Резолюция XXIX съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

Северные города являются основой для индустриального и постиндустриального освоения и развития Севера России, на территории которого сосредоточены 80% сырьевых ресурсов страны. Они составляют опору и формируют точки роста для обширных северных территорий с расположенными на них малыми поселениями, обеспечивая не только присутствие России на этом стратегически важном пространстве, но и его экономическую связанность. От благополучия, устойчивого положения и эффективного социально-экономического развития северных городов во многом зависит будущее устойчивого развития России и ее место в глобализирующемся мире.

Съезд выражает свою крайнюю обеспокоенность тем, что к настоящему времени не созданы необходимые институциональные условия для устойчивого развития северных городов и районов. Мировой финансово-экономический кризис обострил многие уже существовавшие проблемы, главные из которых связаны со слабостью их ресурсно-бюджетной базы, что ограничивает возможности эффективного решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности населения. Продолжается миграционная убыль населения, преимущественно в трудоспособном возрасте, при отсутствии действенных механизмов привлечения молодых специалистов для работы на Крайнем Севере. В кризисных условиях ярче проявилась недостаточность не только ресурсной базы, но и ряда полномочий, позволяющих осуществлять антикризисные меры, оказывать влияние на ситуацию, выступать полноценным участником региональных и федеральных антикризисных программ.

Одной из причин нескоординированности антикризисных действий разных уровней власти является отсутствие оперативного и эффективного механизма обратной связи в существующей системе управления между муниципальными образованиями и государственными органами власти, в наибольшей степени — с федеральными. Существуют противоречия и в вопросах межмуниципального взаимодействия, особенно на уровне муниципальных районов.

По-прежнему остаются нерешенными неоднократно поднимавшиеся вопросы сбалансированности полномочий и бюджетной базы поселений. К ним относятся: недостаточность как объемов налоговых поступлений в местные бюджеты в целом, так и их собираемость; передача полномочий на местный уровень без передачи адекватного объема финансовых и других ресурсов; завышенный уровень контроля местного самоуправления со стороны региональных органов власти и территориальных подразделений федеральных ведомств и ряд других.

Развитию экономики поселений препятствуют также такие факторы как отсутствие возможности влияния на вертикально-интегрированные холдинги, крайне ограниченный на местном уровне, особенно в малых поселениях, спектр инструментов, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса, а также в целом реальных возможностей использования методов стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием своих поселений городов и районов.

Неразвитость и плохое состояние транспортной инфраструктуры является значительным отрицательным фактором, не позволяющим северным городам решать вопросы диверсификации экономики и развития малого и среднего бизнеса.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства остается критическим. Износ объектов коммунальной инфраструктуры крайне высок, увеличивается доля ветхого жилого фонда и растет уровень затрат на его содержание на фоне низкого уровня жилищного строительства на Севере в целом и его полного отсутствия в ряде районов.

Съезд обращается к органам местного самоуправления городов и районов Крайнего Севера с предложениями:

    • к муниципальным районам:

    • наладить партнерские отношения и взаимодействие в бюджетной сфере,
    • активнее развивать межмуниципальное сотрудничество и контакты в сфере совместных проектов по стратегическому планированию развития территорий, перемещению рабочей силы,
    • способствовать формированию территориальных кластеров и развивать общие инфраструктурные проекты;
    • ко всем муниципальным образованиям:

    • развивать взаимодействие с местным сообществом через проведение круглых столов, общественных слушаний, семинаров и других форм с привлечением представителей местного бизнеса, экспертного сообщества, общественности, молодежи для повышения эффективности действий местных властей по преодолению кризисных явлений,
    • всемерно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, устранять административные барьеры, содействовать получению производственных и офисных площадей;
    • шире применять методы стратегического управления социально-экономическим развитием территории,
    • в жилищной сфере активизировать земельную политику, оформление и подготовку земельных участков для строительства, минимизировать плату за подключение к коммунальной инфраструктуре, развивать некоммерческие формы финансирования жилищного строительства, стимулировать малоэтажное строительство.

Съезд обращается в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, включающих территории Крайнего Севера и приравненные к ним, с предложениями:

    • для увеличения сбалансированности бюджетной системы региона оказывать финансовую поддержку муниципальным образованиям за счет:

    • увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов,
    • обеспечения расчета и распределения дотаций между поселениями муниципального района решением о бюджете субъекта федерации,
    • обеспечения прозрачности и объективности расчетов дотаций муниципальным образованиям,
    • софинансирования социально-значимых проектов,
    • полного и своевременного исполнения бюджетных обязательств субъекта федерации перед муниципальными образованиями;
    • для модернизации жилищно-коммунального хозяйства:

    • разработать региональные нормативы по ресурсоемкости, теплопотреблению жилого фонда для оптимизации реконструкции существующего жилого фонда и нового жилищного строительства,
    • проводить мероприятия по территориальному планированию и активной земельной политике,
    • финансировать реконструкцию коммунальной инфраструктуры на основе инновационных технологий и альтернативных источников энергии,
    • развивать и стимулировать некоммерческие формы жилищного строительства, малоэтажное строительство на основе современных технологий;
    • для повышения эффективности антикризисных мер и улучшения экономического климата в регионе расширять организационную, экономическую, информационную и консультационную поддержку муниципалитетов за счет:

    • организации оперативного межведомственного обмена для мониторинга ситуации и создания единой программы антикризисных мер при участии муниципальных образований,
    • создания регионального фонда финансовой поддержки муниципалитетов в кризисных ситуациях,
    • принятия комплекса мер по привлечению инвестиций и развитию малого и среднего бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, технопарков, предоставление стартового финансирования для начинающих предпринимателей).

Съезд обращается в Федеральное Собрание и Правительство РФ с предложениями:

    • для повышения экономической конкурентоспособности северных городов:

    • сосредоточить федеральные инвестиционные средства на развитии транспортной инфраструктуры, в особенности автомобильных дорог, соединения всех северных регионов с федеральными автомобильными трассами; повышении доступности пассажирских и грузовых авиаперевозок;
    • для удаленных поселений Крайнего Севера профинансировать программы перехода на альтернативные источники энергии с целью снижения расходов бюджетов на доставку топливно-энергетических ресурсов;
    • для субъектов малого предпринимательства, использующих общий режим налогообложения, освобождать от налога на прибыль средства, направляемые на инвестиции в развитие производства;
    • для укрепления доходной базы местных бюджетов внести в Бюджетный, Налоговый кодексы и иные нормативные правовые акты о бюджетных правоотношениях изменения, предусматривающие:

    • увеличение доли налога на доходы физических лиц, поступающей в бюджеты муниципальных образований, не менее чем в два раза;
    • установление норматива отчислений от транспортного налога, для направления в бюджет муниципальных образований в размере не менее 50%;
    • отнесение к местным налогам единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
    • изменение системы налогообложения вертикально-интегрированных холдингов в пользу территорий, на которых они осуществляют основную производственную деятельность,в частности осуществляют добычу природных ресурсов, нарушают природную среду.

    • для повышения социальной конкурентоспособности
      малых и средних городов Севера:

    • осуществлять поддержку жилищного строительства и создания коммунальной инфраструктуры;
    • разработать федеральную целевую программу для территорий Крайнего Севера по экспериментальным инвестиционным проектам комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства с учетом географических и климатических особенностей.
  1. для организации обратной связи между муниципалитетами и федеральными органами власти в рамках государственной системы электронного правительства создать виртуальный орган — Всероссийское муниципальное собрание, в который войдут все муниципальные образования России. Основной задачей этого органа является проведение электронного голосования глав муниципальных образований по законопроектам, выносимым в Государственную Думу. Это позволит создать базу для формирования оперативной системы обратной связи — муниципалитет — Правительство РФ, учета интересов муниципалитетов, а также скоординировать действия самих муниципалитетов.
    • для снижения зарегулированности действий органов МСУ:

    • ввести разграничение вопросов местного значения на обязательные и факультативные. В составе последних предусмотреть, в частности, возможность стратегического планирования на местном уровне, которое в настоящее время отсутствует в перечне вопросов местного значения;
    • законодательно регламентировать проведение проверок органов местного самоуправления государственными контрольными органами (как в отношении малого бизнеса).

    XXIX съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера поручает Правлению, исполнительной дирекции Союза:

  • направить настоящую резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, включающих территории Крайнего Севера и приравненные к ним, и муниципальных образований.
  • руководителям городов и районов принять все меры для широкого ознакомления населения городов, поселков и сел, местных органов власти с материалами и решениями съезда, последовательно проводить их в жизнь для повышения качества и уровня жизни населения.