Уважаемые коллеги!

Правление Союза городов Заполярья и Крайнего Севера считает полезным и актуальным в условиях финансового кризиса открыть на сайте Союза рубрику «Антикризисные меры». Во-первых, это будет определенный обмен опытом муниципальных образований; во-вторых, — обобщение поступивших предложений в дальнейшем позволит Союзу своевременно обращаться в законодательные и исполнительные органы Государственной власти.

Буду вести эту рубрику, анализировать поступившие материалы, готовить обобщения.

Надеюсь, Ваше активное участие поможет всем нам быстрее «выбраться» из этой неблагоприятной ситуации.

С уважением —

Вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, мэр Магадана В.Печеный
  • «Антикризисные меры» Администрации г. Магадана размещены на официальном сайте мэрии города Магадана.
  • «Антикризисные меры» Администрации г. Апатиты представлены ЗДЕСЬ (файл в формате RTF в zip-архиве)
  • «Антикризисные меры» Администрации г. Салехарда представлены ЗДЕСЬ (файлы в формате doc в zip-архиве)
  • Мониторинг ситуации по влиянию мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу муниципального образования города Братска» представлен ЗДЕСЬ (файл в формате xls (Excel) в zip-архиве)

О правительственной Программе
антикризисных мер в 2009 году

(из выступления главы администрации г. Салехарда Спирина А.М.
на заседании антикризисного штаба в апреле с.г.)

«Четыре месяца назад, 7 ноября прошлого года, Правительство приняло «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Ключевым словом в заголовке этого плана было слово «оздоровление»: экономика России, едва начавшая процесс интеграции в мировой рынок, была инфицирована вирусами небывалого мирового кризиса. Риски краха национальных валют, гиперинфляции, тотальной безработицы, стагнации целых отраслей национальной экономики, потери населением своих сбережений — этих рисков Россия избежала, двигаясь по предыдущему плану. Политическое руководство России, Президент и Правительство отвоевали возможность стратегической антикризисной инициативы.
19 марта, на своем заседании Правительство России приняло «План антикризисных мер на 2009 год». Новый «План 19 марта» эту инициативу подробнейшим образом излагает. «Если раньше экономика росла за счет высоких цен [на внешних рынках] на нефть, металлы и наши экспортные товары, то теперь рост экономики мы переориентируем на внутренний спрос. Он значительно более стабилен и не зависит от колебаний цен. А на чем базируются цены? На покупательной способности населения» . Платежеспособное население — это население, обеспеченное работой, и стремящееся вкладывать свои средства в будущее: здоровье, образование детей, дом, новую машину, интересный быт и досуг. Эти простые, близкие и понятные каждому социальные ценности и переданы сухой фразой экономиста — «внутренний спрос».
Эта большая политическая задача нуждается в общественном понимании и принятии. «Обязанность каждого из нас — включиться в работу по разъяснению предлагаемых мер. В сегодняшних условиях это особенно важно. Общественность, граждане России должны знать, что Правительство и почему предлагает те или другие меры. Мы должны достичь консенсуса по этому вопросу» .

Программа антикризисных мер Правительства

ПРИОРИТЕТЫ

1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН

Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка.

  • Выделение дополнительных 43,7 млрд. руб. на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда регионов.
  • Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице в 1,5 раза.
  • Средний размер трудовой пенсии будет увеличен на 24%.
  • Социальная пенсия достигнет прожиточного минимума, что будет составлять увеличение базовой части пенсии на 42%.
  • Индексация государственных пособий, социальных выплат и стоимости набора социальных услуг с учетом нового прогноза инфляции.
  • Образовательные кредиты для студентов и увеличение бюджетных мест в вузах: в магистратуре — до 35 тысяч, а аспирантуре — до 30 тысяч

2. СОХРАНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен:

  • Поддержка системообразующих предприятий и госгарантии на сумму до 200 млрд. руб.
  • Определение и поддержка приоритетных инвестиционных проектов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на фазе посткризисного роста.

3. АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА

Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы:

  • Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, если размер задолженности организации превышает 10 миллиардов рублей.
  • Снижение налога на прибыль с 24 до 20%.
  • Увеличение авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом.
  • Государственная поддержка экспорта промышленной продукции.

4. СООТВЕТСТВИЕ ДОЛГОСРОЧНЫМ ПРИОРИТЕТАМ
РАЗВИТИЯ

Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства — смена сложившейся модели экономического роста.

5. СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ БИЗНЕСА

Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции:

  • Закрепление с 1 июля 2009 . уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для 13 видов деятельности, преимущественно для малого и среднего предпринимательства.
  • Ограничение с 1 января 2010 г. количества проверок малых компаний, не чаще 3-х раз в год, внепланово — только с санкции прокурора.
  • Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпораций.
  • Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпораций.

6. ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему:

  • Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской системы.
  • Повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора.

7. ПРОВЕДЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития:

  • Введение «мягкой» границы изменения обменного курса рубля (41 руб. за 1 ед. «бивалютной корзины»).
  • Ограничение дефицита федерального бюджета в 2009 году уровнем 8% ВВП.