вполне экономически и содержательно обоснованный маршрут для школьной экскурсионный группы, посещающей их край в течение семи дней. В конце смены жюри выявляет лучшую экскурсионную программу, издается альманах лучших работ.

08.08 — 28.08- «Парад талантов»

(4 смена — фестиваль для детей, одарённых в области искусств).
Участники смены: детские творческие коллективы и сборные делегации от территорий из числа детей, проявивших способности в искусстве и готовых к участию в конкурсной борьбе по следующим номинациям — хореография, вокал, художественное слово, актерское мастерство, изобразительное искусство. Номинации «музыкальные инструменты» и «прикладное творчество» приглашаются для повышения профильных знаний вне конкурсной программы. Традиции смены: обмен опытом, информацией между коллективами, постановки совместных номеров и сборных концертов, мастер-классы друг другу, встречи с признанными деятелями искусств и экскурсии в сфере интересов творческих детей, гастрольные концерты.

IV. Основные компоненты программ профильных смен

Оздоровительный компонент

комплекс мероприятий, способствующих сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, ориентированный на здоровьесберегающие технологии, максимально использующий климатические факторы федерального детского города-курорта Анапа и включающий в себя следующие элементы:

  1. Медицинская диагностика состояния здоровья одарённых детей из различных регионов России, участников лагерной смены. Мониторинг динамики результатов оздоровительных мероприятий смены на основе динамики антропометрических показателей: вес, рост, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамометрия.
  2. Индивидуальные профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проводимые с учетом результатов диагностики и назначений врачей в санаторно-курортных картах детей: оздоровление, укрепление иммунитета, снятие синдрома «Часто Болеющего Ребенка», укрепление костно-мышечной системы, исправление уже имеющихся нарушений осанки.
  3. Развитие у детей навыков здорового образа жизни: обучение тиражируемым здоровьесберегающим технологиям — создание личного «Чемоданчика здоровья», включающего комплексы специальных упражнений, которые ребенок сможет выполнять и по возвращению домой; выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок.
Образовательный компонент:

реализуется по методикам, разработанным специально для применения в условиях лагеря, в основе которых лежит проектная деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач, по следующим направлениям:

  1. «Моя малая Родина» Особое внимание в смене уделяется культурному наследию народов России через проведение различных мероприятий: выставка-презентация городов и районов; творческая презентация региона (особенности культуры территории — костюмы, музыкальные инструменты, песни, танцы, язык и т.п.).
  2. «Ты — лидер!» Развитие лидерских качеств — психотренинги и публичные выступления (школа риторики), направленные, прежде всего, на усиление процесса развития способностей одарённых детей, а главное на то, чтобы резко активизировать роль самого ребенка в этом процессе. Проводятся встречи с интересными людьми, приобретается опыт социального проектирования, проводятся мероприятия на популяризацию среди детей моды на здоровый образ жизни.
    Проведение круглых столов, мозговых штурмов и тренингов, направленных на выявление наиболее социально значимых направлений взаимодействия регионов-участников проекта для формирования ряда конкретных общих дел с целью дальнейшей их реализации в городах и районах проживания детей, стимуляцию роста интеллектуального потенциала в молодёжной среде, а также на формирование предложений от самих участников программы по улучшению работы с одарёнными детьми.
  3. «Мы гости твои, Кубань!» Включает в себя различные элементы знакомства с Краснодарским краем в разные смены (в зависимости от тематики): а) экскурсионно-краеведческую программу; б) научно-полевые практикумы — историко-архитектурный (посещение раскопок Горгиппии), астрономический (работа с телескопами, картами звездного неба), биологический (в том числе морской биологии); в) фольклорный компонент — встречи с детскими вокально-танцевальными коллективами Кубани, знакомство с традиционными народными промыслами.
  4. «Сфера интересов». Содержание этого блока определяется спецификой смены и включает в себя научно-исследовательские спецкурсы с упором на практические занятия. Это небольшие собственные или групповые исследования с полученным научным результатом. Выпускники спецкурсов с помощью научного руководителя защищают свои работы на итоговой конференции.
Развлекательно-развивающий компонент:

Авторская педагогическая программа, основанная на сюжетно-ролевой игре, обеспечивающая детям полноценное общение и способствующая всестороннему проявлению детьми своих талантов, отдыху и восстановлению нервной системы. Составляющей частью компонента является система хобби-клубов (более 25 клубов в течение смены), организуемых прошедшими профильную подготовку специалистами педагогического отряда, предоставляющая ребенку возможность выбора вида деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой, прикладной и т.д.

V. Материально-техническая база программы

современный компьютерный класс с периферийным оборудованием, микробиологическая лаборатория, оборудование для астрономических наблюдений, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, звукотехническое оборудование, студия детского интернет-радио, детский пресс-центр и монтажная студия, библиотека, стилизованная хореографическая студия с кондиционированным балетным классом. Дополнительное оборудование по профилю смены.

VI. Возраст участников

Данная программа рассчитана на активных и одарённых школьников от 10 до 15 лет (включительно). Отряды в лагере формируются по возрасту, а не по делегациям (за исключением творческой смены, где отряд представлен одним или несколькими коллективами в зависимости от количества человек).

VII. Финансирование

Стоимость участия составляет 24 150 рублей и включает в себя проживание в 4-6-местных комнатах (номера с удобствами), 5-разовое питание, санаторное оздоровление, трансферы, все расходы на реализацию программы, форменную атрибутику, сувенир.

VIII. Организационно-техническое исполнение

Организация: ООО «КЦСПМ Менеджмент»
Руководитель проекта: Сидорина Наталия Александровна
Контактная информация: тел./факс (495) 5040986 эл.почта:
info@kcspm.ru