«Проблемы проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в условиях дотационности местных бюджетов»

(Информация вице-президента Союза, главы МО «Город Магадан» В.П. Печеного)

Уважаемые коллеги!

С 1 января 2009 года 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вступил в полную силу, то есть органы местного самоуправления обязаны исполнять все полномочия по решению вопросов местного значения, а также самостоятельно исполнять возложенные на них бюджетные и налоговые полномочия. В этой связи резко возросла актуальность и востребованность оценки качества работы муниципалитетов.

Как отметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному Собранию, «вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы давно назрел».

Одной из действующих норм 131-го федерального закона является проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 установлена система показателей для комплексной оценки работы органов местного самоуправления. Показателями охвачены все основные отрасли экономики и социальной сферы муниципальных образований: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, малый бизнес, территориальное планирование. Главное внимание в Указе Президента уделено показателям, которые характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления.

Не все показатели объективно характеризуют работу местной власти, кроме того, на них влияет слишком много внешних факторов.

Например, на развитие предпринимательской активности в большей степени влияют принимаемые органами местного самоуправления соответствующие нормативные правовые акты и усилия по снижению административных барьеров, то есть темп развития малого предпринимательства не зависит напрямую от объема выделяемых органами местного самоуправления бюджетных средств.

Непонятно, как можно с помощью показателя «Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» оценить эффективность работы муниципалитетов?

В соответствии с предложенной методикой проведения оценки эффективности, разработанной Минрегионразвития, у муниципалитета города Магадана в 2008 году имеются неэффективные расходы в области здравоохранения и образования в размере 34 млн. рублей. При этом названной методикой не предусмотрены какие-либо поправочные коэффициенты для муниципалитетов, расположенных в районах Крайнего Севера, связанных с климатическими особенностями, труднодоступностью и отдаленностью. В Магадане в силу неблагоприятного климата население больше болеет, соответственно чаще нуждается в медицинской помощи. Коечный фонд лечебных учреждений Магадана превышает среднероссийский уровень. Сокращение данного показателя до среднего норматива по Российской Федерации не целесообразно, так как может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи для населения.

У нас существует необходимость функционирования школ в отдаленных поселках, находящихся в городской черте, с низкой численностью детей. Отсюда появляется излишняя численность обслуживающего персонала в школах.

С проблемой возникновения неэффективных расходов при проведении оценки эффективности столкнулись многие муниципалитеты. То есть при существующей методике проведения оценки, рекомендуемой Минрегионразвития, неэффективные расходы у муниципалитетов будут постоянно.

Это одна сторона вопроса оценки эффективности.

Другая сторона эффективности работы местной власти – дефицит и дотационность местных бюджетов.

Фактически произведенные расходы местных бюджетов не отражают реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, т.к. органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу.

В национальной экономике России Северу отводится ключевое место, потому что именно здесь происходит формирование около трети национального дохода и более половины экспорта страны. О какой эффективности работы муниципалитетов можно говорить, если доля собственных доходов местных бюджетов в общем объеме доходов за 2008 год составляет в Магадане — 18,3%, в Воркуте и Нарьян-Маре – по 25%, Надыме — 40,65%.

В этих условиях не представляется возможным обеспечить, к примеру, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений в соответствии с табелем оснащения, отремонтировать в необходимом объеме дороги, модернизировать коммунальную инфраструктуру.

По-прежнему сохраняются определенные проблемы в правовом регулировании предоставления и реализации тех или иных процедур, связанных с обеспечением расходных обязательств муниципальных образований по переданным государственным полномочиям. Имеют место недоработки методики, не учитывающей такие затраты, как начисление северных надбавок, проезд в отпуск, материальное обеспечение.

В связи с проведением оценки эффективности резко возросли требования к организации статистической работы в муниципалитетах. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований фактически отсутствует.

О создании служб муниципальной статистики нигде и ничего не говорится. Сбор статистических показателей не включен в перечень вопросов местного значения, что не позволяет включать соответствующие расходные обязательства в местные бюджеты. Несмотря на требование Федерального закона № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации» об обеспечении свободного доступа органов местного самоуправления к базе данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, органы государственной статистики требуют оплату за предоставление этих сведений.

Подводя итог своего выступления, отмечу, что задача проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, нужная и своевременная. Для того чтобы данная процедура не превратилась в очередную форму отчетности органов местного самоуправления, необходимо внедрять более сложные инновации в организацию местного самоуправления.

Следует определить минимальные социальные стандарты предоставления услуг на государственном уровне, о чем говорится не первый год.

Перейти от формулирования показателей эффективности к определению индикаторов эффективности, одинаковых для всех муниципалитетов – городских округов или муниципальных районов со сходными условиями деятельности.

Следующим шагом должна стать разработка федеральных и региональных нормативов финансового и прочего ресурсного обеспечения конкретных стандартов и процедур качества муниципальных услуг.

Решением перечисленных проблем может послужить увеличение размеров нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, на развитие налоговой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Другими словами, эффективным местное самоуправление может стать лишь тогда, когда государство разберется, наконец, с финансовой обеспеченностью муниципалитетов.

В связи с этим предлагаем следующее:

  • Внести изменения в Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, нормативно-правовые акты о бюджетных правоотношениях, предусматривающие отнесение транспортного налога и налога на доходы физических лиц в разряд местных налогов, причем зачисление производить по месту жительства.
  • В полном объеме компенсировать расходы местных бюджетов по делегированным органам местного самоуправления государственным полномочиям.
  • Обязать государственные органы статистики обеспечивать муниципальные образования бесплатной и достоверной статистической информацией.
  • Разработать методику оценки объема бюджетных средств, необходимых для обеспечения расходных обязательств муниципальных образований и сбалансированности местных бюджетов.
  • Внести изменения в методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, установив поправочные коэффициенты для муниципалитетов, расположенных в районах Крайнего Севера, связанных с климатическими особенностями, труднодоступностью и отдаленностью.