Аналитическая записка

XXXVII съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

Аналитическая записка к решению съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера по вопросу «Опыт исполнения   ст. 17 ФЗ 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

г. Москва      Ноябрь 2017года

          В соответствии с Федеральным законом  от 29 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации передана с уровня полномочий органов местного самоуправления на уровень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.  

          Медицинская помощь и охрана здоровья являются важнейшими социальными потребностями для населения. Поэтому при нарушении гарантированных ст. 41 Конституции РФ прав на медицинскую помощь и охрану здоровья люди обращаются прежде всего к наиболее близкому к ним уровню власти — к муниципалитету, и в оценке его деятельности немаловажную роль отводят уровню развития здравоохранения в своем городе, районе. К тому же в условиях северных регионов исполнительные органы государственной власти в сфере здравоохранения территориально находятся далеко, что затрудняет, а иногда и исключает возможность непосредственного обращения населения.

          Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья регулируются ст. 17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, где они обозначены в общем плане, и их трактовка в конкретных условиях может быть очень разнообразной, вплоть до уклонения от исполнения. При реализации положений ст. 17  323-ФЗ возникает ряд проблем.

  1. Конкретизация полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья не может регулироваться законом субъекта РФ, также как и разрешенные формы и направления расходования средств местных бюджетов на исполнение этих полномочий.
  2. В соответствии  со ст. 19  131-ФЗ и Бюджетным кодексом органы местного самоуправления  вправе использовать собственные доходы на финансирование переданных отдельных государственных полномочий, и в т.ч. не переданных, если это не запрещено законом.
  3.     На законодательном уровне не регулируются взаимоотношения в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти в сфере здравоохранения, а также государственными учреждениями здравоохранения.
  4.   Ст. 79.1 Бюджетного кодекса запрещает использование финансовых средств муниципальных образований на финансирование инвестиционных направлений по строительству, ремонту, приобретению оборудования для местных государственных объектов здравоохранения.
  5. Жилье с точки зрения норм жилищного кодекса не может выделяться муниципалитетом медицинским работникам государственных организаций в качестве служебного, т.к. медработники не состоят в трудовых отношениях с муниципалитетом. Если предоставленное жилое помещение не является служебным, оно может быть приватизировано. Предоставление жилья работникам здравоохранения может быть осуществлено только путем передачи предоставленного жилого помещения в государственную собственность.
  6.    Результаты проводимой в последние годы оптимизации медицинских организаций первичного звена здравоохранения непосредственно касаются качества жизни населения, а органы местного самоуправления лишены возможности влиять на  направление оптимизации.

        Решение  XXXVI съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера о необходимости внесения дополнений в ст. 16 и 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для  законодательного определения взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования, не нашло  должной поддержки в Государственной Думе РФ и Общественной Палате. В региональном законодательстве о здравоохранении Республики Саха (Якутия) эти взаимоотношения также не рассматриваются.     

        С целью урегулирования обозначенных проблемных вопросов, возникающих при   реализации полномочий в сфере охраны здоровья, в целях соблюдения прав граждан на охрану здоровья и формирования местной политики по охране здоровья граждан на территории муниципального образования, в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) решением сессии районного Совета депутатов принято «Положение о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан на территории МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)», в котором определены, в том числе, права органов местного самоуправления (районного Совета депутатов и районной Администрации) по исполнению полномочий в сфере охраны здоровья граждан и финансовое обеспечение исполнения полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

       Для координации действий в системе здравоохранения района в 2012 г. создан районный Медицинский совет, в который входят руководители государственных, ведомственных и частных медицинских организаций, территориального отделения Роспотребнадзора, профсоюза «Профалмаз», представители страховой медицинской компании и территориального фонда ОМС, местных и государственных органов социальной защиты населения. Заседания медсовета проводятся ежеквартально под председательством первого заместителя Главы Администрации района по социальным вопросам.

        Исполнение полномочий в сфере охраны здоровья граждан осуществляется  путем разработки, принятия (утверждения) и реализации муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на содействие сфере здравоохранения, создание условий для оказания медицинской помощи населению, охрану здоровья и формирование здорового образа жизни. В настоящее время в МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) действуют программы: «Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района», «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Создание условий для  улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района», «Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе», «Создание условий для профилактики  онкологических заболеваний». Кроме того, мероприятия по вышеперечисленным направлениям предусмотрены по программам «Мирнинский район, доброжелательный к детям», «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы».     

Полномочия органов местного самоуправления в соответствии со ст. 17 323-ФЗ Муниципальные программы, в рамках которых реализуется исполнение соответствующих полномочий
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Создание условий для  улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района», «Создание условий для профилактики  онкологических заболеваний», «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Мирнинский район, доброжелательный к детям»
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона Не исполняется в связи с отсутствием  передачи соответствующих полномочий на уровень муниципального образования органами государственной власти Республики Саха (Якутия)
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновения эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района», «Создание условий для профилактики  онкологических заболеваний»
4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов «Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе»
5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах «Создание условий для  улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района»
6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района», «Мирнинский район, доброжелательный к детям»
7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района», «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»     

 

Объем финансирования программ (тыс. руб)

 Программы 2013 2014 2015 2016 2017
«Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района» 3 803 6 762 3 700 3 833 4 791
«Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района» 484 432 820 483 2 031
«Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района»   3 300 5 372 1 814 4 799
«Создание условий для  улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района»   8 500 1 500 1 433 5 839
«Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе»       1 600 1 912
«Создание условий для профилактики  онкологических заболеваний»       1 100 1 750
«Мирнинский район, доброжелательный к детям» 800 1 000 1 000 1 000 1 000
«Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»         11 000   3 300
Итого      5 087 19 994 23 392 11 263 25 422
Всего за период исполнения органами местного самоуправления МО «Мирнинский район» полномочий в соответствии со ст. 17   323-ФЗ  выделено из бюджета района 85 158 000 руб.

            В рамках реализации вышеперечисленных программ осуществляются следующие основные мероприятия:

           1.«Создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников в медицинских организациях Мирнинского района»:

              — производятся единовременные выплаты вновь прибывшим специалистам медицинских организаций, заключившим договор на работу в течение трех лет, в сумме 150 тыс.  рублей врачам и 70 тыс. рублей средним медработникам, выплаты получают до 30 медработников в год;

             — в 2017 г. за счет средств бюджета района объемом 2 641 000 руб. открыт филиал Якутского медицинского колледжа в г. Удачный;

             — производятся доплаты преподавателям, приобретаются наглядные пособия и оборудование для обеспечения учебного процесса с целью содействия работе Мирнинского филиала медицинского колледжа, который финансируется за счет регионального  бюджета;

             — предусмотрена выплата стипендии для врачей, обучающихся в интернатуре и ординатуре по наиболее дефицитным специальностям, в сумме 200 000 рублей в год.

  1. «Формирование здорового образа жизни у населения Мирнинского района»:

             — приобретается медицинское оборудование по решению представительного органа с последующей передачей в государственную собственность; в том числе рабочее место ЛОР-врача, оснащенное эндоскопическим оборудованием стоимостью 3 400 000 руб,, УЗ сканер стоимостью 3 000 000 руб., автоматический биохимический анализатор стоимостью 1 500 000 руб., литейная установка для зубопротезирования стоимостью 1 150 000 руб. и т.д., оборудование для кабинета офтальмолога стоимостью 1 200 000 руб.

             — ежегодно приобретаются иммунобиологические препараты, не входящие в национальный календарь прививок, для вакцинопрофилактики подростков из групп социального риска.

  1. «Создание условий для профилактики туберкулеза на территории Мирнинского района»:

              — финансируется выпуск материалов наглядной агитации по профилактике и раннему выявлению туберкулеза;

              — финансируется обучение медицинских работников на циклах обучения по фтизиатрии;

             — предоставляются бесплатные путевки в оздоровительные учреждения сотрудникам противотуберкулезного диспансера;

             — приобретается оборудование для противотуберкулезного диспансера;

              — в 2017 г. году на сумму 1 200 000 руб. приобретен диагностический препарат диаскинтест для скринингового обследования детей на туберкулез.

  1. «Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района»:

               — производится гражданам компенсация приобретения лекарственных препаратов, не входящих в перечень для льготного обеспечения;

               — приобретаются вакцины и расходные материалы для проведения противоэпидемических мероприятий;

                — социально незащищенные группы населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи) обеспечиваются сертификатами, дающими право бесплатного приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в муниципальной аптеке на сумму 8 000 рублей в год.

               5.«Создание условий для развития донорского движения в Мирнинском районе»:

             — приобретение оборудования для отделений переливания крови;

              — учреждение звания «Почетный донор Мирнинского района» с единовременной выплатой 15 000 рублей;

             — предоставление кадровым донорам бесплатных путевок в оздоровительные учреждения;

            — оплата обучения специалистов службы крови и участия в конференциях по проблемам донорства;

            —  приобретение подарков и сувениров для доноров.         

  1. «Создание условий для профилактики онкологических заболеваний»:

            —  финансируется выпуск материалов наглядной агитации по профилактике  онкологических заболеваний;

             — финансируется приобретение оборудования для раннего выявления онкологических заболеваний, в 2017 г. приобретен видеогастроскоп стоимостью 1 700 000 руб.;

             — оплачивается обучение врачей по вопросам онкологии.

  1. «Мирнинский район, доброжелательный к детям»:

              — приобретается оборудование для медицинских учреждений, оказывающих помощь детям, в т.ч. неонатальный монитор, аппаратура для ортоптического лечения офтальмологических заболеваний, стоматологическая установка, бронхоскоп и т.д.

  1. «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»:

                — предоставление медицинским работникам, заключившим договор на работу в медицинских учреждениях района в течение 5 лет, субсидии на оплату первоначального ипотечного взноса в сумме 1 млн. рублей;

                — полная или частичная компенсация медицинским работникам аренды жилья.

            За период реализации муниципальных программ, направленных на содействие сфере здравоохранения, общая заболеваемость населения снизилась на 8 %, в том числе детского  на 11 %, общая смертность населения снизилась с 7 до 6,1 на 1000 населения, заболеваемость туберкулезом снизилась в 2 раза, смертность от туберкулеза снизилась в 2 раза, укомплектованность врачебными кадрами повысилась с 59% до 65%.

             Помимо реализации муниципальных программ, в рамках районной инвестиционной программы в 2013-2014 гг. за счет бюджета района было построено здание инфекционного отделения больницы в г. Мирном, проведены ремонты наркологического отделения и отделения переливания крови в г. Удачном. В 2015 г. в г. Мирном был построен и сдан в эксплуатацию 71-квартирный жилой дом для медицинских работников, земельный участок для строительства был безвозмездно предоставлен муниципальным образованием «Мирнинский район».

Предложения:

       — Рекомендовать муниципальным образованиям, членам Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, распространить опыт МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) по исполнению ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», применительно к местным условиям.

       —    Повторно выступить с законодательной  инициативой о внесении дополнений в ст. 16 и 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для  законодательного определения взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования.

Начальник отдела медицинского
обеспечения Администрации
МО  «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия),
депутат районного Совета                                                                                         Т.А. Бобровская