Тема «Совершенствование межбюджетных отношений»

Задачу по улучшению финансового положения муниципальных образований путем закрепления за местными бюджетами дополнительных доходных источников ставил Президент Российской Федерации в Указе от 07.05.2012г. № 601, однако принимаемые меры на уровне регионального и федерального правительств  в этом направлении не достаточны и имеют скорее даже обратный эффект. На примере г.Братска картина выглядит следующим образом.

Наименование доходного источника Нормативы зачислений соответствующих доходов в бюджет г.Братска (%) Экономический эффект от принятых решений (млн.руб.)
2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
НДФЛ 36,49 26,93 26,5 26,5 — 355,5
УСН 50 0 0 0 -187,5
Патент (с 2013г. введен) 100 100 100 100 + 2,8
Арендная плата за неразграниченные земли 80 100 100 100 + 32,9
Плата за негативное воздействие на окр.среду 40 40 40 55 + 47,0

 

                                                                                           Минус 460,3 млн.руб.

(Слайд 1) Оценивая динамику исполнения бюджета г.Братска за ряд лет, а также плановые показатели 2016 года прослеживается нарастание объемов межбюджетных трансфертов при снижении доходов бюджета от налоговых и неналоговых поступлений. Соотношение собственных доходов к МБТ в 2011 году составляло 70% к 30%, в 2016 уже зеркально 30% к 70%.

  факт 2011 факт 2012 факт 2013 факт 2014 факт 2015 план 2016
собственные, в т.ч. 70% 55% 58% 45% 37% 30%
 — налоговые 41% 42% 44% 31% 27% 21%
 — неналоговые 29% 13% 14% 14% 10% 9%
безвозмездные 30% 45% 42% 55% 63% 70%
Итого доходов 100% 100% 100% 100% 100% 100%

 

 Централизация финансовых ресурсов приводит зачастую к поощрению иждивенческого поведения дотационных территорий и утрате стимулов для поддержки и развития малого бизнеса и промышленно-инвестиционных объектов на территории муниципальных образований, в том числе ввиду слабой увязки объемов производимых товаров, работ, услуг и налоговой отдачи в муниципальные бюджеты. (Слайд 2) На примере бюджета города Братска показательно снижение доли налоговых поступлений относительно валового объема производимых на территории города товаров, работ и услуг: в 2008 году соотношение составляло 1,4%, в 2011- 1,1%, в 2015 году составило всего лишь 0,7%. За последние 5 лет налоговые доходы бюджета Братска снизились на 17% при этом рост валового продукта составил 33%.

Объем налоговых доходов собранных на территории г.Братска в общем объеме доходов консолидированного бюджета составил в 2015 году 8,8%, а только в налоговых-  12% (Слайд 3). Темп прироста налоговых поступлений по Братску составил 11,8% при среднеобластном показателе 3,4%. При этом доля налоговых доходов собранных на территории города и остающихся в городском бюджете сократилась с 22,23% в 2011 году до 13,22% в 2015г.

Бюджетная обеспеченность налоговыми доходами, в расчете на 1 жителя, продолжает снижаться  с 7,18 тыс.руб. до 6,42 тыс.руб.

  факт 2011 факт 2012 факт 2013 факт 2014 факт 2015
налоговые доходы бюджета г.Братска (млн.руб.) 1 750,79 1 863,43 1 961,27 1 567,69  

1 503,95

собрано налоговых доходов с терр МО, в млн. руб. (без НДС) 7 874,68 10 611,36 8 745,17 10 204,14
+11,8%

 

11 373,92

доходы консол бюджета  Ирк обл млн,руб. 113 112,07 124 251,26 120 305,31 124 895,94 129 088,87
Выручка от реализации продукции, работ, услуг
(в действующих ценах) по полному кругу организаций, млн. руб.
163 621,90 190 270,90 170 297,00
+ 3,4%

253 786,50

213 509,00
численность населения (чел) 243 923 241 273 238 825 236 313 234 147
доля налоговых поступлений в  бюджет г.Братска от валовой выручки 1,07% 0,98% 1,15% 0,62% 0,70%
доля налоговых поступлений от  Братска в консол бюджет Иркутской области 7,0% 8,5% 7,3% 8,2% 8,8%
доля налоговых доходов поступивших в бюджет города от собранных с территории МО 22,23% 17,56% 22,43% 15,36% 13,22%
бюджетная обеспеченность  налоговыми  доходами (тыс руб на 1 жителя) 7,18 7,72 8,21 6,63 6,42

 

На фоне общей инфляции (к базовому периоду -2011 году) порядка 40%, бюджетная обеспеченности жителей г.Братска налоговыми доходами  за период 2011-2015 годы снизилась более чем на 10%.

Показатели

(за базу взят 2011  год)

2011 2012 2013 2014 2015
Индекс потребительских цен 100% 105,4% 112,3% 119,8% 138,5%
Темп прироста бюджетной обеспеченности 100% 107,6% 114,4% 92,4% 89,5%

 

Закрепленные Бюджетным Кодексом местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) составляют в бюджете города Братска (по уровню 2015 года) всего порядка 14% объема налоговых и неналоговых доходов, или 5% общего объема доходов, что недостаточно для решения вопросов местного значения, предусмотренных 131- ФЗ.

Статьей 58 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено право (но не обязанность)  по установлению субъектами РФ нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. Обязанность установить нормативы отчислений в местные бюджеты предусмотрена только для налога на доходы физических лиц и дифференцированного норматива от акцизов на бензин (п. 3 ст. 58 БК РФ). По всем остальным налогам органы государственной власти регионов на свое усмотрение определяют размеры отчислений, что также усиливает зависимость местного самоуправления от регионов. (Слайд 4) По информации Министерства финансов РФ тенденция централизации ресурсов очевидна на всей территории РФ.

Наименование налога количество субъектов РФ установивших нормативы для передачи части налога в МБ Иркутская область
2007г. 2010г. 2015г. 2015г.
Налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет 20 10 4 не установлен
Налог, взимаемый в связи с применением УСН 30 31 28 не установлен,
с 2018 г. 25%
Транспортный налог 17 29 6 не установлен
Налог на имущество организаций 23 16 10 не установлен

Порядок установления нормативов отчислений, предусмотренный ст. 58 Бюджетного кодекса РФ (закрепление норматива на 3-х летний период), лишает местные органы власти гарантии на долгосрочной основе планировать доходы местных бюджетов.

В связи с этим, считаем необходимым закрепление в положениях Бюджетного Кодекса РФ минимальных объемов обязательных нормативов по федеральным и региональным налогам для местных бюджетов на постоянной основе.

Предложения по укреплению доходной базы местных бюджетов и резервов её увеличения:

Закрепить за местными бюджетами норматив в размере не менее 2% от федерального налога на прибыль организаций, зачисляемый в региональный бюджет, который напрямую зависит от состояния экономической сферы муниципалитета и позволит повысить заинтересованность муниципальных образований в развитии промышленного потенциала территории и увеличении производственных площадей.

Учитывая предстоящую с 01.01.2021 года отмену единого налога на вмененный доход (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06. 2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» в редакции 178-ФЗ от 02.06.2016г.), целесообразно закрепить за местными бюджетами самого стабильного и перспективно растущего доходного источника от предпринимательской деятельности — налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере не менее 75% от объема доходов по данному виду налога.

В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального и текущего ремонта дворовых территорий проездов к дворовым территориям  многоквартирных домов, а также увеличения доходов муниципального дорожного фонда, в том числе, расширения перечня его доходных источников необходимо инициировать установление норматива отчислений в местный бюджет транспортного налога, а также штрафов за нарушение правил дорожного движения в размере 100%. Ежегодная потребность на капитальный ремонт дорог,  с целью их полного охвата ремонтом в течение 10 лет, составляет порядка 700,0 млн.руб. в год, а единственным полноценным и стабильным источником являются акцизы на топливо, поступающие по нормативам определенным региональным законом о бюджете в объеме порядка 23,0 млн.руб., при том что только на ямочный ремонт необходимо порядка 200,0 млн.руб. ежегодно. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения c 2013 года несколько снизилась с 40,5% до 36%, но все равно остается достаточно высокой. Объем собираемого с МО г.Братска транспортного налога составил в 2015 году 188,2 млн.руб.   

Необходимо предусмотреть передачу в местные бюджеты части регионального налога на имущество организаций, по крайней мере тех организаций, которые расположены в черте города (на землях населенных пунктов не относящихся к промышленным зонам), поскольку офисные и торговые здания, как правило располагаются в жилых зонах, пользуются инфраструктурой и городскими коммуникациями.

Неоднократно эти предложения направлялись в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, депутатам Законодательного собрания и в Правительство Иркутской области.

Для города Братска дополнительные доходы вследствие установления указанных нормативов могли бы составить оценочно 661,8 млн.руб. Это тот минимально необходимый уровень дополнительных ресурсов бюджета, которые позволят не только привести городское хозяйство в надлежащее состояние, но и формировать бюджеты направленные на развитие городской инфраструктуры.

           
Наименование налога Поступило в ФБ и ОБ за 2013 год с террит. города Братска Поступило в ФБ и ОБ  за 2014 год с террит. города Братска Поступило в ФБ и ОБ за 2015 год с террит. города Братска Предлагаемый норматив отчислений в МБ Сумма дополнительных поступлений в МБ (из расчета факта 2015г.)
Налог на прибыль 2 390,10 2 656,90 3 863,80 2% 77,3
УСН 300,2 331,3 375,0 75% 281,3
Транспортный налог 119 136,1 188,2 100% 188,2
Налог на имущество организаций 1 746,00 2 055,10 2 301,20 5% 115,1
ВСЕГО по налогам 4 555,30 5 179,40 6 728,20   661,8
                     

Социальная ориентированность бюджета не позволяет сокращать действующие расходные обязательства, а также обоснованное стремление муниципалитетов к участию в государственных программах, все это приводит к наращиванию муниципального долга,  обеспечивая сбалансированность бюджета.  Муниципальный долг на 1 января 2016 года составил  849 млн.руб. или 41% объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Хочется отметить, что ожидаемая поддержка федерального бюджета в виде краткосрочных заимствований на обеспечение ликвидности счета местных бюджетов (статья 93.6 БК РФ), к сожалению, не получила широкого распространения, т.к. Перечнем федерального казначейства поименованы муниципальные образования в соответствующих субъектах и их количество лимитировано по 1-2 муниципальному образованию от региона. Неоднократные обращения в Министерство финансов Иркутской области и Федеральное казначейство привели к включению в августе 2016 года города Братск в Перечень и на настоящий момент идет подготовка документов для заключения Договора с УФК по Иркутской области.

Безусловно, муниципалитет прикладывает все усилия, не допуская принятие необеспеченных расходных обязательств и наращивание просроченной кредиторской задолженности (0 руб.). Но необходимо так же отметить, что в городе отсутствуют средства на развитие, реализацию инвестиционных проектов. Материально-техническая база муниципальных учреждений ветшает, дороги приходят в критическое состояние.

        Непринятие мер к укреплению финансовой обеспеченности муниципалитетов неизбежно ухудшает показатели бюджетной обеспеченности населения, проживающего на этих территориях и исключает достижение стратегической цели- повышения качества жизни населения.

Заместитель председателя комитета финансов г. Братска                                                  О.С. Чеснокова

Слайды к докладу