О программе переселения
Информация Мэра города Братска,
Вице-президента Союза городов
Заполярья и Крайнего Севера
С.В. Серебренникова
О реализации программы переселения
Прошу рассмотреть предложения для включения в проект решений съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера по вопросу «О проблемах сноса аварийного жилья и переселения из аварийного жилья в условиях Крайнего Севера».
- Рекомендовать Правительству Российской Федерации внести изменения в нормативные документы, регулирующие правоотношения по программе переселения граждан из аварийного жилья (далее – программа переселения), предусмотрев в порядке определения величины субсидии регионам, в случаях когда переселение осуществляется в новостройки, механизм, позволяющий учитывать в расчетах как общую, так и жилую площади занимаемых гражданами аварийных жилых помещений.
Пояснения: В ряде случаев невозможно построить равнозначные жилые помещения исходя из норм проектирования, которые изменились в сравнении с нормами, действовавшими в годы строительства сносимого жилья. Соблюдая нормы по предоставлению равнозначного исключительно по общей площади жилья и современные нормы проектирования, жилая площадь уменьшается при одновременном увеличении площади вспомогательных помещений. Это вызывает справедливые нарекания граждан в адрес власти, ухудшает их жилищные условия, в сравнении с имеющимися, в части эргономики.
Внесение данных условий защищает жилищные права граждан, не ущемляя их по размеру жилой площади.
- Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при расчете региональных стандартов стоимости 1 кв.м. жилья, используемых для определения размера предоставляемой субсидии, принимать во внимание фактически сложившуюся стоимость строительства жилья в каждом муниципальном образовании субъекта дифференцированно, оказывая необходимую финансовую поддержку муниципальным образованиям. Региональный стандарт стоимости строительства должен основываться не только на статистических данных, но и данных ФАУ «ФЦЦС» (Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов), подтверждаемых заключениями государственной экспертизы и достоверности сметной стоимости строительства.
Пояснения. На практике расчет субсидии происходит исходя из регионального стандарта, имеющего среднее по региону значение, фактически в разных муниципальных образованиях реальная стоимость строительства жилья может отличаться как меньшую, так и в большую сторону в зависимости от климатических условий, логистики и наличия трудовых ресурсов. Затраты на превышение регионального стандарта ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья это становится невыполнимым условием реализации программы переселения
- Рекомендовать правительству РФ, Фонду содействия реформирования ЖКХ, правительствам субъектов федерации для определения размера предоставляемой субсидии, на законодательном уровне установить средне-нормативную площадь превышения над аварийной площадью для предоставляемых жилых помещений, утвердив средний процент. Предлагаемый процент не может быть меньше 15-17%.
Пояснения. На практике расчет субсидии происходит из аварийной площади и регионального норматива строительства 1 кв.м жилья. Затраты на превышение площади ложатся на бюджет муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья фактически становятся невыполнимым условием реализации программы переселения. Превышение обусловлено необходимостью сохранения гражданам как общей, так и жилой площади в предоставляемых новых квартирах взамен аварийных.
Внесение данных условий позволит строить и приобретать жилье экономкласса, но более современное и комфортное для проживания.
- Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации и Фонду содействия реформирования ЖКХ заключать соглашения о взаимодействии до истечения 1 квартала текущего года реализации программы переселения с целью сокращения сроков доведения ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до муниципального образования, с целью ускорения проведения муниципальных закупок и своевременного достижения показателей программы.
Пояснения. На практике соглашения заключаются к концу 2 квартала и доведение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств после заключения соглашения.
Внесение данных условий позволит сократить сроки доведения ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до муниципального образования и ускорить проведение муниципальных закупок и своевременное достижение показателей программы.
- Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при реализации программы переселения использовать все возможные механизмы (строительство, приобретение нового жилья, приобретение жилья на «вторичном рынке», выплата компенсаций за изымаемые помещения собственникам).
Пояснения. На практике в некоторые региональные программы включается только один приоритетный механизм — строительство жилья, что не всегда оправдано и не учитывает специфику северных населенных пунктов.
Внесение данных условий позволит обеспечить сроки реализации программы и соблюсти законные интересы граждан.
- Рекомендовать региональным правительствам субъектов федерации при составлении долгосрочных программ переселения в части определения объемов финансирования и % софинансирования исходить из возможности муниципального образования обеспечить реализацию программы всеми возможными механизмами и с учетом объемов имеющегося аварийного жилья. Для случаев, когда собственных финансовых средств муниципального образования недостаточно, необходимо уменьшать процент софинансирования за счет муниципальных бюджетов, а расходы на оплату превышения предоставляемой площади жилых помещений над аварийной распределять пропорционально между всеми источниками финансирования программы.
Пояснения. На практике в региональных программах оплата превышения предоставленной площади сверх аварийной отнесена на затраты бюджета муниципального образования и при большом объеме аварийного жилья это становится невыполнимым условием реализации программы переселения.
Внесение данных условий позволит строить и приобретать жилье экономкласса, но более современное и комфортное для проживания.
М.В. Гарус
3953-349-091(190)