Информационно-аналитическая записка

Информационно-аналитическая записка по проблемам организации вахтового метода работ, а также создания и функционирования вахтовых поселков в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия)

Площадь Республики Саха(Якутия) составляет 3 083 523 км2.Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 964 330 чел. (2018). Плотность населения — 0.31 чел./км² (2018). Городское население — 65.63 % (632857). Что характеризует Якутию как малонаселенную территорию. В основном население сосредоточено в центральной части территории Якутии, где проживает около 500 тыс. чел.

Республика Саха (Якутия) является уникальной территорией по разнообразию, количеству и качеству полезных ископаемых. На территории официально зарегистрировано более 1823 месторождений минерального сырья. Основными являются месторождения алмазов, нефти, газа, сурьмы, урана, золота, серебра, угля, железной руды и редкоземельных металлов.

На территории западной части Республики Саха (Якутия) ведут производственно-хозяйственную деятельность многие крупные компании и их дочерние общества. Среди них: ПАО «Роснефть», дочерняя компания ООО «Тасс-Юряхнефтегазодобыча», ОАО «Сургутнефтегаз», АО «РНГ», ООО «Иркутская нефтяная компания», ООО «Саханефть», АК «АЛРОСА» (ПАО), ОА «АЛРОСА-Газ», ПАО «Алмазы Анабара», ПАО «АЛРОСА-Нюрба», ПАО «Газпром», ОАО «Газромгеологоразведка» и другие.

Огромное количество разведанных природных богатств Якутии, наряду с суровыми климатическими условиями, малой плотностью населения, как следствие, значительной отделенностью друг от друга населенных пунктов, отсутствием развитой дорожной инфраструктурой и отсутствием необходимых для нефтегазовой отрасли квалифицированных трудовых ресурсов, высоких затрат на создание полноценных социальных условий для проживания работников и их семей, вынуждает промышленные компании вести производственно-хозяйственную деятельность на вахтовой основе.

В настоящее время законодательное регулирование вахтового метода работы определено только Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно статье 297 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, вахтовый метод — особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Все без исключения перечисленные компании при добыче нефтегазового сырья, в том числе частично алмазов и золота, работают с применением вахтового метода.

Таблица 1. Сведения о вахтовых поселках

№ п/п Название поселков Количество работников, чел. Период смены персонала Уровень благо-устройства Объекты социально-культур-
ного значения
Принадлеж-ность
1 Вахтовый поселок «Вахтовый жилой комплекс «Центральный блок Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения»» 3 000 28/28 высокий: система водоснабжения, водоотведения, мобильная связь столовые, магазин, прачечный комплекс, сауна, спортзал ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»
2 Вахтовый поселок «Накын» 600 30/30 Высокий: система водоснабжения, водоотведения, мобильная связь столовая, церковь ОАО «АЛРОСА-Нюрба»
3 Вахтовый поселок

«Пункт межсменного отдыха «Талакан»»

3 700 30/30 Высокий:
аэропорт I категории, мобильная связь, доступ в Интернет, спутниковое телевидение.
здравпункт, прачечная, химчистка, буфет, столовые, магазин ОАО «Сургутнефтегаз»
4 Вахтовый поселок «НПУ-100», «Площадка юг» 800 30/30 Высокий: система водоснабжения, водоотведения, мобильная связь столовые, прачечный комплекс, сауна, спортзал АО «РНГ»

 

Из приведенной таблицы видно, что вахтовые поселки обладают высоким уровнем благоустройства, современной инфраструктурой, обеспечивающими вахтовым работникам комфортные условия не только для работы, но и для межсменного отдыха.

В законодательстве Российской Федерации определение вахтового поселка и его статуса отсутствует. Законодательно определен лишь вахтовый метод работы в рамках трудовых отношений. Информация о вахтовом режиме работы содержится в статье 297 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, которая, соответственно, рассматривает, применение вахты только в системе «работодатель-работник» и статье 264 «Налогового кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 № 146-ФЗ, в которой, рассмотрены вопросы налогообложения и содержания вахтовых и временных поселков, включая объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, и которые отнесены Налоговым кодексом РФ в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, т.е. входят в себестоимость продукции и не подлежат налогооблажению.

Вопросы организации и функционирования вахтовых поселков современное Российское законодательство на регулирует. Единственным документом является Постановление от 31 декабря 1987 г. n 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ» Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, Министерства здравоохранения СССР. Правовая основа этого документа является устаревшей и может применяться только с большой оговоркой и допущениями с учетом соответствия современному законодательству Российской Федерации в силу его радикальных изменений. Как следствие, отсутствует его практическое применение.

Согласно п.3 «Организация вахтовых поселков» Постановления от 31 декабря 1987 г. n 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ» Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, Министерства здравоохранения СССР, «…вахтовые поселки сооружаются по типовым или индивидуальным проектам, включающим генеральный план поселка с привязкой к местности, состав помещений, электро-, водо- и теплоснабжение, почтово-телеграфную связь, схему подъездных путей и взлетно-посадочной полосы, обоснование способа доставки персонала, смету затрат на его строительство и содержание. Проектом решаются вопросы надлежащей организации питания, отдыха и досуга, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания проживающих. … Проект согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом и органами государственного санитарного и пожарного надзора и утверждается руководителем предприятия.

Готовность вахтового поселка к передаче его в эксплуатацию определяется комиссией, в состав которой включаются представители администрации предприятия, исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, профсоюзного комитета, предприятия торговли и общественного питания, санитарной и пожарной служб, органов здравоохранения. Акт комиссии о приемке вахтового поселка в эксплуатацию утверждается руководителем предприятия».

Как видно из приведенных выше выдержек из нормативно-правовых актов советского периода, вопрос согласования размещения и ввода в эксплуатацию вахтовых поселков контролировался и был в ведении нескольких государственных структур. Под размещение вахтового поселка отводилась территория, которая согласовывалась с заинтересованными сторонами, в том числе в обязательном порядке с соответствующим исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

Современная практика отвода земель сложилась следующая. Земельный участок, отводимый компаниям — недропользователям под каждый строящийся объект (бытовка, вахтовка, КПП, шлагбаум, скважина, подъездная автодорога, автобокс и т.д.), оформляется в виде индивидуального лесного участка. В комплексе, отдельно стоящие объекты на арендованных лесных участках не являются вахтовыми поселками. В итоге, при совмещении отведенных лесных участков со строениями воедино, получается набор строений и сооружений, которые в совокупности можно оценочно охарактеризовать как вахтовый поселок. В Градостроительном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о вахтовых поселках, хотя в них проживает от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан, и которые по совокупности включают в себя объекты социальной сферы.

При проведении данной исследовательской и аналитической работы по вопросу создания, согласования ввода в эксплуатацию и дальнейшего контроля за функционированием вахтовых поселков Республики Саха (Якутия), выяснилось, что в настоящее время органы санитарно-эпидемиологического контроля, охраны окружающей среды, лесного хозяйства, местного самоуправления, противопожарных служб и здравоохранения не принимают реального обязательного участия по данному вопросу. У республиканских министерств и ведомств отсутствуют прямые полномочия, нормативно закрепленные в регламентах на законодательном уровне относительно вахтовых поселков, а в документах, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, соответственно, отсутствуют обязанности по взаимоотношениям с работодателями в вахтовых поселках. Как следствие, имеет место отсутствие полной и достоверной информации о вахтовых поселках, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

Отсутствие полной и достоверной информации по вахтовым поселкам порождает проблемы социально-экономического характера как для государственных надзорных органов и ведомств, органов местного самоуправления, так и для проживающих работников в вахтовых поселках в части защиты их трудовых и социальных прав.

В целом, сложившаяся практика взаимоотношений с компаниями недропользователями в части контроля и надзора на сегодняшний день не утешительная. Так, например, территориальные органы Роспотребнадзора РС(Я) не имеют прямых указаний для осуществления надзора в вахтовых поселках, не смотря на то, что в на их территориях находятся столовые, магазины, прачечные и другие объекты инфраструктур, которые подлежат в обязательном порядке контролю и надзору. Зачастую, информация о нахождении большого числа работников, как и информация о размещении вахтового поселка, поступает в контрольно-надзорные органы лишь в момент появления чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением массового заболевания работников или возникшей в связи с угрозой жизни работников.

Не лучшая ситуация складывается и в сфере медицинского обеспечения работников вахтовых поселков. Несмотря на обязательность требований о наличии медико-санитарных частей в данных поселках в зависимости от численности  проживающего персонала, обозначенных нормативными документами советского периода, отсутствует информация о их фактическом наличии, категорийности и мощности. Косвенным признаком отсутствия должной медицинской помощи в вахтовых поселках является ежегодное увеличение количества санитарных медицинских рейсов. Связано это, в основном, с травмами, получаемыми работниками подрядных и субподрядных организаций в местах проведения работ. В отличие от крупных компаний, правообладателей лицензий, подрядные и субподрядные организации зачастую не имеют медико-санитарных служб. При этом, основным способом транспортировки пострадавших является санитарная авиация. Стоит отметить, что вылет одного санитарного рейса государственному медицинскому учреждению обходится в сумму порядка 265 000 рублей/час. В среднем время одного санитарного рейса составляет от 3 до 5 часов. При этом компании — недропользователи не заключают соглашения на оказание услуг санитарной авиации. Работники вахтовых поселков, как граждане РФ, пользуются полисами ОМС по месту жительства, а по месту работы, при обращениях в медицинские учреждения, компания работодатель не заключает дополнительное медицинское страхование на каждого работника.

Кроме того, зачастую работы на вахтах ведутся с привлечением иностранной рабочей силы. В случае необходимости получения экстренной медицинской помощи, работники, не имеющие российского гражданства, санитарным рейсом доставляются в государственные медицинские учреждения, где им оказывается первая медицинская помощь и продолжается дальнейшее лечение в стационаре. Работодатель в сложившейся ситуации не приобретает для таких работников полис ДМС. Как следствие, наносится значительный ущерб финансовому обеспечению медицинского учреждения, поскольку медицинские учреждения не получают компенсацию за фактически оказанную медицинскую помощь.

Согласно законодательству, количество санитарных рейсов рассчитывается исходя из количества местного населения, проживающего постоянно на данной территории, т.е. санитарные рейсы осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете для местного населения. Ввиду отсутствия законодательного регулирования вахтовых поселков, численность работников, пребывающих в вахтовых поселках, не входит в расчет ежегодного финансирования медицинских учреждений и стоимости санитарных вылетов. В результате возникает дефицит финансовых средств для осуществления экстренных санитарных медицинских вылетов к местному населению, проживающему в труднодоступных и удаленных поселениях.

Кроме того, при обращении за медицинской помощью работников вахтовых поселков, выясняется, что там работают люди, имеющие противопоказания по здоровью для трудоустройства на вахту. Данный факт обусловлен  некачественным первичным медицинским осмотром, который проводится на местах постоянного местожительства работника (за пределами Республики Саха (Якутия)). Так, специалистами Мирнинской центральной районной больницы выявлены случаи заболевания работников в вахтовых поселках туберкулезом и язвой желудка. И это при том, что в вахтовых поселках проживает до нескольких тысяч человек, что для Мирнинского района составляет более 10% от численности местного населения, и предоставление медицинских услуг данной категории работников законодательно не регламентировано и, соответственно, никем не контролируется.

Данные факты вызывают необходимость проведения периодического, а в идеальном случае и первичного, медицинского осмотра работников вахтовых поселков на местах.

Одним из важнейших и проблемных вопросов, которые появились с началом промышленного освоения территории Якутии, в том числе вахтовым методом, является вопрос установления порядка организации привлечения рабочей силы и, первоочередного трудоустройства местного населения.

Историческими центрами нефтегазодобычи Российской Федерации являются центральные районы Европейской части, Урала и Западной Сибири Российской Федерации. Там имеются профессиональные учебные заведения среднего и высшего образования, обучающие по направлениям нефтегазовой отрасли и другим смежным направлениям. В связи с этим, основной приток рабочей силы для разработки месторождений Республики Саха (Якутия) идет из разных районов России. Вахту, организованную с привлечением работников из нескольких регионов РФ, можно назвать межрегиональной или дезинтегрированной, т.е. сборной вахтой из числа проживающих работников не только из разных населенных пунктов Республики Саха (Якутия), но и всей Российской Федерации. Следует отметить, что работники межрегиональной вахты, имеют, как правило, необходимое профильное образование, что дает им преимущество по сравнению с местным населением при трудоустройстве.

Как следствие, из указанной причины, в значительно меньших объемах, к работам на месторождениях привлекаются работники в том числе по, так называемой, региональной вахте (непосредственно на базе населенных пунктов Республики Саха (Якутия)). Данное обстоятельство вызвано отсутствием системы профессиональной подготовки, низкой и/или несоответствующей квалификацией местного сельского населения по требуемым производственным направлениям, а также проблемой отсутствия транспортной инфраструктуры для оптимальной по времени и стоимостном выражении доставки персонала на место вахты.

Еще реже применяется, так называемая, локальная вахта, когда вахтовики, проживают в одном населенном пункте. Например, вахтовый поселок «Накын» АК «АЛРОСА» (ПАО), где большинство работников проживают в г. Мирный. Такой же опыт существует в Ханты-Мансийском Автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и т.д. Применение локальной вахты оказывает огромное преимущество, поскольку при этом обеспечивается трудоустройство местного населения и формируется повышенная социальная ответственность работодателя, в том числе, по строительству жилья и других объектов инфраструктуры в населенных пунктах в которых формируется локальная вахта.

Перечисленные обстоятельства и факты в случае широкого и неконтролируемого применения межрегиональной вахты, наблюдаемые на территории Республики Саха (Якутия), находятся в противоречии с общегосударственными целями.

Одной из целей программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года N 308 является обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке.

Целевыми индикаторами и показателями подпрограмм программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» является количество рабочих мест, созданных в результате реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестиционных проектов.

Применение вахтового метода эффективно решает вопрос создания рабочих мест на предприятиях, ведущих производственно-хозяйственную деятельность на Дальнем Востоке, включая Республику Саха (Якутия). Организация вахтовых поселков и применение так называемой межрегиональной вахты минимизирует производственные затраты, значительно повышает прибыльность, но не способствует непосредственному решению вопросов социально-экономического развития территории и соответственно обеспечению занятости местного населения на постоянной основе.

В результате собранной информации и проведенного анализа можно сделать вывод, что вопрос регулирования создания и деятельности вахтовых поселков и в целом вахтового метода организации работ, требует нормативно-правового регулирования на основании проведения исследовательской и аналитической работы на уровне Правительства Российской Федерации и Федерального собрания Российской Федерации в силу:

— создания вахтовых поселков без нормативного обоснования их необходимости, вида применяемой вахты, длительности применения вахтового метода, который абсолютно обоснован на пионерном периоде освоения месторождения, в дальнейшем не способствует полноценному социально-экономическому развитию территорий и, в конечном итоге, вступает в противоречие с общегосударственными интересами по закреплению и развитию человеческого капитала;

— отсутствия правового статуса вахтовых поселков, который должен найти закрепление в нормативных документах, регулирующих административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, поскольку сложившаяся практика показывает, что в вахтовых поселках могут проживать несколько тысяч работников, поскольку существование вахтовых поселков рассчитано на длительный период их функционирования, которые в силу отсутствия правового регулирования являются по факту анклавами от других территорий (регионов), где зарегистрированы организации работодателей. Данное обстоятельство ограничивает права органов местного самоуправления и государственных контрольно-надзорных структур и ведомств;

— при этом, в силу того, что создаются прецеденты, когда рядом с традиционными населенными пунктами, не имеющими высокого уровня благоустройства коммунальной инфраструктуры, появляются вахтовые городки с высоким уровнем благоустройства и даже собственными аэродромами. Пример- Талакан в Ленском районе. При том, что в самом Административном центре Ленского района – городе Ленске функционирует устаревший аэропорт с грунтовой ВПП. Все это вызывает недовольство и даже негодование местного населения, лишенного таких благ, и, по сути, являющихся хозяевами территории. При определенных обстоятельствах, можно охарактеризовать вахтовый метод работы как метод работы с применением элементов колониальности, т.е. выкачкой природных ресурсов, что недопустимо;

— возникающий социально-экономический уклад от широкого внедрения и использования вахтового метода при нерегулируемом законодательно его должного применения, не способствует полноценному социально-экономическому развитию территорий и противоречит интересам государства, в том числе по причине возникновения острых социальных факторов, осложняющих внутрисемейные и брачные отношения, что не способствует улучшению демографической ситуации.

Примечание: Применяемые в данной информационно-аналитической записке термины наименований вахты: межрегиональная, региональная, локальная, местная не являются научно-обоснованными и используются ввиду отсутствия нормативной классификации

Исп.:

МКУ «Коммунально-строительное управление» МО «Мирнинский район»
Главный специалист отдела охраны окружающей среды
Мельников Е.В.
Тел.:8-(411-36)-4-69-65