Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам круглого стола на тему: «Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, на Крайнем Севере»

25 апреля 2017 года

город Москва

В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ состоялся круглый стол на тему: «Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, на Крайнем Севере» (далее – круглый стол, мероприятие).

В заседании круглого стола принимали участие члены Общественной палаты, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, Ассоциации городов Заполярья и Крайнего Севера, малого и среднего бизнеса Арктической зоны и Крайнего Севера, общественных организаций в сфере малого и среднего предпринимательства в Арктических городах и районах, а также научных и экспертных сообществ.

Участники мероприятия обсудили условия ведения малого и среднего бизнеса в Арктической зоне и на Крайнем Севере. По мнению участников круглого стола, малый и средний бизнес в Арктике и на Крайнем Севере следует отделять от предпринимательства на остальной территории Российской Федерации ввиду особых природно-климатических и экономических условий, это – транспортная удаленность, зависимость на многих территориях от сезонных поставок грузов, необходимость содержать дорогостоящие производственные базы, недостаточная развитость инфраструктуры, острейший дефицит квалифицированных кадров, зависимость от крупных корпоративных структур и государственной поддержки.

В настоящее время в Трудовом кодексе Российской Федерации установлена обязанность предпринимателей по обеспечению государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что влечет возникновение у предпринимателей дополнительных расходов и приводит к удорожанию производимых товаров и услуг (далее – северные удорожания). К примеру, в Мурманской области отпуск должен составлять 52 дня против 28 дней в Средней полосе Российской Федерации. Указанные обстоятельства требуют от работодателя создавать резерв на отпуска в размере 15% от фонда оплаты труда, когда как в средней полосе Российской Федерации такой резерв составляет 9%. Оплата работнику раз в два года проезда к месту отдыха и обратно также дополнительно увеличивает расходы работодателей. Таким образом участники мероприятия сообщили, что если стоимость сырья и других материальных затрат составляет 50% себестоимости продукции, то себестоимость продукции в Мурманской области в среднем на 8,4% выше, чем на аналогичном предприятии в средней полосе Российской Федерации. В сфере услуг где доля материальных затрат стремится к нулю, удорожание составляет до 18%. Указанные обстоятельства приводят к стагнации предпринимательства и к негативным последствиям для экономики региона в целом. Для устранения указанных последствий такого удорожания, по мнению экспертов, наиболее оптимальным представляется установление системы прямой компенсации северных удорожаний в виде снижения налоговых выплат для северных и арктических предпринимателей. Необходимо активно использовать специальные налоговые режимы, упростить порядок налоговой отчетности для предпринимателей арктической зоны Крайнего Севера, снижать тарифы страхового взноса до 7-10%, налог на прибыль организации до 10% и уменьшать земельный налог или налог на имущество.

Особенностью арктических предпринимателей с учетом территориальной специфики и условий деятельности, является потребность в большей мобильности, чем предпринимателей центрального региона Российской Федерации. В связи с этим одним из ключевых аспектов прогресса малого и среднего предпринимательства на Крайнем Севере и приравненных местностях является развитие мобильной торговли. По мнению участников круглого стола, представляется целесообразным введение института частичной компенсации, предусматривающего возмещение затрат на покупку мобильных модулей, предназначенных для передвижной торговли товарами первой необходимости; аптек, оборудованных на базе автобусов; мобильных центров оказания первичных медицинских услуг; отмену транспортного налога со средств, используемых в качестве автолавок; предоставление поддержки организациям, оказывающим услуги в области дополнительного образования и др.

Особое внимание в ходе мероприятия было уделено организации государственных закупок. Участники круглого стола сообщили, что согласно результатам социологического опроса предпринимателей Крайнего севера и приравненных местностей респонденты единогласно отмечают несправедливость процедуры государственных и муниципальных закупок. Унифицированные нормы федерального законодательства в области государственных закупок (Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») не всегда учитывают особенности осуществления предпринимательской деятельности в Арктике и на Крайнем Севере. Поэтому местные предприниматели, как правило, проигрывают конкурсы претендентам из других регионов, тем самым лишаясь возможности использования института государственных и муниципальных контрактов, для развития, как собственных организаций, так и экономики региона в целом.

Сегодня доля местного предпринимательства в сфере государственных закупок составляет около 10-15% всех работ, распределяемых по конкурсным контрактам. Но даже в случае заключения малыми и средними предпринимателями государственного контракта, срок оплаты за его выполнение достигает 3-4 месяцев, что создает дополнительные сложности развития данной отрасли экономики. Вместе с тем следует отметить, что в декабре 2016 года внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерацииот 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работе услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которыми установлена обязанность заказчиков с 16 декабря 2016 года осуществлять оплату предоставленных исполнителями товаров, работ и услуг в срок30 дней. Однако указанное решение касается только государственных и муниципальных организаций, а также коммерческих организаций с государственным участием в уставном капитале 50% и более, что приводит к исключению распространения данной нормы на представителей малого и среднего бизнеса.

Участники круглого стола сообщили, что согласно результатам названного социального исследования отмечается необходимость разработки и закрепления норм и правил осуществления государственных закупок, адаптированных к особым условиям ведения малого и среднего предпринимательства в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Например, определение перечня товаров, услуг и порядка, проведения конкурсов и торгов только среди хозяйствующих субъектов соответствующего региона; создание закрытого регионального рынка для местных предпринимателей; установление норм о привлечении в государственных закупках доли от малого и среднего бизнеса до 40-50%; введение обязанности оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение 30 календарных дней со дня приемки.

Участники мероприятия уделили особое внимание многочисленным проблемам, складывающимся в области взаимоотношений субъектов крупного предпринимательства с представителями малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день доступ малого и среднего бизнеса на рынок корпоративных заказов представляется весьма затруднительным. Сетевые предприниматели предпочитают отдавать контракты на закупку соответствующих товаров и услуг аффилированным организациям, которые не имеют отношения к месту дислокации компании. Указанное, по мнению экспертов, является результатом отдаленности руководящих органов сетевых организаций от арктических подразделений и недостаточной их информированности о реальных условиях ведения бизнеса. Ввиду этого хозяйственно-финансовые решения принимаются не в пользу местных предпринимателей. Вместе с тем важно отметить, что сотрудничество крупных и малых предпринимателей в арктической зоне и на Крайнем Севере могло бы стать мощным инструментом экономического роста и развития в целом данного региона.

Для формирования конструктивного сотрудничества крупного сетевого бизнеса с представителями малого и среднего предпринимательства, по мнению участников мероприятия, необходимо максимальное вовлечение малого и среднего бизнеса в отношения субконтрактинга. С этой целью представляется важным на уровне муниципальных многопрофильных образований Арктики и Крайнего Севера разрабатывать и реализовывать совместный план действий Администрации соответствующего города, Правительства региона и ресурсных корпораций с обязательным учетом потенциала местного малого и среднего бизнеса в процессах субконтрактации. Весьма важна разработка и внедрение муниципальных программ поддержки предпринимательства поощряющих поиск и определение новых направлений субконтрактинга для местного малого и среднего предпринимателя. К примеру, софинансирование стажировок, обучение и переподготовка предпринимателей, в новых видах субконтрактинга и др.

Вместе с тем в подавляющем большинстве городов Крайнего Севера и приравненных местностей с населением от 20 до 100 тысяч человек наблюдается тенденция к монополизации рынка сетевыми торговыми организациями. Так в Федеральном законе от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации» установлено, что один хозяйствующий субъект в границах соответствующего административно-территориального образования может занимать до 25% торгового рынка. По мнению экспертов, указанная норма допускает злоупотребления. Известны случаи, когда на одну территорию заходят несколько видов торговых сетей с долей рынка по 25%. При этом между ними может быть установлен сговор на цены продовольственных товаров. Такие обстоятельства, могут привести к ликвидации местного торгового предпринимательства, так как для малого и среднего бизнеса конкуренция с сетевыми торговыми объектами представляется весьма затруднительной. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность посредством организации торговой сети, зарегистрированы за пределами арктического региона, и, соответственно, налоговые отчисления не поступают в бюджеты регионов Арктики и Крайнего Севера.

Также вызывает обеспокоенность практическая реализация норм Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым с 1 июля 2017 года все строительные организации должны состоять только в региональных саморегулируемых организациях. Согласно сообщениям участников круглого стола,  на дату проведения мероприятия в Мурманской области, как и в ряде регионов на территории Крайнего Севера, не зарегистрировано ни одной саморегулируемой организации. Все строительные организации являются членами саморегулируемых организаций других регионов, в основном зарегистрированных в городе федерального значения Санкт-Петербурге. Существует вероятность, что индивидуальные предприниматели или юридические лица, занятые в области строительства, не успеют зарегистрировать соответствующую саморегулируемую организацию в указанные сроки, в результате, в силу названного закона, все строительные организации с 1 июля должны будут прекратить свою деятельность, что может нанести непоправимый ущерб экономике северных и приравненных к ним регионов.

Отдельного внимания заслуживает малый бизнес коренных малочисленных народов Арктической зоны и Крайнего Севера. На сегодняшний день наблюдается отсутствие необходимого учета мнений коренных малочисленных народов при разработке и обсуждении разнообразных механизмов поддержки и развития предпринимательской деятельности в обозначенных регионах. Указанные обстоятельства могут стать причиной крупных бедствий для названной категории населения, ведь часто малое предпринимательство выступает основным средством существования для таких народов. Учитывая важность названных решений, представляется необходимым разработка формы и порядка учета мнений коренных малочисленных народов.

Участники мероприятия также отметили, что по причине сложившихся социально-экономических и территориальных условий, рабочие места в регионах Арктики и Крайнего Севера утеряли свою привлекательность для молодых специалистов, что приводит к дефициту кадров. Например, население города Мурманска, составлявшее в конце 80-х годов прошлого века 500 тысяч человек, сегодня стабилизировалось на уровне 300 тысяч. Миграционная убыль населения сегодня составляет от 1,5 тысяч до 3 тысяч человек. То есть примерно 1% населения ежегодно убывает из города Мурманска. Схожая ситуация и в Мурманской Области, в конце 80-х проживало 1 миллион 200 тысяч человек, а сегодня 738 тысяч. Участники мероприятия согласились с необходимостью разработки и внедрения механизмов, которые будут направлены на создание благоприятных условий труда для работников, но вместе с тем не будут носить в себе дополнительную нагрузку для предпринимателей.

В ходе заседания круглого стола участники мероприятия назвали возможные проблемы применения на практике норм в Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно названному акту с 01 июля 2017 года становится обязательным применение контрольно-кассовой техники нового образца, с возможностью передачи сведений о продаже в налоговую инспекцию при помощи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако в регионах Крайнего Севера отмечается ряд проблем по внедрению такой контрольно-кассовой техники. Наиболее сложными являются нестабильность интернет связи и дефицит необходимой аппаратуры, указанные обстоятельства приводят к невозможности исполнения установленных в названном федеральном законе норм и влекут наступление административной ответственности в виде штрафов. В этой связи участники мероприятия предложили отсрочить применение норм названного закона в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до устранения указанных сложностей.

По итогам круглого стола Общественная палата считает целесообразным рекомендовать:

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и реализации мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе:

  1. Внесения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменений направленных на обеспечение равенства предпринимателей Арктики и Крайнего Севера, с предпринимателями других регионов Российской Федерации, в части компенсации северных удорожаний, в частности:
  • установления льготных условий обеспечения конкурсных заявок для местных субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • запрета на аффилированность заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
  • разработки и утверждения правил применения национального режима при осуществлении закупок ресурсными корпорациями, работающими в Арктике;
  • установления четких требований к формированию государственных контрактов;
  • закрепления исчерпывающего перечня критериев оценки и сопоставления заявок на участие в государственных закупках.
  • введения обязанности оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение 30 календарных дней со дня приемки товаров, работ, услуг для организаций осуществляющих свою деятельность на территории Арктики и Крайнего Севера;
  • исключения конкурсных процедур при поставках продукции, товаров, услуг в поселениях районов с ограниченными сроками завоза грузов.
  1. Компенсации затрат предпринимателей Арктики и Крайнего Севера по выплате районных коэффициентов и надбавок к заработной плате работникам осуществляющим свою трудовую функцию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также оплаты дороги и нетрудоспособным членам его семьи раз в два года, в том числе:
  • внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части закрепления права субъектов Российской Федерации на установление минимально возможного размера компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, работникам, занятым у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • разработки и внедрения упрощенного порядка заключения срочного трудового договора между предпринимателем и работником в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • установления работникам до 30 лет надбавок с первого дня осуществления своей трудовой функции.
  • внедрения льготной модели кредитования малого и среднего предпринимательства Арктической зоны, которая снижает обязательства малого и среднего бизнеса до 10-15% собственного объема гарантийного обеспечения;
  • введения для предприятий, осуществляющих свою деятельность более десяти лет беспроцентного кредита на возвратной основе сроком от 2 до 3 лет на пополнение оборотных средств и модернизацию предприятия. В качестве гарантии возврата кредитных средств может быть заключен договор о муниципально-частном партнерстве, при этом в случае ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по возврату кредитных средств — все активы переходят в руки кредитора.
  • внесения изменений в Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих возможность для строительных организаций, осуществляющих деятельность в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, вступления в саморегулируемые организаций соответствующего федерального округа в случае отсутствия региональных саморегулируемых организаций;
  • внесения изменений в Федеральный закон от № «О внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и статьи 123, 325 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих компенсацию организациям, не относящимся к бюджетной сфере, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, имеющим наемных работников, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории, на которой применяются государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из средств внебюджетных фондов Российской Федерации, в частности, из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе расходов по оплате работникам стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. При этом размер и порядок указанной компенсации предлагается определять постановлением Правительства Российской Федерации.
  1. Поддержки предпринимательства в сфере сокращения северных издержек производства и проживания. Внедрения технологий теплоэнергосбережения и энергоэффективности (например, новые обогревательные приборы) в бюджетных и корпоративных структурах, в других организациях малого и среднего предпринимательства в целях развития комплекса энергосервиса, включающего энергоаудит. А также внедрения новых строительных материалов местного производства, которые обладают свойствами теплосбережения и экономичности в арктических условиях эксплуатации.
  2. Внесения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» изменений, предусматривающих сокращение до 10% доли на территории муниципального образования для объектов торговой сети – совокупности двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
  3. Внесение изменений в п. 2.7. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минюстом РФ 08.08.1996 № 1146, увеличив срок действия разрешений для перевозки грузов категории 1 на срок до одного года. Предлагается передать полномочия по выдаче разрешений для перевозки крупногабаритных  и тяжеловесных  грузов по территории двух и более административно-территориальных образований на уровень органов местного самоуправления.
  4. Закрепления норм и правил по перевозке пассажиров и грузов малой авиацией и снегоходами в целях упрощения порядка осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей.
  5. Внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих установление налоговых льгот для предпринимателей малого и среднего бизнеса с учетом особых климатических и экономических условий деятельности в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а именно:
  • снижения тарифов страховых взносов до 7-10%, снижения налога на прибыль организаций в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям до 10%;
  • снижения налога на имущество и земельного налога для предпринимателей Арктики и Крайнего Севера;
  • более интенсивного использования компенсационных инструментов из федерального, регионального и местных бюджетов по оплате платежей в социальные фонды за работников инновационных малых и средних предприятий Арктики и Крайнего Севера.
  • поощрения перехода предпринимателей Арктики и Крайнего Севера на специальные налоговые режимы путем установления льготных условий упрощенной системы налогообложения, а именно, снижения размера налога от прибыли и единого налога на вмененный доход до 1%.
  1. Поддержки предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов в частности:
  • организации для коренных малочисленных народов Арктики и Крайнего Севера дополнительного обучения основам предпринимательской деятельности в школах-интернатах;
  • установления критериев градации традиционных промыслов, в том числе оленеводства на жизнеобеспечивающие и коммерческие;
  • поощрения предпринимательской деятельности по созданию специализированных магазинов по продаже мяса, рыбы и иной продукции, с целью обеспечения занятости коренных малочисленных народов;
  • внедрения центров новой безотходной переработки продукции оленеводства и промыслов, дикоросов (в том числе за счет предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам на осуществление инвестиций в основной капитал или инвестиционные цели), а также маркетинговых центров для популяризации традиционной продукции;
  • субсидирования транспортировки продукции оленеводства и традиционных промыслов к центрам переработки и на ближайшие рынки;
  • разработки и внедрения специальной системы налогообложения предусматривающей налоговые льготы для коренных малочисленных народов.
  1. Поддержки развития предпринимательства в области мобильной торговли в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях путем:
  • частичного возмещения затрат на покупку мобильных модулей, предназначенных для передвижной торговли товарами первой необходимости, аптек, оборудованных на базе автобусов мобильных центров для оказания простейших медицинских услуг и др.;
  • отмены транспортного налога со средств, используемых для передвижной торговли;
  • предоставления государственной поддержки организациям, оказывающим услуги в области дополнительного образования детей, медицины, культуры, а также в социальной сфере по принципу территориальной ротации;
  1. Выделения специальных направлений поддержки арктического предпринимательства при распределении субсидий на государственную поддержку малого и среднего бизнеса.
  2. Разработки дополнительных формы поддержки предпринимателей Арктики, осуществляющих деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях в виде выделения квот при проведении государственных и муниципальных закупок, предоставлении льготных микрозаемов и кредитов.
  3. Продления срока перехода к контрольно-кассовой технике нового образца для предпринимателей Арктики и Крайнего Севера до 1 января 2021 года в связи с фактическим дефицитом контрольно-кассовой техники нового образца и неустойчивого соединения с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет».