Итоговая резолюция

 

Приложение 1

Резолюция XLII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

21 июня 2024г. г. Магадан

В работе съезда приняли участие руководители и представители 30 муниципальных образований из 7 регионов Российской Федерации, входящих в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.  

В соответствии с Программой съезда на заседании было озвучено 6 докладов в формате: основной доклад, включающий результаты социологического опроса и информационно-аналитические материалы по муниципальным образованиям, входящих в Союз, и содоклады, представленные отдельными руководителями муниципальных образований. 

Участники съезда обсудили вопросы повестки и по итогам дискуссии были сделаны следующие выводы.

Съезд считает значимыми следующие позиции:

Города Крайнего Севера составляют основу для индустриального освоения и развития северных территорий России. Формируя точки роста на обширном пространстве, они обеспечивают не только присутствие на этой стратегически важной территории страны, но и ее экономическую связанность. Устойчивость положения и эффективность развития северных городов в значительной мере являются фактором устойчивого развития страны.

Съезд обращает внимание на то, что на современном этапе, несмотря на пристальное внимание к северной проблематике, принятия ряда государственный стратегических и программных документов по развитию северных территорий, многие проблемы остаются нерешёнными. Ужесточение и расширение перечня санкций нашло свое отражение в обострении уже существующих достаточно длительный период проблем, главные из которых связаны с хроническим дефицитом ресурсно-бюджетной базы муниципальных образований, ограничивающим возможности эффективного решения вопросов местного значения, обеспечения достойного уровня жизни населения. Недостаточность финансовых ресурсов является следствием, в том числе, нерешенных вопросов сбалансированности полномочий и бюджетной базы муниципальных образований. Передача полномочий на местный уровень зачастую происходит без адекватного финансового обеспечения.

По-прежнему, по причине отсутствия действенных механизмов привлечения квалифицированных кадров, и, прежде всего, молодых специалистов для работы на Крайнем Севере продолжается миграционный отток населения, усугубляется проблема нехватки кадров необходимой специализации.

Обострились проблемы экономического характера, обусловленные, в большинстве случаев, монопрофильным экономическим развитием и промышленной специализацией северных городов. Крупное промышленное производство оказалось достаточно уязвимым в силу резкого снижения импорта оборудования и технологий, нарушения хозяйственных взаимосвязей. Значительно ухудшились условия развития для торговли и транспорта.

Остается критическим состояние жилищно-коммунального хозяйства. Износ объектов коммунальной инфраструктуры крайне высок, увеличивается доля ветхого жилого фонда и растет уровень затрат на его содержание на фоне низкого уровня жилищного строительства на Севере в целом и его полного отсутствия в ряде районов.

Среди наиболее значимых проблем развития муниципальных образований необходимо также отметить проблемы логистического характера, связанные со слабой транспортной доступностью.

Съезд принял решение обратиться с предложениями:

  1. В органы государственной власти Российской Федерации:

1.1. Для укрепления доходной базы местных бюджетов:

  • изменить схему покрытия дефицитов местных бюджетов с максимально возможной заменой дотаций и постоянных субсидий на закрепление за местными бюджетами законами субъектов РФ дополнительных нормативов отчислений от всех региональных и федеральных налогов, собираемых на территориях муниципальных образований и поступающих в бюджеты регионов;
  • при наличии на территориях муниципальных образований градообразующих предприятий, входящих в состав крупных холдингов, установить порядок распределения налога на прибыль холдинга таким образом, чтобы существенная часть этого налога поступала в бюджеты субъектов РФ, а также, часть налога в бюджеты муниципальных образований, на территориях которых они осуществляют предпринимательскую деятельность;
  • закрепить за местными бюджетами налоговые поступления, которые уплачивают субъекты малого и среднего предпринимательства (далее МСП), функционирующие на территории муниципальных образований;

 

1.2. Для повышения конкурентоспособности, стимулирования процессов развития экономики и улучшения условий проживания граждан:

  • снизить тарифы страховых взносов существующим субъектам МСП, применив для них порядок предоставления налоговых льгот, действующих для резидентов Арктической зоны, а также рассмотреть вопрос об исключении из налогооблагаемой базы по страховым взносам сумм начисленных районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате и сумм, выплачиваемых работнику в связи с предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • создать специальный портал упрощенного доступа самозанятых и ИП к госконтрактам;
  • обеспечить формирование целевого заказа для федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования по подготовке кадров по направлениям и специальностям, необходимым муниципальным образованиям, расположенным в Арктической Зоне РФ.
  • рассмотреть возможность обеспечения справедливого определения стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемой в ходе реализации программы «Дальневосточная и арктическая ипотека», исходя из объективно складывающейся рыночной цены жилья в Дальневосточном федеральном округе и в Арктической зоне Российской Федерации.
  • в целях поддержки молодых семей распространить условие льготной программы кредитования «Дальневосточная и Арктическая ипотека» на вторичный рынок жилья во всех субъектах Российской Федерации, расположенных на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации, а также рассмотреть возможность расширения перечня участников указанной программы для многодетных семей, младших воспитателей детских садов и др.
  • рассмотреть вопрос разработки новой программы стимулирования трудовой миграции в Арктическую зону Российской Федерации посредством предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (жилищных сертификатов) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам (отдельным категориям граждан), переезжающим в целях осуществления трудовой деятельности в Арктическую зону Российской Федерации, с правом реализации такого сертификата по достижению 15-летнего трудового стажа в Арктической зоне Российской Федерации.

 

1.3. Для организации обратной связи: 

  • между муниципалитетами и федеральными органами власти в рамках государственной системы электронного правительства создать виртуальный орган – Всероссийское муниципальное собрание, в который войдут все муниципальные образования России. Основной задачей этого органа может являться проведение электронного голосования глав муниципальных образований по законопроектам, выносимым в Государственную Думу. Это позволит создать базу для формирования оперативной системы обратной связи – муниципалитет – Правительство РФ, учета интересов муниципалитетов, а также скоординировать действия самих муниципалитетов.

 

  1. В органы государственной власти субъектов Российской Федерации, включающих территории Крайнего Севера и приравненные к ним:

 

2.1. Для увеличения сбалансированности бюджетной системы региона:

  • не допускать возложения на органы местного самоуправления дополнительных функций и полномочий подзаконными актами.
  • обеспечивать прозрачность и объективность расчетов дотаций муниципальным образованиям;
  • обеспечивать исполнение бюджетных обязательств субъекта федерации перед муниципальными образованиями;
  • увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов;
  • при реализации социальных проектов местного уровня предусмотреть диверсифицированный подход при определении норм софинансирования из вышестоящих бюджетов.

 

2.2. Для решения логистических проблем (транспортная доступность) :

  • увеличить финансирование, направленное на строительство, капитальный ремонт, автомобильных дорог местного значения и их дальнейшее обслуживание;
  • обеспечить финансовой поддержкой строительство проектов придорожного сервиса;
  • расширить перечень удаленных населенных пунктов, в которых субсидируются транспортные расходы на доставку товаров первой необходимости;

 

2.3. Для улучшения экономического климата, содействия развитию малого и среднего бизнеса:

  • при разработке программ поддержки развития малого бизнеса усилить меры стимулирования производств (сферы услуг), связанных с импортозамещением;
  • усилить мотивацию местных органов власти на развитие малого бизнеса, закрепив за местными бюджетами налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создать специальный портал упрощенного доступа самозанятых и ИП к госконтрактам.

 

 

  1. В муниципальные образования городов и районов Арктики, Крайнего Севера и приравненных к нему территорий:

 

  • формировать и совершенствовать механизмы распространения информации среди населения о мерах поддержки предпринимательского сектора;
  • организовывать проведение мониторинга на постоянной основе по эффективности деятельности предприятий в разрезе видов экономической деятельности с целью обобщения и распространение лучших практик;
  • повышать активность участия в государственных, федеральных и региональных программах развития различных сфер экономики;

 

  1. Съезд поддерживает внесённые участниками предложения по изменению федерального законодательства:

 

4.1 Рассмотреть возможность корректировки применения механизма инвестиционного налогового вычета для предприятий (в т.ч. добывающей промышленности) в части создания ими объектов социальной инфраструктуры путем:

    • внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предоставив органам государственной власти субъектов Российской Федерации право принимать решения о сохранении объекта социальной инфраструктуры на балансе у инвестора (по согласованию);
    • —          внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2021 № 1161 «Об утверждении методики распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета» в части снятия ограничений для предприятий добывающей промышленности.

4.2. Рассмотреть возможность улучшения системы стимулирования работодателей, ведущих производственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, к осуществлению социальных выплат своим работникам, путем включения в состав сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, компенсаций плательщиками страховых взносов своим работникам и членам их семей стоимости санаторно-курортных и туристических путевок, выплат на приобретение и (или) строительство жилых домов, квартир, приобретения земельных участков.

4.3. Рассмотреть возможность увеличить предельный размер дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и ведущих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и применяющих упрощенную систему налогообложения до 120 млн. рублей, для их соответствия требованиям для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, чтобы нивелировать включенные в цену товаров и/или услуг дополнительные затраты (транспортно-логистические, надбавки на фонд оплаты труда, дополнительные отпуска и др.) по сравнению с организациями, ведущими сопоставимую деятельность в центральной части страны.

4.4. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.Единая дежурно-диспетчерская служба.Основные положения», в части установления норм для городских округов, численностью населения менее 50 тыс. человек и городских округов, численностью населения менее 50 тыс. человек, на территории которых расположен административный центр субъекта Российской Федерации осуществления функций по организации и деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования соответствующими органами управления региональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.5. Рассмотреть возможность внесения изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», дополнив п.34 СанПиНа 2.1.3684-21 абзацем третьим следующего содержания: «В районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностям), где при борьбе с зимней скользкостью не применяются химические противогололёдные материалы (в том числе комбинированные), допускается складирование снега, собранного хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега на площадках без водонепроницаемого покрытия (на грунт) и наличия обвалованного сплошного земляного вала, при условии вывоза складированного снега до наступления активного таяния снега.».

4.6. Рассмотреть возможность внесения изменений в национальный стандарт Российской федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее — Стандарт) путем изложения пункта 8.10 Стандарта в следующей редакции: «Допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания на улицах в населенных пунктах, расположенных в регионах с продолжительным зимним периодом (не менее 100 суток при среднесуточной температуре воздуха ниже 0°С) и устойчивым снежным покровом высотой не менее 15 см, а также на дорогах с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут.»