Обзорная информация по материалам
XXXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
12-14 марта 2015 года в столице Ненецкого автономного округа Нарьян-Маре состоялся юбилейный XXXV съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера под председательством его президента, руководителя комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной палаты РФ Игоря Шпектора. В Нарьян-Мар съехались мэры северных городов от Мурманска до Магадана.
В рамках съезда состоялось также заседание Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований Российской Федерации, руководит которым глава городского самоуправления города Калуги Александр Иванов.
В работе высокого форума приняли участие: сенаторы от Ненецкого округа Евгений Алексеев и Вадим Тюльпанов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока, вице-президент Союза городов Валентина Пивненко, ответственный секретарь Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Владимир Скоропупов.
Делегатов съезда приветствовал губернатор Игорь Кошин. Он, в частности, напомнил, что в августе 2014 года в Нарьян-Маре под эгидой Совета Безопасности РФ состоялась международная встреча представителей государств – членов Арктического Совета. В ее рамках обсуждались актуальные проблемы устойчивого развития и обеспечения безопасности в Арктике.
— В большинстве северных субъектов РФ проблемы схожи – в частности, это вопросы опережающего северного завоза в труднодоступные населенные пункты, вопросы подготовки и прохождения осенне-зимнего сезона, исполнения государственных контрактов и закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд в сложных логистических условиях Заполярья. Нынешний форум – это серьезная площадка для обмена опытом и лучшими практиками реализации реформы местного самоуправления. Ваше компетентное мнение, уверен, ляжет в основу будущих решений на уровне северных субъектов, что, безусловно, будет способствовать качеству жизни населения, — отметил Игорь Кошин.
— Все мега-проекты – это здесь, на Севере, — сказала Валентина Пивненко, — это Северный морской путь, это строительство новых портов, таких, как Сабетта на территории ЯНАО, это геологоразведочные работы, инфраструктурные проекты… Наше сотрудничество очень важно. Учитывая, что сегодня нет в России координирующего органа по северным территориям и Арктике – сейчас это направление в основе своей передано министерству экономики – Союз городов Заполярья не просто эту управленческую нишу занимает, он ее исполняет профессионально, с учетом специфики наших северных территорий, с заботой и теплотой о людях, живущих на Севере.
— Сегодня собрались в Нарьян-Маре две мощные организации, — сказала председатель совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ольга Старостина, — Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и Совет Союза представительных органов МО, который представляет не только север страны, но и юг, и восток, и запад. Собрались, чтобы решать общие проблемы органов местного самоуправления. Как наш президент сказал, местное самоуправление – самая близкая к народу власть, до которой можно дотянуться рукой. Муниципалы знают, что волнует наших жителей. А наш съезд и Совет способны донести эти проблемы до региональных и федеральных властей.
Съезд обсудил проблемы формирования и реализации краткосрочных планов региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) на муниципальном уровне. Мэр небольшого города Стрежевой Томской области, член Правления Союза Валерий Харахорин, обобщив имеющуюся практику, предложил внести большое количество изменений в Жилищный кодекс РФ и другие федеральные законы.
— На наш взгляд, серьезные проблемы при выполнении краткосрочных планов капремонта возникнут при схеме «региональный оператор – он же заказчик», — считает Валерий Михайлович. — Находясь за семьсот километров от города, региональный оператор (он же заказчик), прежде чем начать ремонт, должен провести визуально-техническое обследование домов, заказать проектно-сметную документацию, провести экспертизу и проверить обоснованность сметной стоимости ремонта, затем провести отбор подрядчика по каждому дому, входящему в программу капремонта. В результате к капремонту приступят в лучшем случае к концу третьего квартала. А у нас на северах лето короткое… И, в конечном счете, за состояние дома отвечает не региональный оператор, а управляющая организация. Но в нашем случае управляющие компании ничего не решают. Даже если оператор не сможет вовремя провести ремонт, отвечать перед жителями за тот же затопленный потолок придется именно УК, которые несут риски за ненадлежащее содержание домов. Решить проблему отсутствия координации действий между региональным оператором и управляющими организациями можно путем передачи функции заказчика работ управляющим компаниям и ТСЖ по решению собственников. А если не доверяете УК – зачем с ней заключать договор управления? В этой связи необходимо пересмотреть функционал регионального оператора, установленный статьями 180 и 182 ЖК РФ, сделать возможным передачу управляющим организациям и ТСЖ функций технического заказчика работ.
По мнению Валерия Харахорина, еще больше проблем будет с домами, которые выбрали второй способ накопления взносов на капремонт – на специальном счете, в основном так поступили товарищества собственников жилья (ТСЖ). Порой руководителями ТСЖ являются люди, очень далекие от проблем капитального ремонта, а потому докладчик предлагает внести изменения в статью 189 ЖК – уточнить, кто выполняет функции технического заказчика, в каком порядке выбирается подрядчик для выполнения работ, кто принимает и согласовывает работы после ремонта, а председатель ТСЖ с количеством квартир более шестнадцати должен иметь квалификационный аттестат.
Показать дальше...
По мнению докладчика, местные власти уже столкнулись с такими трудностями, как невозможность применения энергоэффективных технологий для модернизации жилищного фонда, и другими. Он предложил от имени Союза городов обратиться в федеральное министерство строительства и ЖКХ с просьбой о разработке технического регламента, в котором нужно подробно описать, что включает в себя тот или иной вид капитального ремонта общего имущества МКД, какие материалы лучше использовать, чтобы модернизировать дома, какие документы должны служить обоснованием объемов работ. А также разработать методические рекомендации по расчету кредитной стоимости работ по капремонту, в том числе с применением энергосберегающих технологий.
— Люди не доверяют «общему котлу», — отмечает мэр Стрежевого, — коим и является региональный оператор. Почему оператор должен быть один на субъект? Почему не может быть представительств в муниципалитетах? Как работать, если оператор так далеко? Ведь он не сталкивается ежедневно с недовольными жителями, которые вынуждены решать проблему, звоня по межгороду. Я уверен, что это общая проблема северных территорий, когда удаленность муниципалитетов от областного центра исчисляется не десятками, а сотнями километров. Может, лучше предусмотреть возможность создания фондов капитального ремонта на муниципальном уровне? Для этого необходимо дополнить статью 178 ЖК «Правовое положение регионального оператора».
Предложения докладчиков – Валерия Харахорина и Александра Абрамова (глава МО ЗАТО «Город Североморск»), вошедшие в резолюцию съезда, позволят упростить взаимоотношения органов местного самоуправления, региональных операторов, владельцев спецсчетов при формировании и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества МКД.
— Вопрос очень важный, очень неприятный, — подвел итог Игорь Шпектор, — начнутся придирки к вам, как к руководителям, о неправильной приемке домов после капремонта… Начнут искать коррупционную составляющую в ваших действиях. Сегодня роль руководителя города чрезвычайно мала, у жилищного инспектора прав больше, чем у вас, а потому так важно правильно сформулировать наши предложения и направить всем — от Степашина, Цицина до председателя правительства Медведева.
Около двух лет прошло с момента принятия федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». О том, с какими сложностями и недостатками этого закона столкнулись органы местного самоуправления, рассказал глава МО «Город Братск», вице-президент Союза Сергей Серебренников.
— С 44-м законом мы сталкиваемся повседневно, каждый день принимаем решения, — отмечает Сергей Васильевич. – Нам, к примеру, предлагают использовать новые технологии, инновационные материалы, но при этом мы упираемся в этот закон… Во всех муниципалитетах разные ситуации, но везде есть местные товаропроизводители. И в условиях санкционной политики особенно важно их поддерживать. Ведь от самочувствия бизнеса зачастую зависит и наполнение доходной части бюджета. Мы, конечно, хотели бы, чтобы муниципальные финансовые средства, которое мы тратим через этот закон, оставались бы на нашей территории и работали на развитие малого и среднего бизнеса, но далеко не всегда получается эффективно. Очень часто победителями аукционов становятся недобросовестные предприниматели в той или иной сфере, услуги или товары ими предлагаются некачественные, а у людей складывается негативное впечатление. Одна из причин – недостаточные требования к участнику закупки на стадии допуска к участию в электронном аукционе, такие как квалификация и опыт работы по предмету закупки.
Сергей Серебренников предложил внести изменения в законодательство о контрактной системе: установить льготы и преференции местным и региональным предпринимателям для участия в закупках на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг; установить обязательность применения методических рекомендаций по определению начальной максимальной цены контракта, заключаемой совместно с поставщиком, подрядчиком или исполнителем, утвержденной приказом Минэкономразвития №567; внести изменения в часть 2 статьи 72 закона о контрактной системе, отменив 10-процентный барьер для осуществления закупки путем проведения запроса котировок и т.д. – всего девять предложений. Президент и коллеги поддержали главу города Братска и решили, после доработки, направить его предложения в Госдуму. Государство собирается ужесточить контроль за выполнением этого закона, вводит ответственность за коррупцию при госзакупках – до 20 лет лишения свободы.
— Я согласен, что должна быть ответственность, — комментирует президент Союза, — но должны быть внесены коррективы по совершенствованию закона, которые позволяли бы муниципалитетам решать проблемы закупки, а сегодня все поставлены перед проблемой – КАК это сделать…
Глава Норильска Олег Курилов выступил по одной из самых актуальных проблем – о вопросах распределения доходов между бюджетами всех уровней власти. Согласно федеральному законодательству, система распределения доходов предполагает, что собственные доходы муниципалитетов составляют до 50 процентов от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых МО даже до 30 процентов. Оставшаяся часть доходов предоставляется в виде безвозмездных перечислений из бюджетов регионов, где преобладают дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Таким образом, муниципалителы не имеют возможности самостоятельно выполнять собственные расходные обязательства, предусмотренные федеральным законодательством и указами Президента РФ.
— Необходимы меры по обеспечению сбалансированности местных и региональных бюджетов, — заявил Олег Курилов, — отсутствие таковых усугубляет положение публично-правовых образований и приводит к накапливанию нерешенных проблем. Особенно это касается расходов капитального характера, так как собственные доходы в первую очередь направляются на социальные расходы и реализацию майских указов Президента Российской Федерации. В настоящее время сложилась ситуация, когда средств бюджетов не хватает на проведение аварийно-восстановительных работ, не говоря уже о поддержании объектов в надлежащем техническом состоянии. Все это влияет на снижение качества жизни горожан и лишает город возможности развиваться.
В соответствии с выводами Олега Курилова, в Совет Федерации и Госдуму от имени съезда будут направлены предложения по изменению бюджетного законодательства РФ.
В частности, он предложил передать на уровень муниципалитетов отчисления от налоговых и неналоговых поступлений, в том числе налог на прибыль организаций по ставке 2 процента, который в настоящее время подлежит зачислению в федеральный бюджет, налог на доходы физических лиц по нормативу 50 процентов, налог на имущество организаций по нормативу 50 процентов, транспортный налог по нормативу 50 процентов, плату за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 100 процентов и т.д.
Доклад руководителя администрации МО ГО «Ухта» Игоря Михеля был посвящен укреплению доходной части местных бюджетов. Он рассказал об опыте МО по оптимизации структуры муниципального долга и минимизации расходов на его обслуживание в современных экономических условиях.
Начальник отдела медицинского обеспечения администрации МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Татьяна Бобровская и глава администрации МО «Город Мурманск» Андрей Сысоев рассказали о ситуации с медицинской помощью населению, которая сложилась в результате передачи учреждений здравоохранения из муниципальной в государственную собственность, и практике исполнения в муниципалитетах статьи 17 Федерального закона № 323.
— XXXV съезд прошел успешно, его программа выполнена и даже рассмотрено несколько дополнительных вопросов, — подвел итоги президент Союза Игорь вопросов, которые мы обсуждали, будет результат, будет выход на правительство Российской Федерации, на Президента Владимира Владимировича Путина, на Совет Федерации и Госдуму. Плюс обращения по частным вопросам – по капитальному ремонту в министерство строительства и ЖКХ, в Центр реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в Наблюдательный совет. Надеюсь, что будут положительные решения по ряду вопросов.
— Съезд был организован очень хорошо благодаря поддержке губернатора Ненецкого округа Игоря Викторовича Кошина и мэра Нарьян-Мара Татьяны Васильевны Федоровой, — считает Валентина Пивненко. – Я рассматриваю этот съезд как высокую экспертную оценку и правоприменительную практику тех законов, которые применяются на Севере Российской Федерации. Вопросы применения законов, камни преткновения обсуждались здесь для того, чтобы не просто услышать глав северных городов, но и внять тем предложениям, которые были выдвинуты, чтобы поработать с ними на федеральном уровне. Вот эта обратная связь, которая идет от населения прежде всего, от глав местного самоуправления – это самое важное. Поскольку это уже XXXV съезд – у нас есть тесное взаимодействие, есть понимание, что мы должны оберегать и защищать Север, учитывать его специфику. Каждый съезд – это школа для всех нас.
— Впервые в нашем городе проходит мероприятие такого уровня, — отмечает мэр Нарьян-Мара Татьяна Федорова. – И съезд юбилейный, и городу нашему – 80 лет. Нам оказано доверие правлением Союза городов, мы очень рады, что к нам приехало столько гостей, и мы делаем все, чтобы им у нас понравилось.