Проекты материалов XXXIX съезда
Совершенствование законодательства в сфере закупок на сухопутной территории Арктических земель
Информация к XXXIX съезду. (г. Норильск)(Проект)
Информация к XXXIX съезду Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
по теме: «Совершенствование законодательства в сфере закупок на сухопутной территории Арктических земель»:
В связи с территориальной удаленностью города Норильска от материковой части России и возможностью доставки грузов, в том числе строительных материалов, в зимний период исключительно посредством авиатранспорта либо Северным морским путем, а в летний период речным транспортом из города Красноярска, муниципальные заказчики, имеющие потребность в осуществлении ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ в интересах территории неоднократно сталкиваются со следующими сложностями при заключении и исполнении муниципальных контрактов.
Как известно, размещение сведений и документации о проведении закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ осуществляется в Единой информационной системе. При этом некоторые потенциальные участники торгов при выборе закупки, в которой планируют участвовать, обращают внимание исключительно на начальную максимальную цену контракта и вид работ либо предмет закупки, указанные в извещении и документации, игнорируя другие немаловажные факторы.
Исходя из этого имеют место случаи, когда победитель закупки только после заключения контракта определяет территориальную особенность города Норильска и отсутствие железнодорожного или автосообщения с материковой частью России. Такая неосведомленность неоднократно приводила к неисполнению муниципальных контрактов, с последующим их расторжением и передачей сведений о подрядчике в Федеральную антимонопольную службу.
Кроме того, зачастую, иногородние подрядчики не имея в городе Норильске ни технических средств, ни рабочих ресурсов, при применении политики большого снижения цены в ходе торгов, заключают внушительное количество контрактов, не оценивая стоимость аренды техники, проезда и проживания рабочих, что в конечном итоге приводит к срывам исполнения контрактов в установленные сроки, и, как следствие, штрафным санкциям и судебным разбирательствам.
Имеют место ситуации, когда победители торгов, которые ориентировались исключительно на цену контракта, выясняют у Заказчиков транспортную схему по доставке грузов только в процессе исполнения контракта, либо направляют Заказчикам запросы информации о местонахождении города.
Вот еще один пример. В текущем году по результатам открытых аукционов в электронной форме на оказание услуг по аренде легковых автомобилей с водителем отдельным подразделениям Администрации города Норильска для выполнения служебных задач, победителем на заключение контрактов на сумму 72,0 млн. рублей определен индивидуальный предприниматель Смирнов И.В. из г. Пермь. В связи с удаленностью исполнителя от территории Норильска, отсутствием необходимого автопарка на территории, при исполнении контракта возникли проблемы снижения качества и неисполнения сроков предоставления услуги, что привело к процедурам расторжения контрактов и необходимости проведения повторных конкурентных закупок.
Все это говорит о необходимости введения в 44-ый Федеральный закон отдельных положений, регулирующих особенности размещения закупок и заключения контрактов именно для нужд заказчиков, находящихся и осуществляющих деятельность в районах российской Арктики:
– принимая во внимание тот факт, что закупки на Арктических территориях обходятся заказчикам значительно дороже, а также сложность доставки, ограниченные сроки выполнения работ ввиду сезонных особенностей (короткое лето и пр.), предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в Закон о контрактной системе, в части увеличения для заказчиков, находящихся в районах Арктической зоне, предельной суммы по одной закупке у единственного поставщика (по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ) до 500 тыс. руб. (сейчас 300 тыс. руб.), и увеличения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществлять (по вышеуказанному пункту) с 2 до 5 млн рублей.
– также предлагается рассмотреть возможность законодательного закрепления обязанности государственных и муниципальных органов Арктической зоны РФ закупать определенный объем товаров и услуг при наличии конкуренции у местных производителей, зарегистрированных на территориях Крайнего севера, с предоставлением преимущества участникам закупок в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов (но не выше начальной (максимальной) цены контракта), то есть предоставить Арктическим производителям аналогичные преимущества, которые в настоящее время предусмотрены 44-м законом (статьи 28, 29) в отношении учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов.
Введение такой законодательной нормы могло бы обеспечить лучшее качество некоторых уникальных и специфических товаров и услуг, а также повысить интерес участия в конкурентных закупках местных предпринимателей и значительно улучшить ситуацию развития бизнеса на территории Арктики, а также увеличить поступление налоговых отчислений в местный бюджет.
– считаю необходимым пересмотреть влияние стоимостных критериев оценки в пользу качественных и функциональных характеристик товаров.
Современная законодательная база закупок предусматривает право заказчика на использования четырех критериев при проведении закупок (цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
При этом обязательно использование не менее двух критериев, одним из которых является цена контракта, имеющая приоритетное значение при определении победителя торгов, отодвигая на задний план иные критерии, которые играют для заказчика немаловажную роль. Так в случае новой (инновационной) продукции данный факт может считаться недостатком, ведь стоимость такой продукции по определению выше стоимости обычной, уже имеющейся на рынке, а значит несомненно является барьером к ее приобретению, даже если такой товар (работа, услуга) значительно превышает имеющийся на рынке по качественным и функциональным характеристикам.
– кроме того считаю необходимым исключить дополнительные требований к участникам на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, что позволит не допустить ситуации, когда на территориях муниципальных образований, расположенных в Арктической зоне не будет возможности заключить контракты на выполнение указанных работ.
Так, установленные (постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 № 294, на основании пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) дополнительные требования к участникам на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог если начальная цена контракта превышает 10 млн рублей, существенно ограничивают возможность привлечения к работам новых подрядных организаций.
Данные ограничения к подписанным документам, подтверждающим наличие у участника опыта соответствующих работ (закрытые контракты, акты выполненных работ и т.п.), не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке также значительно осложняют условия подбора участников, ведь в целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения качества оказания услуг по содержанию автомобильных дорог на указанные работы принято заключать долгосрочные контракты.
Например, многие государственные контракты на содержание федеральных автомобильных дорог заключаются на срок до 6 лет включительно, что значительно превышает предусмотренные постановлением правительства 3 года.
Вопросы, предлагаемые для освещения на встрече Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, не внесенные в перечень основных тем для обсуждения на встрече:
- «О внесении изменений и дополнений в нормативную документацию, действующей на территории РФ, по вопросам требований, предъявляемых к площадям застройки под новое строительство зданий школ в районах Крайнего Севера»:
Несмотря на огромную территорию муниципального образования город Норильск (4 509 кв. км), большую ее часть занимает болотистая местность – непригодная для застройки.
Сегодня пригодные для застройки территории муниципального образования город Норильск практически исчерпали резервы внутренних территориальных ресурсов. Город испытывает острый недостаток в площадях под застройку, требующих дорогостоящей инженерной подготовки. Проблема наиболее остро дает о себе знать, когда дело касается отвода земель под строительство новых объектов капитального строительства, например, социальных, таких как здания школ, детских садов и т.п. Это связано с тем, что, в соответствии с требованиями нормативной документации, данные объекты должны размещаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, как правило, уже сформированных и плотно застроенных.
Так, для примера, Администрацией города Норильска рассматривался вопрос о строительстве новых современных зданий гимназии на 1 100 мест (44 классных групп), состоящих из центрального пятиэтажного корпуса, и двух учебных четырехэтажных корпусов.
В настоящее время на двух земельных участках размещаются два корпуса Гимназии № 4 – одно четырехэтажное здание 1950 года и двухэтажное здание 1973 года постройки, которые признаны аварийными и не функционируют. Для выполнения работ по строительству нового общеобразовательного учреждения, вышеуказанные земельные участки являются наиболее благоприятными, так как они расположены в зоне жилой застройки, с учетом радиусов пешеходной доступности и обеспечения транспортной развязки.
Однако, в целях соблюдения требований нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации с учетом площадей функционального состава участков территорий общеобразовательных организаций необходим земельный участок площадью более – 3 га, а фактическая площадь ранее упомянутых участков составляет – 0,9 га.
Кроме того, в соответствии с требованиями (СП 251.1325800.2016 «Свода правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 №572/пр, ред. от 25.09.2018)), на территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Ввиду отсутствия в городе Норильске площадей пригодных для строительства, площади существующего земельного участка также не соответствуют требованиям, предъявляемым к физкультурно-спортивным зонам (части III СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
К сожалению, современные нормы и правила не всегда учитывают специфику районов Арктической зоны, поэтому при выборе того или иного решения приходится руководствоваться максимально приближенными вариантами.
Таким образом, принимая во внимание климатические и геологические условия нашего региона, застройка территории города Норильска производилась компактно, а также учитывая, отсутствие свободных площадок для нового строительства необходимой площадью, необходимо инициировать внесение изменений и дополнений в нормативную документацию, действующую на территории РФ, по вопросам требований, предъявляемых к площадям застройки под новое строительство зданий школ в районах Арктической зоны РФ.
- В соответствии с действующими требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» существует необходимость установки пешеходных ограждений «перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода…».
Указанные ограждения применяются для исключения перехода пешеходами проезжей части в неустановленном месте. При этом в Норильске на улицах с разделительным газоном и расположенными на них ограждениями не дают физической возможности перейти проезжую часть в неустановленном месте. Кроме того, указанные в ГОСТе ограждения, на территориях в районах Арктической зоны создают дополнительное снегозадержание и сложности при механизированной снегоочистке, ведут к удорожанию зимнего содержания дорог и улиц.
В целях исключения повышенного накопления снега на перекрестках, повышения оперативности работ по зимнему содержанию автодорог и сокращения непроизводительных трудозатрат, необходимо инициировать внесение изменений в ГОСТ Р 52289-2004, исключающего обязательность установки пешеходных ограждений у регулируемых наземных пешеходных переходов в случае наличия на данных участках дорог и улиц разделительного газона, конструктивные элементы которого не позволяют его пересечь.
ПРОЕКТ
Предложения в резолюцию XXXIX съезда
Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
Наименование НПА | Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ | Статья 93. Часть 1. п.4
осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа
|
Статья 93. Часть 1. п.4
осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую пятисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа
|
Дополнить Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ новыми статьями:
1. Предприятиям — производителям, зарегистрированным на территории Крайнего севера, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи. 2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять предприятиям — производителям, зарегистрированным на территории Крайнего севера, преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано предприятие — производитель, зарегистрированное на территории Крайнего севера, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных им цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
|
||
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
Приложение к Правилам |
Минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов): 1. Товары, за исключением отдельных видов товаров – 70;2. Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг – 60;3. Отдельные виды товаров, работ, услуг:выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения – 60. |
Минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов): 1. Товары, за исключением отдельных видов товаров – 30;2. Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг – 30;3. Отдельные виды товаров, работ, услуг:выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения – 30. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»,
Приложение № 1 к Постановлению |
Наименование товаров, работ, услуг к участникам закупки которых применяются дополнительные требования:
2(3). Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. |
Наименование товаров, работ, услуг к участникам закупки которых применяются дополнительные требования:
Вариант 1 – 2(3). Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Вариант 2 – 2(3). Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, за исключением случаев, когда автомобильная дорога находится на территориях в районах Арктической зоны. |
«СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр)
|
Приложение Д (рекомендуемое) «Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» Таблица Д.1
Размеры земельных участков общеобразовательных организаций могут быть: уменьшены на 40% в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, на 20% — в условиях реконструкции; увеличены: на 30% — в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки на землях совхозов и колхозов. Спортивная зона школы может быть объединена с ФОК микрорайона
|
Приложение Д (рекомендуемое) «Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» Таблица Д.1
Размеры земельных участков общеобразовательных организаций могут быть: уменьшены на 40% в климатических подрайонах IА, IГ, IД и IIА, на 20% — в условиях реконструкции; увеличены: на 30% — в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки на землях совхозов и колхозов. Спортивная зона школы может быть объединена с ФОК микрорайона Размеры земельных участков общеобразовательных организаций могут быть: уменьшены на 65% в климатическом подрайоне IБ, на 30% — в условиях реконструкции, с учетом существующих сформированных и плотно застроенных городских территорий. Спортивная зона школы может быть объединена с ФОК микрорайона
|
ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» | 8.1.27. Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: — перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом — напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; — перильного типа — у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч — при запрещенной остановке или стоянке. |
8.1.27. Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: — перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом — напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; — перильного типа — у всех регулируемых наземных пешеходных переходов, за исключением дорог или улиц с разделительным газоном, конструктивные элементы которого не позволяют его пересечь, и всех наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч — при запрещенной остановке или стоянке. |
Информационно-аналитическая пояснительная записка
к проекту решения XXXIX съезда Союза городов Заполярья
и Крайнего Севера по вопросу «Вопросы и проблемы реализации положений Федерального закона от 01.05.2019г. №87
«О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003г.
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Местное самоуправление в современной России получило развитие в 1990 году путём простого переформатирования местных органов Советской власти, но в основном только с внедрением понятийности, направленной на обозначение их в качестве органов местного самоуправления. Последующий период развития МСУ после роспуска Советов происходил на основе ФЗ №154 с размытыми критериями по территориальному устройству организации МСУ по формуле «где как вздумается», что привело к нарушению конституционных прав граждан РФ на местное самоуправление и в первую очередь, на поселенческом уровне. Это нарушение было устранено с вступлением в силу ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данный закон опирался, в том числе, на положения Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной РФ в 1997 году. В результате, по состоянию на январь 2006 года было создано около 23 тысяч муниципальных образований, из которых примерно 20,5 тысяч поселенческого уровня. В силу должной неотрегулированности в законе финансовых возможностей МО с бременем их обязанностей, а также при неизбежной кадровой необеспеченности в сочетании со значительным экономическим и социальным неравенством поселений. Как следствие их деятельность и право на существование изначально подвергалось обоснованной и не обоснованной критике. Принятый в 2014 году ФЗ № 136 призванный разрешить эти проблемы функционирования поселенческого самоуправления на основе всестороннего учёта местных особенностей только раззадорил реформаторский настрой со стороны федеральных и региональных госорганов в направлении ревизии 12 статьи Конституции РФ гарантирующей независимость местного самоуправления от прямого подчинения органам госвласти. Сложное социально-экономическое положение в стране, обусловленное множеством проблем внешнего и внутреннего характера привело к тому что началась дискредитация присоединения к Европейской Хартии. Сложности в деятельности органов местного самоуправления регулярно подталкивали исполнительные и законодательные органы государственной власти к упрощению системы управления на низовом уровне путём применения различных псевдо-законных способов ликвидации поселенческого самоуправления и прежде всего путём присоединения поселений к городским округам и ликвидации муниципальных районов. Наиболее активными в этом направлении были губернаторы в московской и нижегородской областей, что явно противоречило нормам ФЗ №131, и что вызвало ряд судебных исков. В качестве возможного пути разрешения этой ситуации появился ФЗ №87 от 01.05.2019г. «О внесении изменений в ФЗ №131 об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главной особенностью данного ФЗ является не прямое указание на ликвидацию ряда поселенческих МО, а разрешение на допустимость таковых действий со стороны субъектов РФ и самих муниципальных образований на основании норм, изложенных в статье 13 данного ФЗ с целью разрешения поглощения поселений городскими округами и (или) создания на их основе муниципальных округов и как следствие, упразднение муниципальных районов соответственно с двух уровневой системой муниципального устройства. При этом инициатива на данные действия принимается не местными референдумами, а решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Т.е. по упрощённой процедуре с ограничением, что решение не может быть принято при несогласных более двух от числа поселений входящих в муниципальный район и поддержано представительным органом муниципального района. При выдвижении инициативы на вхождение поселения в городской округ решение должно быть принято представительными органами этого поселения соответствующего района и городского округа. В нормах статьи 13 содержится также положение о допустимости выхода из городского округа с внутрирайонным делением района, что более чем странно на практическую допустимость такого события. Учитывая необходимость для реализации положений, прописанных в статье 13 ФЗ №131 проведение процедур для принятия решений в т.ч. несколькими десятками представительных органов в законе отсутствует норма, регулирующая лимит времени на всю процедуру принятия ими решений. При безусловной важности процедурных решений за скобками осталось самое главное: Конституционное право граждан на местное самоуправление, которого они лишаются не на принимаемом ими решении путём проведения местного референдума, а решением представительного органа. При этом, в качестве право допустимости такого решения данная процедура выводится из понятия преобразования и рассматривается как некое объединение или разъединение муниципальных образований.
По своей природе местное самоуправление обладает важнейшей охранительной функцией в государственной системе сдержек и противовесов, оберегая государственную власть от её внедрения в регулирование вопросов выходящих за пределы разумной достаточности. В равной степени чрезмерно укрупнённое муниципальное образование аналогично неспособно в своей деятельности сохранять баланс интересов населения всех населённых пунктов. Каждое муниципальное образование по своей природе является большим домом, наделённым естественными качествами заботливого хозяина, оберегающего в своей повседневной деятельности социальные и экономические интересы жителей. Лишённые права быть хозяевами своей судьбы населённые пункты неизбежно превращаются в иждивенцев с пониженным уровнем общественно активного населения. В силу перечисленного, можно сделать вывод, что внесённые изменения в ФЗ №131 решают не точечные проблемы отдельных поселений, а могут запустить лавинообразные негативные процессы глубоких преобразований в РФ.
Из исторического опыта постсоветского периода мы знаем: стоит убрать из села, посёлка клуб, больницу, школу и населённый пункт начинает покидать молодёжь и он умирает.
В истории любой страны села и малые города считаются живительными корнями, сохраняющими и объединяющими народ и основу государства. В силу этого, речь идёт не о формальных процедурах, а фактически о судьбе и безопасности Российского государства. Поэтому в рамках данного закона на плечи депутатов представительных органов местного самоуправления ложится принятие решений за судьбу государства. Исходя из обозначенных проблемных вопросов, проистекающих из последствий непродуманной реализации норм, установленных через ФЗ №87 в статье 13 ФЗ №131 и в которых присутствуют судьбоносные вопросы, требующие широкого и всенародного обсуждения на предмет их исторической необходимости, разумности и допустимости применения норм в таком виде.
Реализация запускаемых процессов по ликвидации муниципальности для сёл, посёлков и малых городов является, по сути, этапом внутреннего глобального проекта, уже длительное время насаждаемого определёнными идеологами глобализации страны и направленного на создание двух десятков агломераций на основе городов «миллионников», что недопустимо и радикально меняет структуру территориального расселения в России и её социально-экономическое обустройство с потенциальными рисками и угрозами для развития и стабильного существования государства. На основании изложенного, имеется острая необходимость обратиться от имени Съезда в адрес Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также Общественной Палаты РФ о пересмотре внесённых изменений в ФЗ №131.
А. Харитонов
г.Мирный, 05.11.2019г.