ПИСЬМА В ГОССТРУКТУРЫ

 

Исх. №100/1/18
“27 августа” 2018 г.

Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В.В.ЯкушевуГенеральному директору

Председателю правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
К.Г. Цицину

Председателям правительства субъектов, на территории которых расположены города Заполярья и Крайнего Севера

Правительством Российской Федерации принято стратегическое решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ на решение вопроса переселения граждан из аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Обобщая сложившийся опыт реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья в условиях Крайнего Севера и имея намерения продолжить участие в программе переселения администрацией города Братска разработаны предложения по усовершенствованию механизмов и инструментов реализации Программы. Данные предложения рассмотрены и одобрены участниками XXXVIII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера в августе 2018 года и направляются для применения в работе.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при расчете региональных стандартов стоимости 1 кв.м. жилья, используемых для определения размера предоставляемой субсидии, принимать во внимание фактически сложившуюся стоимость строительства жилья в каждом муниципальном образовании субъекта дифференцированно, оказывая необходимую финансовую поддержку муниципальным образованиям. Региональный стандарт стоимости строительства должен основываться не только на средних и не искаженных статистических данных, но и данных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», подтверждаемых заключениями государственной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства.

Пояснения. На практике расчет субсидии происходит исходя из регионального стандарта, имеющего среднее по региону значение, фактически в разных муниципальных образованиях реальная стоимость строительства жилья может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от климатических условий, логистики и наличия трудовых ресурсов. Затраты на превышение регионального стандарта ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья это становится невыполнимым условием реализации программы переселения.

  1. Рекомендовать правительству РФ, Фонду содействия реформирования ЖКХ, правительствам субъектов федерации для определения размера предоставляемой субсидии, на законодательном уровне установить средне-нормативную площадь превышения над аварийной площадью для предоставляемых жилых помещений, утвердив средний процент. Предлагаемый процент не может быть меньше 15-17%. Причем расходы на оплату превышения предоставляемой площади жилых помещений над аварийной распределять пропорционально между всеми источниками финансирования программы.

Пояснения. На практике в региональных программах затраты на превышение площади ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья становятся невыполнимым условием реализации программы переселения. Превышение обусловлено необходимостью сохранения гражданам как общей, так и жилой площади в предоставляемых новых квартирах взамен аварийных. Соблюдая нормы по предоставлению равнозначного исключительно по общей площади жилья и современные нормы проектирования, жилая площадь уменьшается при одновременном увеличении площади вспомогательных помещений. Это вызывает справедливые нарекания граждан в адрес власти.

Внесение данных условий позволит строить и приобретать жилье экономкласса, но более современное и комфортное для проживания.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации и Фонду содействия реформирования ЖКХ заключать соглашения о взаимодействии до истечения I-го квартала текущего года реализации программы переселения с целью сокращения сроков доведения ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до муниципальных образований и ускорения проведения муниципальных закупок, своевременного достижения показателей программы.

Пояснения. На практике соглашения заключаются к концу 2 квартала и доведение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств происходит после заключения соглашений.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при реализации программы переселения использовать все возможные механизмы (строительство, приобретение нового жилья, приобретение жилья на «вторичном рынке», выплата компенсаций за изымаемые помещения собственникам).

Пояснения. На практике в некоторые региональные программы включается только один приоритетный механизм — строительство жилья, что не всегда оправдано и не учитывает специфику северных населенных пунктов.

  1. Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации и Фонду содействия реформирования ЖКХ предусмотреть условия в программе переселения о финансировании завершающего этапа переселения граждан из аварийного жилья — сноса расселенных домов — не только средствами бюджета муниципального образования, но и за счет средств Фонда СРЖКХ и бюджета субьекта.

Внесение данных условий позволит обеспечить сроки реализации программы и соблюсти законные интересы граждан.

С добрыми пожеланиями,

Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера,Председатель комиссии Общественной Палаты РФ   И.Л.Шпектор