Аналитическая записка
XXXVII съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
Аналитическая записка к решению съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера по вопросу «Опыт исполнения ст. 17 ФЗ 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
г. Москва Ноябрь 2017года
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации передана с уровня полномочий органов местного самоуправления на уровень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Медицинская помощь и охрана здоровья являются важнейшими социальными потребностями для населения. Поэтому при нарушении гарантированных ст. 41 Конституции РФ прав на медицинскую помощь и охрану здоровья люди обращаются прежде всего к наиболее близкому к ним уровню власти — к муниципалитету, и в оценке его деятельности немаловажную роль отводят уровню развития здравоохранения в своем городе, районе. К тому же в условиях северных регионов исполнительные органы государственной власти в сфере здравоохранения территориально находятся далеко, что затрудняет, а иногда и исключает возможность непосредственного обращения населения.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья регулируются ст. 17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, где они обозначены в общем плане, и их трактовка в конкретных условиях может быть очень разнообразной, вплоть до уклонения от исполнения. При реализации положений ст. 17 323-ФЗ возникает ряд проблем.
- Конкретизация полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья не может регулироваться законом субъекта РФ, также как и разрешенные формы и направления расходования средств местных бюджетов на исполнение этих полномочий.
- В соответствии со ст. 19 131-ФЗ и Бюджетным кодексом органы местного самоуправления вправе использовать собственные доходы на финансирование переданных отдельных государственных полномочий, и в т.ч. не переданных, если это не запрещено законом.
- На законодательном уровне не регулируются взаимоотношения в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти в сфере здравоохранения, а также государственными учреждениями здравоохранения.
- Ст. 79.1 Бюджетного кодекса запрещает использование финансовых средств муниципальных образований на финансирование инвестиционных направлений по строительству, ремонту, приобретению оборудования для местных государственных объектов здравоохранения.
- Жилье с точки зрения норм жилищного кодекса не может выделяться муниципалитетом медицинским работникам государственных организаций в качестве служебного, т.к. медработники не состоят в трудовых отношениях с муниципалитетом. Если предоставленное жилое помещение не является служебным, оно может быть приватизировано. Предоставление жилья работникам здравоохранения может быть осуществлено только путем передачи предоставленного жилого помещения в государственную собственность.
- Результаты проводимой в последние годы оптимизации медицинских организаций первичного звена здравоохранения непосредственно касаются качества жизни населения, а органы местного самоуправления лишены возможности влиять на направление оптимизации.
Решение XXXVI съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера о необходимости внесения дополнений в ст. 16 и 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для законодательного определения взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования, не нашло должной поддержки в Государственной Думе РФ и Общественной Палате. В региональном законодательстве о здравоохранении Республики Саха (Якутия) эти взаимоотношения также не рассматриваются.
С целью урегулирования обозначенных проблемных вопросов, возникающих при реализации полномочий в сфере охраны здоровья, в целях соблюдения прав граждан на охрану здоровья и формирования местной политики по охране здоровья граждан на территории муниципального образования, в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) решением сессии районного Совета депутатов принято «Положение о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан на территории МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)», в котором определены, в том числе, права органов местного самоуправления (районного Совета депутатов и районной Администрации) по исполнению полномочий в сфере охраны здоровья граждан и финансовое обеспечение исполнения полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Для координации действий в системе здравоохранения района в 2012 г. создан районный Медицинский совет, в который входят руководители государственных, ведомственных и частных медицинских организаций, территориального отделения Роспотребнадзора, профсоюза «Профалмаз», представители страховой медицинской компании и территориального фонда ОМС, местных и государственных органов социальной защиты населения. Заседания медсовета проводятся ежеквартально под председательством первого заместителя Главы Администрации района по социальным вопросам.
Исполнение полномочий в сфере охраны здоровья граждан осуществляется путем разработки, принятия (утверждения) и реализации муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на содействие сфере здравоохранения, создание условий для оказания медицинской помощи населению, охрану здоровья и формирование здорового образа жизни. В настоящее время в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) действуют программы: «Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района», «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района», «Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе», «Создание условий для профилактики онкологических заболеваний». Кроме того, мероприятия по вышеперечисленным направлениям предусмотрены по программам «Мирнинский район, доброжелательный к детям», «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы».
Полномочия органов местного самоуправления в соответствии со ст. 17 323-ФЗ | Муниципальные программы, в рамках которых реализуется исполнение соответствующих полномочий |
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района», «Создание условий для профилактики онкологических заболеваний», «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Мирнинский район, доброжелательный к детям» |
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона | Не исполняется в связи с отсутствием передачи соответствующих полномочий на уровень муниципального образования органами государственной власти Республики Саха (Якутия) |
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновения эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации | «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Создание условий для профилактики онкологических заболеваний» |
4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов | «Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе» |
5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах | «Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района» |
6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации | «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Мирнинский район, доброжелательный к детям» |
7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | «Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района», «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»
|
Объем финансирования программ (тыс. руб)
Программы | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
«Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района» | 3 803 | 6 762 | 3 700 | 3 833 | 4 791 |
«Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района» | 484 | 432 | 820 | 483 | 2 031 |
«Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района» | 3 300 | 5 372 | 1 814 | 4 799 | |
«Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района» | 8 500 | 1 500 | 1 433 | 5 839 | |
«Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе» | 1 600 | 1 912 | |||
«Создание условий для профилактики онкологических заболеваний» | 1 100 | 1 750 | |||
«Мирнинский район, доброжелательный к детям» | 800 | 1 000 | 1 000 | 1 000 | 1 000 |
«Обеспечение жильем работников бюджетной сферы» | 11 000 | 3 300 | |||
Итого | 5 087 | 19 994 | 23 392 | 11 263 | 25 422 |
Всего за период исполнения органами местного самоуправления МО «Мирнинский район» полномочий в соответствии со ст. 17 323-ФЗ выделено из бюджета района 85 158 000 руб. |
В рамках реализации вышеперечисленных программ осуществляются следующие основные мероприятия:
1.«Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района»:
— производятся единовременные выплаты вновь прибывшим специалистам медицинских организаций, заключившим договор на работу в течение трех лет, в сумме 150 тыс. рублей врачам и 70 тыс. рублей средним медработникам, выплаты получают до 30 медработников в год;
— в 2017 г. за счет средств бюджета района объемом 2 641 000 руб. открыт филиал Якутского медицинского колледжа в г. Удачный;
— производятся доплаты преподавателям, приобретаются наглядные пособия и оборудование для обеспечения учебного процесса с целью содействия работе Мирнинского филиала медицинского колледжа, который финансируется за счет регионального бюджета;
— предусмотрена выплата стипендии для врачей, обучающихся в интернатуре и ординатуре по наиболее дефицитным специальностям, в сумме 200 000 рублей в год.
- «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района»:
— приобретается медицинское оборудование по решению представительного органа с последующей передачей в государственную собственность; в том числе рабочее место ЛОР-врача, оснащенное эндоскопическим оборудованием стоимостью 3 400 000 руб,, УЗ сканер стоимостью 3 000 000 руб., автоматический биохимический анализатор стоимостью 1 500 000 руб., литейная установка для зубопротезирования стоимостью 1 150 000 руб. и т.д., оборудование для кабинета офтальмолога стоимостью 1 200 000 руб.
— ежегодно приобретаются иммунобиологические препараты, не входящие в национальный календарь прививок, для вакцинопрофилактики подростков из групп социального риска.
- «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района»:
— финансируется выпуск материалов наглядной агитации по профилактике и раннему выявлению туберкулеза;
— финансируется обучение медицинских работников на циклах обучения по фтизиатрии;
— предоставляются бесплатные путевки в оздоровительные учреждения сотрудникам противотуберкулезного диспансера;
— приобретается оборудование для противотуберкулезного диспансера;
— в 2017 г. году на сумму 1 200 000 руб. приобретен диагностический препарат диаскинтест для скринингового обследования детей на туберкулез.
- «Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района»:
— производится гражданам компенсация приобретения лекарственных препаратов, не входящих в перечень для льготного обеспечения;
— приобретаются вакцины и расходные материалы для проведения противоэпидемических мероприятий;
— социально незащищенные группы населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи) обеспечиваются сертификатами, дающими право бесплатного приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в муниципальной аптеке на сумму 8 000 рублей в год.
5.«Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе»:
— приобретение оборудования для отделений переливания крови;
— учреждение звания «Почетный донор Мирнинского района» с единовременной выплатой 15 000 рублей;
— предоставление кадровым донорам бесплатных путевок в оздоровительные учреждения;
— оплата обучения специалистов службы крови и участия в конференциях по проблемам донорства;
— приобретение подарков и сувениров для доноров.
- «Создание условий для профилактики онкологических заболеваний»:
— финансируется выпуск материалов наглядной агитации по профилактике онкологических заболеваний;
— финансируется приобретение оборудования для раннего выявления онкологических заболеваний, в 2017 г. приобретен видеогастроскоп стоимостью 1 700 000 руб.;
— оплачивается обучение врачей по вопросам онкологии.
- «Мирнинский район, доброжелательный к детям»:
— приобретается оборудование для медицинских учреждений, оказывающих помощь детям, в т.ч. неонатальный монитор, аппаратура для ортоптического лечения офтальмологических заболеваний, стоматологическая установка, бронхоскоп и т.д.
- «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»:
— предоставление медицинским работникам, заключившим договор на работу в медицинских учреждениях района в течение 5 лет, субсидии на оплату первоначального ипотечного взноса в сумме 1 млн. рублей;
— полная или частичная компенсация медицинским работникам аренды жилья.
За период реализации муниципальных программ, направленных на содействие сфере здравоохранения, общая заболеваемость населения снизилась на 8 %, в том числе детского на 11 %, общая смертность населения снизилась с 7 до 6,1 на 1000 населения, заболеваемость туберкулезом снизилась в 2 раза, смертность от туберкулеза снизилась в 2 раза, укомплектованность врачебными кадрами повысилась с 59% до 65%.
Помимо реализации муниципальных программ, в рамках районной инвестиционной программы в 2013-2014 гг. за счет бюджета района было построено здание инфекционного отделения больницы в г. Мирном, проведены ремонты наркологического отделения и отделения переливания крови в г. Удачном. В 2015 г. в г. Мирном был построен и сдан в эксплуатацию 71-квартирный жилой дом для медицинских работников, земельный участок для строительства был безвозмездно предоставлен муниципальным образованием «Мирнинский район».
Предложения:
— Рекомендовать муниципальным образованиям, членам Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, распространить опыт МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) по исполнению ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», применительно к местным условиям.
— Повторно выступить с законодательной инициативой о внесении дополнений в ст. 16 и 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для законодательного определения взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования.
Начальник отдела медицинского
обеспечения Администрации
МО «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия),
депутат районного Совета Т.А. Бобровская