Доклад
на XXXVII съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
на тему «Развитие инженерной инфраструктуры»

Ключевые цели и направления развития инженерной инфраструктуры на территории муниципального образования город Мурманск соответствуют направлениям, определенным Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.

Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры города отражены в Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск на 2014-2025 годы, Схеме теплоснабжения муниципального образования город Мурманск с 2014 по 2029 годы, Схеме водоснабжения и водоотведения города Мурманска на 2014-2023 годы.

Кратко остановлюсь на особенностях инженерной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск.

В систему инженерной инфраструктуры города Мурманска входят 14 ресурсоснабжающих предприятий, из которых:

  • 3 — находятся в областной собственности;
  • 9 — в частной собственности;
  • 1 — в муниципальной собственности города Североморск;
  • 1 теплоснабжающее предприятие — МУП «Мурманская управляющая компания», обеспечивающее отоплением и горячим водоснабжением 6 многоквартирных домов из 2410, находится в муниципальной собственности города Мурманска.

Перечень ресурсоснабжающих организаций:

№ п/п Наименование организации
  Теплоснабжение (7 ТСО, 14 котельных)
1 ПАО «Мурманская ТЭЦ» (3 котельные)
2 АО «Мурманэнергосбыт» (5 котельных)
3 АО «Мурманский морской рыбный порт» (1 котельная)
4 ПАО «Мурманский морской торговый порт» (1 котельная)
5 ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление»

(1 котельная)

6 ОАО «Завод ТО ТБО» (1 котельная)
7 МУП «Мурманская управляющая компания» (2 котельных)
  Водоснабжение (2 гарантирующих поставщика)
8 ГОУП «Мурманскводоканал»
9 МУП «Североморскводоканал»
  Электроснабжение (4 организации)
10 филиал «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт»
11 АО «Мурманская областная электросетевая компания»
12 ОАО «Оборонэнерго»
13 Мурманская дистанция электроснабжения ОАО «РЖД»
  Газоснабжение
14 ОАО «Мурманоблгаз»

Сетевое хозяйство города:

№ п/п Наименование сетевого хозяйства Количество
1 Тепловые сети (в 2-трубном исчислении) 298,846 км
2 Водозаборы 6 шт.
3 Водопроводы 426,322 км
4 Сети канализации 362,023 км
5 ЛЭП 1676,714 км
6 Трансформаторные подстанции 595 шт.
7 Автомобильные дороги 190 км

В муниципальной собственности находится менее 5% от протяженности всех инженерных сетей города.

Развитие сетевого хозяйства города связано со строительством новых многоквартирных домов в рамках программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014-2019 годы путем реконструкции имеющихся и прокладки новых сетей (площадь расселенного жилья — 5,85 тыс. м2.), а также в связи с вводом в эксплуатацию нежилых строений коммерческих организаций, административных зданий.

Также в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» администрацией города реализуются мероприятия по обеспечению индивидуальных жилых домов многодетных семей на безвозмездной основе сетями электроснабжения.

Объем технологического присоединения учитывает развитие территорий города Мурманска, связанного с индивидуальным жилищным строительством в отдельных районах, а также перспективную застройку и проекты планировки территории в части возведения многоквартирных домов и новых образовательных учреждений.

В рамках технологического присоединения проведена реконструкция существующей подстанции (ТП-773), осуществлено строительство блочной комплектной трансформаторной подстанции в непосредственной близости от малоэтажной застройки, проложены кабельные сети КЛ-6 кВ.

На 2017-2018 годы в целях реализации проекта планировки территории и проекта межевания территории отдельного района города запланировано технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью 1000 кВт.

Учитывая географическое положение Мурманска, решен важный вопрос, связанный с обеспечением освещения города, в том числе дворовых территорий.

Управление освещением города осуществляется с помощью автоматизированных систем «Каскад» и «Гелиос», благодаря которым достигается большая точность включения уличного освещения по заданным промежуткам времени.

При этом большое внимание уделяется применению энергоэффективных технологий, которое подразумевает обеспечение необходимой освещённости при уменьшении затрат на потребляемую электроэнергию и замену источников света. Энергоэффективные технологии также применяются в светофорном хозяйстве, при праздничном украшении города.

Перейду к существующим проблемам.

Одной из основных проблем инженерной инфраструктуры города является изношенность инженерных сетей, так как основная застройка города осуществлялась в послевоенный период до 90-х годов 20 века.

Ресурсоснабжающие организации, которым принадлежит 95% сетевого хозяйства на территории города, в рамках ежегодных плановых ремонтов производят замену ветхих сетей, но темпы явно недостаточны (1-2% в год).

При этом инвестиционные программы ресурсоснабжающих предприятий не утверждены по причине отсутствия источников финансирования.

Актуален вопрос выявления бесхозяйных сетей, который связан со сменой собственников сетей и ненадлежащей передачей сетей от одного собственника к другому. Как правило выявление сетей, имеющих признаки бесхозяйных, происходит в связи с возникновением порыва на сети.

Содержание таких сетей с момента выявления и до постановки в установленном законодательством РФ порядке на учет в качестве бесхозяйных объектов крайне проблематично в связи с отсутствием специализированного муниципального предприятия.

Необходимость проведения технической инвентаризации бесхозяйных объектов, оформление и принятие их в казну приводят к росту расходов бюджета с последующим ростом расходов на их содержание и ремонт.

Также остро стоит проблема содержания муниципальных сетей до момента передачи специализированной организации. Кроме того, процесс передачи бесхозяйных или муниципальных объектов в хозяйственное ведение специализированных организаций осложняется требованием таких организаций о выполнении капитального ремонта объектов.

Данный вопрос возможно было бы решить в случае возложения на единые теплоснабжающие организации и гарантирующие организации в сфере водоснабжения и водоотведения функций по содержанию либо консервации бесхозяйных инженерных сетей, при этом расходы таких организаций должны быть учтены в тарифе на соответствующий ресурс, а также путем выделения целевых субсидий муниципалитетам на оформление и приведение указанных выше объектов в нормативное состояние.

Аналогичная позиция по решению указанного вопроса представлена администрацией городского округа Стрежевой.

Необходимо отметить, что до настоящего времени на федеральном уровне не определен механизм закрепления бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства за специализированной организацией. Также эта проблема обозначена администрацией города Братск.

Предлагаю съезду выйти с инициативной о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ                                     «Об электроэнергетике».

Развитие инженерной инфраструктуры должно включать в себя реализацию положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ               «О теплоснабжении» в части недопустимости использования с 1 января 2022 года централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения.

Проблемы, связанные с наличием открытой системы горячего водоснабжения, касаются не только города Мурманск, но и других городов Заполярья и Крайнего Севера (Братск, Ковдорский район, Якутск, Воркута, Кировск, Лесосибирск, Инта, Коряжма, Александровск, Дудинка, Норильск, Надым, Нарьян-Мар).

Если в Мурманске горячее водоснабжение по открытой системе подается 20 % потребителей, то в иных городах Севера эта цифра значительно выше и достигает 100 % многоквартирных домов и социальных объектов (Ковдорский район Мурманской области, Воркута, Кировск, Коряжма, Дудинка, Норильск).

Основная проблема при реализации закона – это значительные объемы необходимого финансирования мероприятий. Так только на закупку теплообменного оборудования для установки в индивидуальных тепловых пунктах многоквартирных домов на территории Мурманска требуется порядка 200 млн. рублей (в ценах 2016 года).

 Кроме того, в значительно больших объемах требуются финансовые средства для модернизации наружных сетей тепло-, водоснабжения, центральных тепловых пунктов, при этом основной объем сетей нахитися в обл соственности.

Как следует из информации, предоставленной коллегами, именно проблемы отсутствия финансирования, либо его крайней недостаточности, не позволяют приступить в полной мере к реализации требований Федерального закона «О теплоснабжении» (Якутск, Коряжма, Кировск, Надым, Александровск, Братск, Норильск).

Предлагаю обсудить вопрос порядка финансирования мероприятий по переходу на закрытую систему горячего водоснабжения в части необходимости софинансирования из средств федерального бюджета через разработку и реализацию соответствующей государственной программы, средств региональных бюджетов, а также обсудить необходимость продления сроков реализации закона.

В настоящее время в муниципальной собственности находится 190 км автодорог общего пользования местного значения и бесхозяйных внутриквартальных проездов.

Стремительный рост количества транспортных средств приводит к увеличению интенсивности движения и превышению проектной пропускной способности автомобильных дорог. В результате превышения суточной нормы пропускной способности трассы, ресурс дорожного покрытия значительно снижается. Еще одним негативным фактором является увеличение грузоподъемности транспортных средств, в результате чего повышается осевая нагрузка на дорожные покрытия. Следствием этого является образование колейности, сдвигов и трещин дорожного покрытия.

Развитие сети автодорог города Мурманска осуществляется в ходе капитального ремонта и ремонта существующей улично-дорожной сети. Реконструкция существующих дорог практически невозможна в связи со сложившейся застройкой городской территории. Кроме того, на территории города сложная геологическая обстановка (скальные породы).

В Мурманске при ремонтах автодорог применяется щебеночно-мастичная смесь, которая хорошо зарекомендовала себя при эксплуатации, так как имеет более высокую по сравнению с горячим асфальтобетоном прочность и устойчивость к истиранию.

При соблюдении требований нормативных документов, регламентирующих выполнение ремонта дорог с применением указанной технологи, отремонтированные объекты отрабатывают не только 3-летний гарантийный срок, но и межремонтный срок (6 лет и более).

В настоящий момент реализуется Государственная программа «Доступная среда», одна из задач которой — обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Считаю, что для развития инженерной инфраструктуры в части доступности для инвалидов подлежат доработке ряд вопросов:

— порядок финансирования мероприятий по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов в части жилищного фонда, так как на сегодняшний день их финансирование полностью возложено на муниципалитеты, участие региональных и федерального бюджетов не просматривается.

Учитывая высокую социальную значимость проблемы, софинансирование указанных мероприятий в рамках Государственной программы (из федерального бюджета), позволило бы повысить эффективность и сроки ее реализации. На сегодняшний день программа предусматривает федеральное софинансирование на обеспечение безбарьерной среды в части социальных объектов.

— оборудование общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах приспособлениями для обеспечения безбарьерной среды для инвалидов, их дальнейшее содержание, реконструкция общего имущества с учетом положений жилищного кодекса РФ в части возможности проведения указанных мероприятий только по решению общего собрания собственников.

На сегодняшний день в  ряд нормативных правовых актов РФ внесены изменения, согласно которым оборудование, обеспечивающее безбарьерную среду для инвалидов в многоквартирных домах, является общим имуществом собственников (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013  № 290). Полагаю, что данные положения бесспорны для вновь построенных домов.

Однако вызывает ряд вопросов проведение реконструкции общего имущества, установка и содержание вышеуказанного оборудования в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до утверждения Государственной программы, так как в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ вопросы, связанные с реконструкцией общего имущества, изменения его состава, а также определения размера платы по статье «содержание и ремонт», относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.

Предлагаю рассмотреть вопрос направления соответствующего обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, как ответственному исполнителю Государственной программы, о предоставлении разъяснений, касающихся данного вопроса, а также для возможного принятия решений, касающихся внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс РФ.

Также для многих городов Заполярья и Крайнего Севера актуальны проблемы привлечения частных инвестиций, связанных с отсутствием заинтересованности частных инвесторов вкладывать средства в изношенные объекты инфраструктуры в связи с низкой рентабельностью и долгой окупаемостью.

По указанному вопросу выступят коллеги.