РЕШЕНИЕ 
XXXVII   СЪЕЗДА
СОЮЗА ГОРОДОВ ЗАПОЛЯРЬЯ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

МОСКВА                                                                                                              24 НОЯБРЯ 2017  г.

«Развитие инженерной инфраструктуры»

Заслушав доклад Главы МО города Мурманска, Председателя Совета депутатов города Д.Д.Филиппова  и обсудив его, СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Направить предложения в Государственную Думу Российской Федерации по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации:

1.1. Внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ          «О теплоснабжении», предусмотрев этапы перехода с открытой системы горячего водоснабжения на закрытую, определить порядок финансирования таких мероприятий с привлечением финансовых средств бюджетов всех уровней.

1.2. Внести изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ         «Об электроэнергетике» в части определения механизма передачи объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

1.3. Внести изменения в Федеральные законы от 27.07.2010 № 190-ФЗ     «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части включения обязанности ресурсоснабжающих организаций по содержанию, ремонту, либо консервации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры при выявлении таких объектов, а также выделения целевых субсидий муниципалитетам на оформление и приведение указанных выше объектов в нормативное состояние.

  1. Направить предложения в Правительство Российской Федерации по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации и рассмотрении вопросов разработки Государственных программ:

2.1. Внести изменения в следующие нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с ч. 8 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части включения в инвестиционные программы теплоснабжающих организаций мероприятий по закрытию систем горячего водоснабжения и соответствующих затрат в тарифы теплоснабжающих организаций:

— в Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 410;

— в Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

2.2. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в части включения расходов по содержанию, ремонту, либо консервации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в тариф на соответствующий ресурс.

2.3. О необходимости разработки Государственной программы по переводу потребителей с открытой системы горячего водоснабжения на закрытую.

2.4. О рассмотрении вопроса финансирования мероприятий по реконструкции общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, при обустройстве многоквартирных домов оборудованием по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» с привлечением финансовых средств федерального бюджета.

  1. Направить обращение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о предоставлении следующих разъяснений:

 — о применении статей 36, 39, 40, 44 Жилищного кодекса РФ в части проведения реконструкции общего имущества, установки и содержании оборудования для обеспечения безбарьерной среды для инвалидов в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до утверждения Программы, так как в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ вопросы, связанные с реконструкцией общего имущества, изменения его состава, а также определения размера платы по статье «содержание и ремонт общего имущества», относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.

— о порядке действий органов местного самоуправления по реализации мероприятий по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов в многоквартирных домах в случае, если общим собранием собственников не приняты соответствующие решения.

Пояснительная записка, обосновывающая необходимость внесения изменений в указанные нормативные правовые акты

  • Внесение изменений в Федеральный закон РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».

Ликвидация открытых систем теплоснабжения — это одно из основных направлений государственной политики в сфере теплоснабжения. Без решения указанной проблемы не могут быть решены задачи по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, поставленные Президентом РФ (перечень поручений от 06.07.2013 № Пр-1479).

В соответствии с п. 9 ст. 29 Федерального закона РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее — Закон 190-ФЗ) с 1 января 2022 года использование открытых централизованных систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Реализация указанных мероприятий требует, как реконструкции общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, так и модернизации наружных сетей тепло-, водоснабжения, центральных тепловых пунктов ресурсоснабжающих организаций, что потребует значительных финансовых средств.

С учетом объемов указанных мероприятий и недостаточности финансирования необходимо установить этапы перехода с открытой системы горячего водоснабжения на закрытую и продлить сроки реализации закона.

 

1.2. Внесение изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

В тоже время, механизм передачи указанных объектов на обслуживание и содержание соответствующим организациям законодательно не определен.

Необходимо внести изменения в Федеральный закон от 26.03.2003            № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусмотрев механизм передачи объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, являющимися бесхозяйными.

 

1.3. Внесение изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 27.07.2010              № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Помимо объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, на территории города существуют бесхозяйные объекты.

Ежегодно из бюджета муниципальных образований выделяются средства на оформление права муниципальной собственности, в том числе и на бесхозяйные объекты

На сегодняшний день законодательно не урегулирован ряд вопросов:

— Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает эксплуатацию безхозяйных объектов гарантирующей организации водоснабжения или ресурсоснабжающей организацией (сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным сетям), но при наличии подписанного передаточного акта с органом местного самоуправления. 

— Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В то же время положениями указанных нормативных актов не возлагается на ресурсоснабжающие организации каких-либо обязанностей по содержанию и обслуживанию бесхозяйных инженерных сетей, пока органом местного самоуправления не будет издан соответствующий нормативный (ненормативный) акт. 

Период оформления бесхозяйного объекта с момента его выявления и до регистрации права собственности достаточно длителен.

До регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры необходимо изготовить топографические съемки, технические паспорта, технические планы и кадастровые паспорта.

Ежегодно из бюджетов муниципальных образований выделяются большие денежные средства на оформление права муниципальной собственности на  бесхозяйные объекты, что в свою очередь приводит к росту расходов бюджета на содержание и ремонт таких объектов.

На основании вышеизложенного необходимо предусмотреть обязанность ресурсоснабжающих организаций по содержанию, ремонту, либо консервации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры при выявлении таких объектов.

2.1. Внесение изменений в постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)».

Часть 8 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ              «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает, что программы финансирования мероприятий по прекращению использования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для осуществления горячего водоснабжения и переходу абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к указанным системам, на иные системы горячего водоснабжения должны включаться в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы тех теплоснабжающих организаций, чьи источники тепловой энергии и (или) тепловые сети используются для осуществления горячего водоснабжения. При этом тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются с учетом затрат на финансирование указанных программ.

При этом в постановлениях Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075        «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» обязанность в части включения в инвестиционные программы мероприятий по закрытию систем горячего водоснабжения и соответствующих затрат в тарифы теплоснабжающих организаций отсутствует.

Таким образом, необходимо внесение изменений в указанные нормативные правовые акты для решения вопроса перехода с открытой системы горячего водоснабжения на закрытую.

2.2. Внесение изменений в постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В случае принятия решения о внесении изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в части возложения обязанностей по содержанию, ремонту, либо консервации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры на ресурсоснабжающие организации, расходы таких организаций должны быть учтены в тарифе на соответствующий ресурс.

Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

 

 Президент Союза городов

Заполярья и Крайнего Севера

   

И. Шпектор