XXXVI Съезд
Союза городов Заполярья и Крайнего Севера
г. Мурманск, 7 октября 2016 г.

Уважаемый Игорь Леонидович!
Уважаемые коллеги!
Приветствую вас от имени жителей города Якутска и желаю успехов в вашей ответственной работе во главе северных городов.

____________

Прежде всего, позвольте информировать вас о том, что в июне этого года в Якутске состоялась II Международная конференция «Города и люди: местные решения для устойчивого развития». Основным акцентом конференции с участием экспертов из 13 стран стала жизнеустойчивость городов в экстремальном климате. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить Игоря Леонидовича Шпектора за поддержку и участие. В рамках конференции Игорь Леонидович организовал выездное заседание Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России, которую он возглавляет. А также под его руководством прошла ключевая тематическая сессия конференции. На мой взгляд, на этой сессии и в целом на нашей конференции, впервые вопросы городского жилищно – коммунального хозяйства на Севере были рассмотрены под углом новых мировых стандартов обеспечения жизнеустойчивости поселений. 

          C 17 по 20 октября в городе Кито (Эквадор) состоятся мероприятия III Всемирной конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию, где мне будет предоставлена возможность выступить. И по итогам нашей июньской Конференции я планирую внести предложения в глобальную Повестку городского развития на предстоящее двадцатилетие в части населенных пунктов, чья жизнедеятельность проходит в зоне климатических и природных  рисков. Конечно, это в первую очередь наши арктические, северные города и поселения.

          Рассчитываю, что сегодня на Съезде вами будут высказаны предложения, видения по этим вопросам.

_______________

Уважаемые коллеги!

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства всегда на первом месте для руководителей всех городов, но именно для нас с вами их исключительность не вызывает сомнений. Поэтому, считаю чрезвычайно важной ту часть работы нашего Союза, которая направлена на выработку совместных предложений на федеральный уровень по всему кругу проблематики в сфере ЖКХ.

Сегодня я предлагаю обсудить ряд вопросов и сформулировать решения Съезда по направлениям, на мой взгляд, наиболее актуальным на сегодня для всех городов Заполярья и Крайнего Севера.  

Во-впервых, это строительство, модернизация, реконструкция, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры.

Во–вторых — ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда.

А также, проблемы нового порядка обращения с отходами производства и потребления.

_________________

Вследствие износа основных фондов и технической инфраструктуры нарастают риски обеспечения бесперебойного устойчивого теплоснабжения. Для снижения этих рисков в северных поселениях требуется большой объем затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01 января 2022 года не допускается использование открытой системы теплоснабжения в многоквартирных домах, в связи с чем необходимо осуществить полный перевод теплоснабжения на закрытую схему.

Чтобы решить этот вопрос, необходимо провести полную реконструкцию систем теплоснабжения и холодного водоснабжения,  что также влечет за собой значительные финансовые затраты. Многие главы муниципальных образований отмечают, что необходимо рассмотреть вопрос о финансировании этих работ на федеральном и региональном уровнях.

Практически все муниципалитеты испытывают недостаток средств для обновления основных фондов за счет  капитальных вложений, направляемых со средств организаций коммунального комплекса, получаемых за счет тарифа, из государственных и муниципальных бюджетов. Необходимо привлечение иных источников финансирования.

В этих целях все больше распространяется практика реализации концессионных соглашений и соглашений с элементами энергосервиса. Однако, мы при работе по привлечению инвесторов сталкиваемся с рядом трудностей. Большинство инвесторов одними из требований для заключения соглашения, помимо наличия крупного залогового фонда, выставляют условие предоставления муниципальных и государственных гарантий. Зачастую у муниципальных образований нет возможности закладывать большой объем гарантий инвестору, поэтому возникает потребность в предоставлении госгарантий в поддержку развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. В противном случае возникают ситуации потери  крупных выгодных соглашений.

Вместе с тем, при реализации концессионных соглашений концессионерами, которые не имеют практики и опыта работы в экстремальных природно-климатических условиях, отсутствуют гарантии обеспечения надежности объектов жизнедеятельности с учетом климатических особенностей. То, что работает в центральных городах России, может не сработать в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Таким образом, считаю, что в наших регионах механизм концессий в сфере ЖКХ не является решением всех проблем.

Серьезной финансовой поддержкой в части реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры может выступать Фонд содействия реформированию ЖКХ.

К сожалению, в соответствии  с Федеральным законом №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также города, в которых численность населения превышает 250 тысяч человек, не могут быть участниками региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, кроме сферы обращения с твердыми коммунальными отходами.

В этой связи, предлагается от Союза городов Заполярья и Крайнего Севера направить в Правительство Российской Федерации предложение о рассмотрении возможности изменения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для городов Крайнего Севера в связи с климатическими особенностями, требующими повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. А именно допустить к участию в конкурсе на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда:

  • города Крайнего Севера и Заполярья с населением более 250 тысяч человек как исключения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия городов Крайнего Севера и Заполярья.

         Также предлагается  направить в Правительство предложение по  вопросу финансирования на федеральном уровне мероприятий, связанных с переводом открытых систем теплоснабжения на закрытые.

__________________

Уважаемые коллеги!  В последние годы, во исполнение Майских указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, проводится беспрецедентная работа по ликвидации аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.

До конца 2017 года только в г. Якутске по федеральной программе планируется расселение 235 аварийных домов общей площадью свыше 73 тыс. кв. метров.

Но исходные масштабы  доли аварийного фонда таковы, что, несмотря на огромные объемы работ по расселению, количество жилья, непригодного для проживания граждан, беспрестанно возрастает. В связи с этим, считаем необходимым продлить федеральную программу, включив в нее аварийные дома, признанные уже после 1 января 2012 года. По городу Якутску, к примеру, общая площадь этих аварийных домов составляет более 58 тыс. кв. метров.  

Также остро стоит проблема ликвидации ветхого жилья,  капитального ремонта изношенного жилищного фонда.  

Часть из «ветхих» домов не подходят под требования включения в региональную программу капитального ремонта, а стоимость необходимых ремонтных работ для поддержания безопасной эксплуатации их в разы превышает собираемость денежных средств. Производить необходимые ремонтные работы в таких домах только за счет собственников невозможно, в связи с их высокой стоимостью.

При этом, отсутствует экономическая заинтересованность в управлении и содержании такого фонда.  Дома с износом свыше 60%, как правило, барачного типа, неблагоустроенные, малой площади. При существующем уровне платежей за ЖКУ такие дома в год собирают меньше денежных средств, чем требуется на оплату штрафа за нарушение лицензионных требований за одно нарушение (свыше 200 тысяч рублей), в связи с чем, управляющие компании отказываются управлять такими домами. Поэтому стимулирование управляющих организаций к работе в «ветхом» жилищном фонде также требует принятия определенных мер.  

Таким образом, предлагается решением Съезда внести на федеральный уровень следующие предложения: 

  • Разработать новую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года с привлечением федеральных средств.
  • Продлить срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ с возможностью использования его средств не только на переселение из аварийного жилья, подлежащего сносу, но и из аварийных домов, подлежащих реконструкции, а также на софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу.
  • Принять на государственном уровне программы по строительству новых домов для переселения в них жителей МКД с износом свыше 60% для жителей Заполярья, Крайнего Севера и местностей, к ним приравненных, в связи с низкой экономической эффективностью производства ремонтных работ на «ветхом» фонде.
  • Правительству РФ и Государственной Думе РФ внести изменения в Жилищный кодекс РФ в части отмены обязанности лицензирования деятельности по управлению МКД с износом свыше 60%.
  • Рассмотреть возможность применения понижающего коэффициента (0,25 и менее) для штрафов управляющих организаций, в управлении которых находится свыше 20% домов с износом свыше 60%, за нарушение лицензионных требований.

__________________

Следующее. Продолжительные периоды низких температур, большое количество осадков в зимний период, вечная мерзлота  влияют на технологию уборки городов в северных регионах. Происходит преждевременный износ и поломка спецтехники и оборудования, срок службы которого резко сокращается. Поэтому, как правило, тарифы в городах со сложными климатическими условиями значительно выше, чем в целом по стране.

Существующая практика формирования тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО показывает, что сегодня структура себестоимости, заложенная в тарифе, не соответствует структуре реальных финансовых потребностей предприятий.

Это делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов.  Уже сейчас в регионах с неотрегулированной политикой транспортировки и утилизации отходов есть примеры банкротства предприятий, построенных за счет частных инвестиций. Так в городах Новосибирск, Красноярск и Первоуральск закрыты заводы по сортировке мусора.

С  1 января 2017 года вступают в силу изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, которыми предусматривается создание института регионального оператора по обращению с отходами производства и потребления.

Если посмотреть на примере нашей республики, то учитывая отдаленность малочисленных населенных пунктов арктических и северных районов, затрудненность перевозок, объединение города Якутска и арктических районов в единую зону деятельности регионального оператора повлияет на тарифы по вывозу твердых коммунальных отходов. Причем не в пользу  потребителей города  Якутска. Необоснованный рост тарифа может вызвать социальное напряжение, привести к недовольству населения и массовым неплатежам.

Поэтому вносится предложение выделить в отдельную зону деятельности региональных операторов территории крупных городов, как самоокупаемых, и территории отдаленных северных, арктических районов, обеспечив их финансирование за счет средств бюджета. Аналогичные ситуации возможны во всех северных регионах со схожими климатическими условиями и транспортной логистикой, считаю целесообразным такое предложение от имени Съезда.

____________

Коллеги, данные предложения внесены и детализированы в проекте решения нашего Съезда, прошу рассмотреть и поддержать.