ДОКЛАД С.В. СЕРЕБРЕННИКОВА

Информация о ситуации по признанию жилья аварийным, механизм финансирования сноса и расселения аварийного жилья на ближайшие 3 года

г. Братск

Правительством Российской Федерации принято стратегическое решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ на решение вопроса переселения граждан из аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, наличие которого не только сдерживает развитие городской инфраструктуры и ухудшает внешний облик города, но и создает потенциальную угрозу безопасности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и повышает социальную напряженность в обществе.

На сегодняшний день признаны аварийными официально 85 многоквартирных домов, еще по 6 МКД постановления администрации города о признании аварийными утверждаются. Это составляет 858 жилых помещений общей площадью 30,5 тыс. кв.м. Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное (до 2 этажей) жилье в деревянных домах. В аварийных домах города Братска проживает около 2 тыс. граждан.

По оценкам специалистов, число аварийных домов в Братске, признанных таковыми после 01.01.2012, приближается к 300 (с учетом уже признанных). Это все деревянные МКД, построенные в конце 50-х-конце 60-х годов прошлого века, то есть сверх признанного в установленном порядке аварийного жилого фонда, одна десятая часть существующего жилья имеет те или иные признаки аварийности, а также высокую степень износа и не отвечает необходимым санитарным и техническим требованиям.

Основными причинами большого количества жилых помещений ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске являются:

1) естественное старение зданий в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;

2) экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации и строительства БАМа;

3) недостаток средств на капитальный ремонт и текущее содержание жилищного фонда.

В условиях рыночной экономики особенно важна социальная направленность предлагаемых мер. Большинство граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, не имеет возможности в настоящее время приобрести в собственность или получить на условиях социального найма жилье удовлетворительного качества.

Участие города Братска в государственной программе переселения предусматривает поэтапное решение проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и привлечения внебюджетных ресурсов.

Общая потребность средств для сноса или реконструкции аварийного жилищного фонда города Братска, признанного таковым в установленном порядке, и переселения граждан, в нем проживающих на сегодняшний день составляет 1,5 млрд.руб.

Данный объем средств рассчитан исходя из площади аварийных жилых домов и стоимости 1 кв.м жилья, не превышающей 40 тыс.руб.

Усугубляет сложившуюся ситуацию и тот факт, что город Братск имеет недостаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами для самостоятельного решения данной проблемы.

Поэтому темпы строительства напрямую зависят от объемов полученных средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ежегодно город Братск принимает участие в реализации государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Принятие Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» позволило начать переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в ощутимых масштабах. В настоящее время средства Фонда ЖКХ являются основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Братск имеет опыт участия в государственных программах. За 2015-2018 годы жители переселены из 132,8 тыс. м2 аварийной в 142,1 тыс. м2 построенной/приобретенной площади, причем разными методами, в т.ч.:

Методом строительства – 122,9 тыс. м2, (86,5% построенной/приобретенной площади).

Методом выплаты компенсации – 6,8 тыс. м2. (5% построенной/приобретенной площади).

Методом приобретения на вторичном рынке – 11,6 тыс. м2. (8% построенной/приобретенной площади).

Методом приобретения жилых помещений в других городах Иркутской области у застройщиков – 0,8 тыс. кв. м. (0,5% построенной/приобретенной площади).

Уже построено 105 тыс. м2 из необходимых 122,9 тыс. м2.

В стадии строительства находятся 17,9 тыс. м2., которое планируется завершить до конца 2018 года.

Для продолжения участия в программе ведутся подготовительные работы: вводятся в оборот участки, высвобождающиеся после сноса жилых домов, проводится работа с потенциальными застройщиками, жители – собственники жилых помещений уведомляются о предстоящем сносе жилых домов.

Для обеспечения отчетности в Фонд содействия реформированию ЖКХ за целевое использование средств, выделенных Иркутской области и, в частности, муниципальному образованию города Братска, необходимо до конца 2018 года осуществить снос 518 аварийных домов. Без выполнения этого мероприятия завершить программу невозможно. Однако, в рамках реализации программы средства на эти цели не выделяются.

Для сноса аварийных домов заключены договоры на безвозмездный разбор домов и очистку территории от строительного мусора. Такие договоры заключаются лишь при условии со стороны подрядчика, что демонтаж фундаментов в объемы работ включаться не будут.

Таким образом, демонтаж монолитных фундаментов ложится на плечи муниципального образования (77,7 млн.).

Кроме того, нет заинтересованных лиц в разборе щитовых домов. Всего на сегодняшний день по причине отсутствия подрядчиков не заключены договоры на разборку 184 МКД.

По нашему мнению, программой должно быть предусмотрено и финансирование завершающего этапа переселения граждан из аварийного жилья — снос расселенных домов не только средствами бюджета муниципального образования, но и за счет средств Фонда СРЖКХ и бюджета субьекта.

Специалистами администрации города изучается нормативно-правовая база, изменения федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования ЖКХ» и его методические рекомендации, необходимые для формирования муниципальной программы переселения и планирования механизмов участия в ней.

Обобщая сложившийся опыт реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья в условиях Крайнего Севера и имея намерения продолжить участие в программе переселения администрацией города Братска разработаны предложения по усовершенствованию механизмов и инструментов реализации Программы.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при расчете региональных стандартов стоимости 1 кв.м. жилья, используемых для определения размера предоставляемой субсидии, принимать во внимание фактически сложившуюся стоимость строительства жилья в каждом муниципальном образовании субъекта дифференцированно, оказывая необходимую финансовую поддержку муниципальным образованиям. Региональный стандарт стоимости строительства должен основываться не только на средних и не искаженных статистических данных, но и данных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», подтверждаемых заключениями государственной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства.

Пояснения. На практике расчет субсидии происходит исходя из регионального стандарта, имеющего среднее по региону значение, фактически в разных муниципальных образованиях реальная стоимость строительства жилья может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от климатических условий, логистики и наличия трудовых ресурсов. Затраты на превышение регионального стандарта ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья это становится невыполнимым условием реализации программы переселения.

  1. Рекомендовать правительству РФ, Фонду содействия реформирования ЖКХ, правительствам субъектов федерации для определения размера предоставляемой субсидии, на законодательном уровне установить средне-нормативную площадь превышения над аварийной площадью для предоставляемых жилых помещений, утвердив средний процент. Предлагаемый процент не может быть меньше 15-17%. Причем расходы на оплату превышения предоставляемой площади жилых помещений над аварийной распределять пропорционально между всеми источниками финансирования программы.

Пояснения. На практике в региональных программах затраты на превышение площади ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья становятся невыполнимым условием реализации программы переселения. Превышение обусловлено необходимостью сохранения гражданам как общей, так и жилой площади в предоставляемых новых квартирах взамен аварийных. Соблюдая нормы по предоставлению равнозначного исключительно по общей площади жилья и современные нормы проектирования, жилая площадь уменьшается при одновременном увеличении площади вспомогательных помещений. Это вызывает справедливые нарекания граждан в адрес власти.

Внесение данных условий позволит строить и приобретать жилье экономкласса, но более современное и комфортное для проживания.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации и Фонду содействия реформирования ЖКХ заключать соглашения о взаимодействии до истечения I-го квартала текущего года реализации программы переселения с целью сокращения сроков доведения ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до муниципальных образований и ускорения проведения муниципальных закупок, своевременного достижения показателей программы.

Пояснения. На практике соглашения заключаются к концу 2 квартала и доведение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств происходит после заключения соглашений.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при реализации программы переселения использовать все возможные механизмы (строительство, приобретение нового жилья, приобретение жилья на «вторичном рынке», выплата компенсаций за изымаемые помещения собственникам).

Пояснения. На практике в некоторые региональные программы включается только один приоритетный механизм — строительство жилья, что не всегда оправдано и не учитывает специфику северных населенных пунктов.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации и Фонду содействия реформирования ЖКХ предусмотреть условия в программе переселения о финансировании завершающего этапа переселения граждан из аварийного жилья — сноса расселенных домов — не только средствами бюджета муниципального образования, но и за счет средств Фонда СРЖКХ и бюджета субьекта.

Внесение данных условий позволит обеспечить сроки реализации программы и соблюсти законные интересы граждан.

Похожие рекомендации ранее были вынесены на обсуждение, но на сегодняшний день не нашли своего отражения в нормативной базе по реализации программы переселения.