Решение по медицине

РЕШЕНИЕ
XXXVI СЪЕЗДА
СОЮЗА ГОРОДОВ ЗАПОЛЯРЬЯ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Город Мурманск                                                                                             7 ОКТЯБРЯ 2016 г.

«Об обеспечении конституционных гарантий
прав граждан, проживающих в районах
Заполярья и Крайнего Севера, на охрану
здоровья и медицинскую помощь, в связи с
недостаточным учетом особенностей данных
территорий в действующем законодательстве»

XXXVI съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, заслушав информацию начальника отдела медицинского обеспечения МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), депутата районного Совета Т.А. Бобровской, Председателя Думы города Братска Л.М.Павловой об обеспечении конституционных гарантий прав граждан, проживающих в районах Заполярья и Крайнего Севера, на охрану здоровья и медицинскую помощь, в связи с недостаточным учетом особенностей данных территорий в действующем законодательстве, ОТМЕЧАЕТ:

  1. За период организации оказания медицинской помощи населению Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» субъектами РФ проведены мероприятия по оптимизации здравоохранения с целью повышения экономической эффективности без учета социальных последствий и без соответствующего  контроля со стороны Министерства здравоохранения РФ,  при этом с устранением  органов местного самоуправления от возможности влияния на эти процессы, что особенно негативно влияет на доступность медицинской помощи в районах Заполярья и Крайнего Севера.        
  2. В связи с организацией оказания медицинской помощи населению, в соответствии с Федеральным законом   от 21.11.2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  на основе  страховой модели финансирования здравоохранения, было проведено анкетирование муниципальных образований – членов союза городов Заполярья и Крайнего Севера о проблемах работы системы обязательного медицинского страхования для выявления мнения об эффективности ее работы.
  3. Исходя из полученных в результате анкетирования статистических данных, положительно оценивают систему обязательного медицинского страхования по различным направлениям деятельности не более 20 % муниципальных образований и государственных медицинских организаций, предлагая при этом либо переход на государственно-бюджетную модель финансирования здравоохранения, либо существенное реформирование существующей системы ОМС для достижения ее соответствия реальным потребностям медицины.
  4. В нормах Федеральных законов от 29.11.2010  № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и от 21.11.2011  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» практически не учитываются особенности оказания медицинской помощи населению в районах Заполярья и Крайнего Севера, имеющих значимые территориальные  особенности: климатические, географические, транспортные, возрастной состав, расселение и плотность населения. Это приводит к снижению доступности медицинской помощи населению данных регионов.
  5. Реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о выборе врача и медицинской организации, о проведении диспансеризации препятствует значительный дефицит кадров медицинских работников, особенно актуальный в северных регионах, а также отсутствие законодательного  определения материальной ответственности граждан за свое здоровье и  ответственного подхода  работодателей к своевременному проведению диспансеризации работников.
  6. При передаче здравоохранения на уровень субъектов Российской Федерации и до настоящего времени законодательно не определены взаимоотношения в сфере охраны здоровья граждан между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и находящимися на их территории государственными медицинскими организациями, что приводит к отстранению местной власти от решения проблем здравоохранения, одной из наиболее социально значимых для населения, снижая тем самым возможности должной реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  7. Результаты анкетирования, проведенного Общероссийским Конгрессом муниципальных образований по поручению XXXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, показали как наличие положительного опыта исполнения муниципалитетами полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, так и существенных проблем, требующих решения на законодательном уровне.

Учитывая вышеизложенное, на основании анализа ситуации по оказанию медицинской помощи населению,

СЪЕЗД  РЕШИЛ:

 

  1. Считать, что недостаточный учет территориальных особенностей Заполярья и Крайнего Севера в действующем законодательстве о здравоохранении препятствует реализации права населения северных регионов на равную доступность медицинской помощи в нарушение статьи 19 Конституции Российской Федерации.
  2. Рекомендовать Государственной Думе РФ:

 2.1.  внести  изменения и дополнения в   Федеральный закон от 21.11. 2011  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

        — в ст. 17 в части регулирования взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации, и непосредственно с государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования;

       — в ст. 27 в части  определения материальной ответственности граждан за несоблюдение предусмотренных настоящей статьей обязанностей;

       —  в ч. 6 ст. 33  в части возможности оказания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичной медико-санитарной помощи в условиях круглосуточного стационара;

      — в ст. 46 в части определения обязанности работодателей обеспечивать условия для медицинских осмотров и диспансеризации работников и материальной ответственности за ее неисполнение

       —  в ч. 4 ст. 81 в части учета плотности и особенностей расселения населения при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

        — внести дополнения в гл. 5   в части организации  оказания медицинской помощи работникам добывающей промышленности, проживающим в вахтовых поселках на значительной части территорий в регионах Заполярья и Крайнего Севера с учетом их численности и законодательного регулирования взаимоотношений их владельцев с органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями;

2.2. внести в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменения и дополнения, предусматривающие зачисление граждан на обучение в высших медицинских образовательных организациях за счет средств бюджета только при условии обязательного заключения с ними договоров, обязывающих отработать в конкретной медицинской организации не менее трех лет.

  1. 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

        —  внести изменения в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012  № 462,  в части исключения верхнего значения показателя уровня индекса бюджетных расходов субъектов Российской Федерации.

         — рассмотреть возможность включения в тарифы ОМС расходов на мобильные пункты медицинской помощи и санитарную авиацию;

         — рассмотреть возможность применения повышающего коэффициента к тарифам ОМС с учетом особенностей половозрастного состава населения, низкой плотности населения, транспортной доступности медицинской организации.

  1. Рекомендовать муниципальным образованиям, членам Союза городов Заполярья и Крайнего Севера:

          — организовать взаимодействие с исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования, в том числе на основе заключенных трехсторонних соглашений;

           — ввести в штат администрации муниципальных образований городских округов и муниципальных районов специалиста по здравоохранению или создать соответствующий отдел для эффективного исполнения полномочий в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  1. Рекомендовать Общественной Палате РФ рассмотреть изложенную в данном решении ситуацию с оказанием медицинской помощи населению в Российской Федерации.
  2. Поручить Президенту Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Шпектору И.Л. направить данное решение XXXVI съезда в адрес обозначенных инстанций.

Президент Союза городов
Заполярья и Крайнего Севера,
Председатель Комиссии
Общественной палаты РФ
                                                                 И.Л. Шпектор