ДОКЛАД СЫСОЕВА А.И.

Доклад на XXXVIII съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера на тему «О выделении земельных участков многодетным семьям и обеспечения их коммунальной и транспортной инфраструктурой в городах Заполярья и Крайнего Севера»

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.

В Мурманской области правом на получение земельного участка в собственность бесплатно обладают только те многодетные семьи, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, т.е. нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При реализации указанных положений социальной поддержки многодетных семей город Мурманск столкнулся с рядом серьезных проблем.

1) высокая себестоимость земельных участков из-за сложного рельефа.

Мурманск – самый большой город мира за Полярным кругом.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Мурманск территория города Мурманска характеризуется сложными инженерно-строительными условиями, в связи с чем градостроительному освоению новых площадок должны предшествовать детальные инженерно-геологические изыскания.

В настоящий момент благоприятные для градостроительного освоения зоны города Мурманска практически полностью застроены.

Новое строительство в городе Мурманске возможно осуществить только на неблагоприятных для строительства территориях, таких как:

— территории с уклонами поверхности более 20%;

— крутые обрывистые склоны, уступы, распространенные вдоль западного берега Кольского залива;

— поймы мелких рек и ручьев;

— карьеры и изрытости глубиной от 2 до 50 м;

— торфяники;

— затопляемые территории.

Муниципальные образования Заполярья и Крайнего Севера также сталкиваются с проблемой вечной мерзлоты, которая существенно осложняет гражданское и дорожное строительство.

В связи с тем, что количество территорий города Мурманска, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, недостаточно, формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям и обеспечение их всей необходимой инфраструктурой осуществляются на неблагоприятных для градостроительного освоения зонах города Мурманска.

Данная проблема характерна не только для муниципальных образований Мурманской области, но, вероятно, и для иных муниципальных образований, расположенных в регионах Заполярья и Крайнего Севера.

Учитывая сложный рельеф большинства муниципальных образований Мурманской области, реализовать проектные решения по созданию дорожной и инженерной инфраструктуры синхронизировано с предоставлением и освоением земельных участков, предоставленных многодетным семьям под жилищное строительство, не представляется возможным, поскольку требуются время на проведение изысканий, подготовку проектной документации, а также значительные денежные средства для реализации проектных решений.

В свою очередь, государственной программой Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона», в 2018 году в областном бюджете предусмотрено всего 47 млн. 760 тыс. рублей на формирование земельных участков для жилищного строительства, обеспечение их объектами инфраструктуры.

В то время как ориентировочная сметная стоимость проектирования и строительства улично-дорожной сети, инженерного оборудования только для 134 земельных участков в городе Мурманске составляет 375,81 млн. рублей, в городе Апатиты для 34 земельных участков – около 155 млн. рублей.

Как показывает практика, многодетные семьи, состоящие на учете, зачастую не имеют финансовой возможности самостоятельно осуществить жилищное строительство, тем более на участках со сложным рельефом, поэтому после предоставления земельные участки такими семьями выставляются на продажу по значительно меньшей стоимости.

2) отсутствие территорий.

В настоящее время практически все территории, на которых возможно осуществление индивидуального жилищного строительства, в городе Мурманске освоены. Предоставлены 516 земельных участков, в то время как на учете в целях предоставления земельных участков стоят еще 905 многодетных семей. По информации администраций муниципальных образований ЗАТО Александровск и ЗАТО город Североморск большинство многодетных семей, проживающих в указанных ЗАТО, также состоят на учете в городе Мурманске.

3) отсутствие возможности обеспечения инженерной инфраструктурой земельные участки.

При предоставлении земельных участков многодетным семьям город Мурманск, полагаю, как и ряд иных муниципальных образованиях Заполярья и Крайнего Севера, столкнулись с проблемой отсутствия технической возможности обеспечения земельных участков питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативом.

В настоящее время законодательство Мурманской области запрещает предоставлять земельные участки для целей жилищного строительства, в отношении которых не определены технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение). Таким образом, уже сформированные земельные участки остаются нереализованными.

Исходя из изложенного, предоставление земельных участков многодетным семьям и обеспечение их коммунальной и транспортной инфраструктурой полагаю исключительно затратными и фактически не решающими проблему обеспечения доступным комфортным жильем многодетных семей.

Считаю, что на законодательном уровне необходимо рассмотреть вопрос об альтернативной возможности поддержки многодетных семей, а именно, выделении денежной компенсации по месту регистрации многодетной семьи взамен земельного участка.

Предлагаю обсудить вопрос о направлении обращения в Правительство Российской Федерации с целью внесения изменений и дополнений в нормативные документы, регулирующие правоотношения по социальной поддержке многодетных семей, а именно:

в районах Крайнего Севера рекомендовать заменить право многодетной семьи на получение земельного участка в собственность бесплатно на право получения дополнительной меры социальной поддержки в виде однократной выплаты на основании сертификата, который можно будет использовать:

— для приобретения в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное или дачное строительство на территории Российской Федерации, в том числе, за пределами районов Заполярья и Крайнего Севера;

— на улучшение жилищных условий;

— на погашение ипотечного кредита или для внесения первоначального взноса в целях получения ипотечного кредита.

_______________________