Обзорная информация

Обзорная информация по материалам

XXXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

12-14 марта 2015 года в столице Ненецкого автономного округа Нарьян-Маре состоялся юбилейный XXXV съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера под председательством его президента, руководителя комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной палаты РФ Игоря Шпектора. В Нарьян-Мар съехались мэры северных городов от Мурманска до Магадана.
В рамках съезда состоялось также заседание Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований Российской Федерации, руководит которым глава городского самоуправления города Калуги Александр Иванов.
В работе высокого форума приняли участие: сенаторы от Ненецкого округа Евгений Алексеев и Вадим Тюльпанов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока, вице-президент Союза городов Валентина Пивненко, ответственный секретарь Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Владимир Скоропупов.
Делегатов съезда приветствовал губернатор Игорь Кошин. Он, в частности, напомнил, что в августе 2014 года в Нарьян-Маре под эгидой Совета Безопасности РФ состоялась международная встреча представителей государств – членов Арктического Совета. В ее рамках обсуждались актуальные проблемы устойчивого развития и обеспечения безопасности в Арктике.
— В большинстве северных субъектов РФ проблемы схожи – в частности, это вопросы опережающего северного завоза в труднодоступные населенные пункты, вопросы подготовки и прохождения осенне-зимнего сезона, исполнения государственных контрактов и закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд в сложных логистических условиях Заполярья. Нынешний форум – это серьезная площадка для обмена опытом и лучшими практиками реализации реформы местного самоуправления. Ваше компетентное мнение, уверен, ляжет в основу будущих решений на уровне северных субъектов, что, безусловно, будет способствовать качеству жизни населения, — отметил Игорь Кошин.
— Все мега-проекты – это здесь, на Севере, — сказала Валентина Пивненко, — это Северный морской путь, это строительство новых портов, таких, как Сабетта на территории ЯНАО, это геологоразведочные работы, инфраструктурные проекты… Наше сотрудничество очень важно. Учитывая, что сегодня нет в России координирующего органа по северным территориям и Арктике – сейчас это направление в основе своей передано министерству экономики – Союз городов Заполярья не просто эту управленческую нишу занимает, он ее исполняет профессионально, с учетом специфики наших северных территорий, с заботой и теплотой о людях, живущих на Севере.
— Сегодня собрались в Нарьян-Маре две мощные организации, — сказала председатель совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ольга Старостина, — Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и Совет Союза представительных органов МО, который представляет не только север страны, но и юг, и восток, и запад. Собрались, чтобы решать общие проблемы органов местного самоуправления. Как наш президент сказал, местное самоуправление – самая близкая к народу власть, до которой можно дотянуться рукой. Муниципалы знают, что волнует наших жителей. А наш съезд и Совет способны донести эти проблемы до региональных и федеральных властей.
Съезд обсудил проблемы формирования и реализации краткосрочных планов региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) на муниципальном уровне. Мэр небольшого города Стрежевой Томской области, член Правления Союза Валерий Харахорин, обобщив имеющуюся практику, предложил внести большое количество изменений в Жилищный кодекс РФ и другие федеральные законы.
— На наш взгляд, серьезные проблемы при выполнении краткосрочных планов капремонта возникнут при схеме «региональный оператор – он же заказчик», — считает Валерий Михайлович. — Находясь за семьсот километров от города, региональный оператор (он же заказчик), прежде чем начать ремонт, должен провести визуально-техническое обследование домов, заказать проектно-сметную документацию, провести экспертизу и проверить обоснованность сметной стоимости ремонта, затем провести отбор подрядчика по каждому дому, входящему в программу капремонта. В результате к капремонту приступят в лучшем случае к концу третьего квартала. А у нас на северах лето короткое… И, в конечном счете, за состояние дома отвечает не региональный оператор, а управляющая организация. Но в нашем случае управляющие компании ничего не решают. Даже если оператор не сможет вовремя провести ремонт, отвечать перед жителями за тот же затопленный потолок придется именно УК, которые несут риски за ненадлежащее содержание домов. Решить проблему отсутствия координации действий между региональным оператором и управляющими организациями можно путем передачи функции заказчика работ управляющим компаниям и ТСЖ по решению собственников. А если не доверяете УК – зачем с ней заключать договор управления? В этой связи необходимо пересмотреть функционал регионального оператора, установленный статьями 180 и 182 ЖК РФ, сделать возможным передачу управляющим организациям и ТСЖ функций технического заказчика работ.
По мнению Валерия Харахорина, еще больше проблем будет с домами, которые выбрали второй способ накопления взносов на капремонт – на специальном счете, в основном так поступили товарищества собственников жилья (ТСЖ). Порой руководителями ТСЖ являются люди, очень далекие от проблем капитального ремонта, а потому докладчик предлагает внести изменения в статью 189 ЖК – уточнить, кто выполняет функции технического заказчика, в каком порядке выбирается подрядчик для выполнения работ, кто принимает и согласовывает работы после ремонта, а председатель ТСЖ с количеством квартир более шестнадцати должен иметь квалификационный аттестат.

Показать дальше...