Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В. Володину

Уважаемый Вячеслав Викторович !

На протяжении последних лет активно обсуждается тема необходимости развития сильной, независимой, финансово самостоятельной власти на местах.   Однако централизация полномочий и пересмотр бюджетных отношений привели к тому, что местные бюджеты не обеспечены собственными доходами.

На XXXV Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера были разработаны предложения по совершенствованию межбюджетных отношений, касающиеся внесения изменений в нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов. В ответ на данное предложение Министерство финансов Российской Федерации выразило позицию о нецелесообразности изменения межбюджетного законодательства по причине возникновения выпадающих доходов на федеральном и региональном уровнях и невозможности пересмотра межбюджетных отношений без передачи полномочий на муниципальный уровень.

Вместе с тем, учитывая актуальность данной темы и непростую ситуацию в муниципалитетах, связанную с крайне низкой долей собственных доходов в структурах местных бюджетов, на XXXVI Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера данный вопрос был вновь затронут главами органов местного самоуправления.

В соответствии с докладом Министерства финансов Российской Федерации, размещенным на официальном сайте, на 01.06.2016 доля собственных доходов в структуре местных бюджетов составляет 37,5 процентов, 62,5 процента составляют межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (с учетом субвенций). Такая ситуация ставит муниципалитеты в прямую зависимость от отношений с регионом, от желания и возможности субъектов финансировать необходимые для территорий проекты. При этом, статьей 12 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению гарантирована самостоятельность в пределах собственных полномочий. Однако, собственных доходов муниципалитетов зачастую не хватает на финансовое обеспечение решений вопросов местного значения. Таким образом, значительная финансовая зависимость органов местного самоуправления от решений субъектов Российской Федерации нивелирует самостоятельность муниципалитетов, делая ее номинальной.

Установленные Налоговым кодексом Российской Федерации местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) покрывают менее двух процентов расходов бюджетов северных территорий, что свидетельствует о передаче на муниципальный уровень наименее эффективных инструментов фискальной политики.

В то же время, местная власть, являясь опорой государственной власти, наиболее близка к народу и нацелена на решение текущих задач, создание комфортных условий для проживания людей на территориях, наращивание экономического потенциала. Но в условиях существующих межбюджетных отношений развитие муниципалитетов не может обрести системный и последовательный характер, так как неопределенность в вопросе доходных источников делает практически невозможным долгосрочное планирование.

Отдельного внимания заслуживают бюджеты территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. 

В настоящее время государственной властью задан вектор на развитие Арктической зоны, территории которой в настоящее время находятся не в лучшем состоянии. Это обусловлено высоким износом инфраструктуры, связанным со сложными природно-климатическими условиями. При этом затраты на ее содержание и ремонт значительно выше, по сравнению со средними по стране, так как сложная и дорогая логистика, высокая стоимость труда и прочие факторы формируют так называемое «северное удорожание».  Иными словами, бюджеты арктических городов несут повышенные расходы, характерные только для северных территорий.

Эффективность реализации государственной политики в Арктической зоне зависит не только от прямого финансирования отдельных инвестиционных проектов в рамках государственных программ, но и от достаточности бюджетных средств в органах местного самоуправления для решения текущих вопросов, поддержания благоприятной для жителей среды, обеспечения безопасности, а также системного улучшения условий жизни на севере.

Для устойчивого социально-экономического развития и реализации долгосрочных проектов на таких территориях необходимо закрепление повышенных нормативов отчислений от налоговых доходов на постоянной (долгосрочной) основе.

В проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» содержалось предложение об установлении повышенных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, которые в полном объеме будут направляться на социально-экономическое развитие территорий Арктической зоны. Данные нормативы предложено устанавливать Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Предложенный порядок установления нормативов представляется нецелесообразным, так как многие дорогостоящие инфраструктурные проекты реализуются в течение нескольких лет и их планирование в условиях финансовой неопределенности будет просто невозможно. Кроме того, наиболее эффективным представляется закрепление повышенных нормативов за муниципалитетами, так как это позволит увеличить собственные доходы местных бюджетов и добавит оперативности в решении вопросов местного значения.

 

Основываясь на изложенном выше, XXXVI Съездом Союза городов Заполярья и Крайнего Севера выработан ряд предложений по повышению доходной части местных бюджетов:

  1. Передать на уровень муниципалитетов отчисления от следующих доходных источников:

— налога на доходы физических лиц по нормативу 40%. Считаем, что данный доходный источник должен в большем объеме оставаться на территории, где он зарабатывается и направляться на развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

— налога на прибыль организаций в размере 2%, которые в настоящее время поступают в федеральный бюджет (такое распределение действовало до 2005 года);

— налог на имущество организаций по нормативу 50%. Данное предложение связано с тем, что предприятия для своей деятельности используют местную инфраструктуру;

— единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%. Все налоговые поступления по специальным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства должны поступать в местные бюджеты;

— транспортного налога по нормативу 100%, а также а также штрафов за нарушение правил дорожного движения в размере 100%. В последнее время проблема муниципальных дорог стала очень острой, основная причина отсутствия ремонтов – недостаточное финансирование. Данный источник позволит улучшить финансовую обеспеченность дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального и текущего ремонта дворовых территорий проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, а также увеличить доходы муниципальных дорожных фондов.

  1. Установить Бюджетным кодексом Российской Федерации на постоянной основе для муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны, дополнительно к единым повышенным нормативам отчислений от федеральных налогов и сборов:

— налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

— налог на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов.

Принятие решения о перераспределении доходных налоговых источников будет способствовать повышению мотивации муниципалитетов к развитию собственных территорий, повышению самостоятельности в принятии решений и возможности оперативно реагировать на запросы граждан по улучшению качества жизни. Кроме того, данное перераспределение сделает межбюджетные отношения более сбалансированными, разумными и справедливыми.

 

Президент Союза городов
Заполярья и Крайнего Севера,
Председатель Комиссии
Общественной палаты РФ
 
  И. Шпектор