О проблемах ЖКХ на Крайнем Севере и путях их разрешения

Решение
XXXI съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

Москва
Департамент ЖКХ Минрегионразвития
(ул. Строителей д.8 корп.2)

24 мая 2011 г.

«О проблемах ЖКХ на Крайнем Севере и путях их разрешения»

Заслушав доклады, информации и обсудив их, съезд отмечает:
эффективное функционирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в городах и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является важнейшим условием для развития и социальной стабильности. Положение в ЖКХ на Севере характеризуется наличием серьезных проблем, характерных для отрасли в целом и усугубленных действием специфических «северных факторов». При проведении ЖКР на Севере недостаточно учитываются такие факторы как суровый климат, большая протяженность территорий, экономическая неосвоенность многих регионов, значительное количество аварийных жилых домов и многие другие факторы, свойственные Крайнему Северу, в том числе высокая стоимость услуг ЖКХ (в 5-6 раз выше по сравнению с центральными районами страны). Недостаточная правовая проработка взаимоотношений муниципальных образований, управляющих компаний и ТСЖ не позволяет МО эффективно влиять на нерадивых УК и ТСЖ при том, что собственники жилья, пока не готовые взять на себя полную ответственность за содержание своего имущества, идут с жалобами на безответственные УК и ТСЖ в органы власти.
Учитывая вышеизложенное,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

Направить предложения:
1. в Государственную Думу Российской Федерации:
1.1. Дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации положениями, предусматривающими административную ответственность:
— управляющих организаций за непредоставление информации, определенной стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации;
— управляющих организаций (ТСЖ, ЖСК) за непредоставление информации, обязанность по передаче которой предусматривается ч.4 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
1.2. Внести в Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следующие изменения:
— в части 5 статьи 13 слова «До 1 января 2012 года» заменить словами «До 1 января 2014 года»;
— часть 9 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«9. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;
— в части 2 статьи 16 слова «до 31 декабря 2012 года» заменить словами «до 31 декабря 2013 года».
1.3. Внести дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ):
1.3.1. предусматривающие возложение на органы местного самоуправления следующих функций:
— по проведению проверки протоколов общих собраний собственников помещений с прилагающимися документами на предмет легитимности и правомерности принятия решений;
— по ведению реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов.
1.3.2. Исключить в названии раздела VII ЖК РФ слово «жилое» и внести соответствующие изменения по разделу, включив положения, предусматривающие обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на собственников нежилых помещений.
1.4. Внести изменения в действующее законодательство в части:
1.4.1. разграничения деятельности УК (управляющих компаний) и ресурсоснабжающих организаций при оказании коммунальных услуг населению, а именно — предоставить УК право заниматься деятельностью по управлению МД (многоквартирными домами), по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МД, а ресурсоснабжающим организациям — право оказывать коммунальные услуги населению в виде поставки соответствующих коммунальных ресурсов.
1.4.2. закрепления ответственности УК за неперечисление поставщиками коммунальных ресурсов денежных средств, поступивших от населения в счет оплаты коммунальных услуг.
1.4.3. установления порядка ответственности руководителей УК и ТСЖ перед собственниками и органом местного самоуправления, в т.ч. создать систему контроля за деятельностью управляющих компаний и ТСЖ, возложив функцию контроля на муниципальные жилищные инспекции.
1.4.4. распространения действия правил, применяемых УК, ЖСК, а также ТСЖ на малоэтажную застройку в целях выравнивания прав жителей, проживающих в малоэтажных домах в правах с жителями многоэтажных домов.
1.4.5. обеспечения оперативной подчиненности и ответственности УК перед органами местного самоуправления.
1.5. Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающие жесткие меры в отношении неплательщиков коммунальных услуг вплоть до выселения без предоставления другого жилого помещения.

1.6. Необходимо ускорить принятие Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», предусмотрев в законе механизм включения затрат содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
1.7. Внести изменения в федеральное законодательство в области обращения с отходами в части создания эффективной системы взаимодействия органов публичной власти, хозяйствующих субъектов и граждан в области обращения с отходами, установления ответственности лиц за нарушение федерального законодательства.

2. в Правительство Российской Федерации:
2.1. В рамках национальных программ по развитию жилищного и коммунального хозяйства, развитию энергетики предусматривать отдельные разделы по предоставлению государственной поддержки для северных городов и поселков, учитывающие их особые условия (малые размеры, повышенные затраты на теплоснабжение, сравнительно небольшой размер возможных проектов);
2.2. О продлении работы Фонда содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
2.3. О включении стоимости утилизации ртутьсодержащих ламп в стоимость продукции этих ламп и организации приема вышедших из строя ртутьсодержащих ламп в местах их продажи по программе «утилизация». При сдаче вышедшей из строя лампы, предоставлять покупателю скидку 13-17% .
2.4. О разработке отдельной подпрограммы, учитывающей мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья для городов Крайнего Севера.
2.5. Внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, закрепив возможность отключения всех видов коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
2.6. Рекомендовать рассмотреть вопрос о формировании муниципального Фонда капитального ремонта для финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов путем установления платы за капитальный ремонт на уровне амортизационных отчислений на полное восстановление в размере от 10 до 15 процентов ежемесячной собираемой платы с населения за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги. В случае ликвидации, реорганизации, банкротства управляющий организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов собранные средства передаются управляющим организациям, ТСЖ и ЖСК, приступившим к управлению указанными многоквартирными домами для финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

3. в Министерство регионального развития Российской Федерации:
3.1. О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусматривающие отмену формулы № 13, и введение методики возмещения платы за коммунальные ресурсы, используемые на обслуживание и работу общего имущества многоквартирного дома, за счет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
3.2. О необходимости целевого выделения федеральных средств по программе переселения из аварийных многоквартирных домов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с включением этих мероприятий в федеральную адресную инвестиционную программу.
3.3. Об отрицательной оценке Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера концепции законопроекта «О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов», предложенного Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и поддержке предложений Фонда «Институт экономики города» (прилагаются).
3.4. О разработке и утверждении в установленном Законом порядке методики расчета количества тепловой энергии, применяемой при отсутствии приборов учета и подлежащей применению как УК, так и ресурсоснабжающими организациями.

4. в Прокуратуру Российской Федерации:
рекомендовать взять под жесткий контроль ситуацию с неплатежами УК в целях недопущения срывов поставок коммунальных ресурсов. Своевременно выявлять факты неперечисления УК денежных средств, поступивших от населения в счет оплаты коммунальных услуг. Принимать предусмотренные Законом меры прокурорского реагирования.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
5.1. Стимулировать малоэтажное строительство по основным группам потребителей:
— формировать участки под застройку на возмездной основе;
— формировать участки под застройку за счет бюджетных средств и обеспечивать их инфраструктурой на возмездной основе;
5.2. Стимулировать низкозатратные формы жилищного строительства (кооперативы, ссудо-сберегальных кассы) под гарантии региональных и местных властей, создавать региональные кооперативные жилищные фонды;
5.3. Стимулировать строительство муниципального/кооперативного жилья для отдельных категорий населения (пожилые люди, молодежь, малоимущие и т.д.) в соответствии с их потребностями.
5.4. Предоставлять меры поддержки (субсидии, дотирование процентных ставок по кредитам, предоставлять гарантии)на мероприятия по установке автономных систем тепло- и электро- снабжения в многоквартирных домах с использованием альтернативных источников энергии.
5.5. Минимизировать плату за подключение к системам коммунальной инфраструктуре.
5.6. Внести изменения в законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в части создания эффективной системы взаимодействия органов публичной власти, хозяйствующих субъектов и граждан в области обращения с отходами, установления ответственности лиц за нарушение законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Приложение

Предложения Фонда «Институт экономики города»

Использовать механизмы экономического стимулирования принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирных домах решений о капитальном ремонте и модернизации многоквартирных домов с использований собственных и кредитных средств, получаемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья (жилищными кооперативами) с использованием поручительств нового государственного финансового института развития — Фонда модернизации многоквартирных домов, в том числе:
1) на государственном и муниципальном уровне отказаться от подмены органами публичной власти собственников помещений в принятии и реализации решений по управлению многоквартирными домами доходами их капитального ремонта и модернизации;
2) совершенствовать жилищное, гражданское и административное законодательство Российской Федерации для:
a) улучшения качества управления и содержания общего имущества в многоквартирных домах на основе поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
b) создания приемлемых условий кредитования управляющих организаций товариществ собственников жилья (жилищных кооперативов) на капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов
c) формирования общепринятых в мировой практике институтов собственников помещений по управлению общим имуществом в многоквартирных домах и определения состава общего имущества;
d) законодательного определения ответственности собственников помещений за ненадлежащее состояние общего имущества в многоквартирных домах;
e) уточнения задач, полномочий и деятельности государственной жилищной инспекции в условиях применения нового жилищного законодательства;
f) разработки специальных мер государственной поддержки малообеспеченных собственников жилых помещений, в том числе сохранение возможности деприватизации жилых помещений в домах с низким качеством условий проживания, модернизация этих домов за счет бюджетных ресурсов и предоставление жилых помещений в них на условиях социального найма;
3) содействовать самостоятельному управлению собственниками помещений своими многоквартирными домами и проведению их капитального ремонта и модернизации, в том числе путем формирования государственного финансового института развития — Фонда модернизации многоквартирных домов (с широкой региональной сетью филиалов и (или) операторов-партнеров), цели деятельности которого будут состоять в:
a) формировании требований к инвестиционным проектам по капитальному ремонту и модернизации многоквартирных домов;
b) предоставлении займов коммерческим банкам на цели предоставления кредитов управляющим организациям, товариществам собственников жилья (жилищным кооперативам) на капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов;
c) предоставлении коммерческим банкам поручительств по кредитам на возмездной основе, кредитующим проекты по модернизации многоквартирных домов.
4) формировании органами местного самоуправления долгосрочных муниципальных целевых программ капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью обеспечения бюджетных платежей за ремонт и модернизацию и/или по кредиту на ремонт и модернизацию муниципального жилищного фонда, а также с целью предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья (жилищным кооперативам) для формирования начальных финансовых средств при получении кредита на проведение капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов;
5) формировании субъектами Российской Федерации долгосрочных региональных целевых программ капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью обеспечения бюджетных платежей за ремонт и модернизацию или/и по кредиту на ремонт и модернизацию регионального государственного жилищного фонда, а также с целью предоставления субсидий местным бюджетам на предоставление субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья (жилищным кооперативам) и собственникам помещений в многоквартирном доме для формирования начальных финансовых средств при получении кредита на проведение капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов.

Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера,
член Общественной Палаты РФ

И.Шпектор