Доклад Главы города Норильска
на XXXVI Съезд Союза городов
Заполярья и Крайнего Севера
О.Г. Курилова

На протяжении последних лет на всех уровнях власти активно обсуждается вопрос о необходимости усиления роли местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности на местном уровне. Однако никаких существенных изменений в законодательство Российской Федерации, влияющих на изменение межбюджетных отношений в пользу муниципалитетов, не внесено.

В марте прошлого года в Нарьян-Маре состоялся XXXV Съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, решение которого о совершенствовании межбюджетных отношений было направлено в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации на наши предложения выразило позицию о неготовности перераспределения доходов в пользу муниципалитетов, так как это ведет к образованию выпадающих доходов в бюджетах федерации и субъектов. 

Согласно докладу Минфина РФ собственные доходы муниципалитетов по состоянию на 01.06.2016 составили 37,5%.  Основным собственным доходным источником местных бюджетов по-прежнему является налог на доходы физических лиц (около 60% налоговых доходов).

Исходя из проведенного нами опроса среди городов – членов Союза — преимущественно установлен норматив отчислений по НДФЛ — 30 %. Практически во всех муниципальных образованиях в местные бюджеты поступают доходы от упрощенной системы налогообложения (в 13 м.о. – 100%, в 8 м.о. – 50%, в 1 м.о. – 30%).

Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций составляют в среднем по стране 62,6 % от общего объема доходов. При этом более 60 % безвозмездных перечислений составляют субвенции, что свидетельствует о передаче на муниципальный уровень большого количества государственных полномочий. Возникает вопрос о целесообразности централизации полномочий, в то время, как они передаются для исполнения обратно муниципалитетам.

Процесс снижения удельного веса собственных доходов шел постепенно. Отмечу наиболее существенные изменения на примере Норильска:

— отмена закрепленной за местными бюджетами ставки налога на прибыль организаций 2%;

— снижение нормативов отчислений от налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта (с 50% в 2003 году до 5 % в 2016 году)

— снижение нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц (с 50% в 2003 году до 30% в 2016 году);

— часть ранее закрепленных за местными бюджетами доходных источников перераспределена в пользу бюджета субъекта – из крупных налогов это налог на имущество организаций, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Конечно, изменения в распределении доходных источников между уровнями бюджета связаны с передачей расходных полномочий на вышестоящие уровни. Однако объем переданных полномочий не всегда соответствовал размеру переданных доходных источников. Кроме того, нельзя забывать о ежегодно растущих расходах местных бюджетов на реализацию закрепленных законодательством полномочий. Данный рост обусловлен объективными причинами, такими как:

выполнение Указов Президента РФ;

наличие инфляционных процессов;

расширение бюджетной сети (открытие новых детских дошкольных учреждений или групп, для снижения очередности в детские дошкольные учреждения). Теперь очередь дошла и до открытия новых общеобразовательных учреждений.

 При этом, межбюджетные отношения по указанной причине не пересматривались ни разу. Собственных доходов муниципалитетам зачастую не хватает на выполнение расходных полномочий. Это приводит к негативным результатам: отсутствию строительства, обветшанию существующей инфраструктуры и снижению инвестиционного потенциала территорий.

Таким образом, на сегодняшний день местная власть поставлена в серьезную зависимость от отношений с регионом. Самостоятельность местного самоуправления стала номинальной, что не соответствует положениям Конституции РФ.

Отдельно хочу сказать о необходимости установления повышенных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов для муниципалитетов, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

В настоящее время государственной властью задан вектор на развитие Арктической зоны, инфраструктура которой в настоящее время, находится не в лучшем состоянии. Это обусловлено высоким износом инфраструктуры, связанным со сложными природно-климатическими условиями. Бюджеты таких городов несут повышенные расходы, характерные только для северных регионов. Причина тому —  сложная и дорогая логистика, высокая стоимость труда, ускоренная амортизация основных средств. Всё это формирует так называемое «северное удорожание». 

Безусловно, обеспечение качества инфраструктуры и социально-экономическое развитие города зависят от достаточности бюджетных средств.

Эффективность реализации государственной политики в Арктической зоне зависит не только от прямого финансирования отдельных инвестиционных проектов в рамках государственных программ, но и от достаточности бюджетных средств в органах местного самоуправления для решения текущих вопросов и поддержания благоприятной для жителей среды.  

Для устойчивого социально-экономического развития и реализации долгосрочных проектов на таких территориях необходимо закрепление повышенных нормативов отчислений от налоговых доходов на постоянной (долгосрочной) основе.

В проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» содержалось предложение об установлении повышенных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, которые в полном объеме будут направляться на социально-экономическое развитие территорий Арктической зоны. Данные нормативы предложено устанавливать Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Мы категорически не согласны с предложенным порядком установления нормативов, так как многие дорогостоящие инфраструктурные проекты реализуются в течение нескольких лет и их реализация в условиях финансовой неопределенности будет просто невозможна. Кроме того, очевидно, что механизм передачи средств в территории через субъект может отразиться на доходной части бюджетов. Иными словами, учитывая существующую долю безвозмездных перечислений, а это, напомню более 65%, существует риск снижения субсидий по иным статьям, а значит в совокупности доходы местных бюджетов рискуют остаться прежними, и никакого развития ожидать не стоит.

В связи с этим мы предлагаем закрепить Бюджетным кодексом норму о повышенных нормативах отчислений в местные бюджеты Арктических территорий. 

Подводя итог всему сказанному, предлагаю вернуться к рассмотрению предложений по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ:

  • Передать на уровень муниципалитетов отчисления от следующих доходных источников:

— налога на доходы физических лиц по нормативу 40%. Считаем, что данный доходный источник должен в большем объеме оставаться на территории, где он зарабатывается и направляться на развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

— налога на прибыль организаций в размере 2%, которые в настоящее время поступают в федеральный бюджет (такое распределение действовало до 2005 года);

— налога на имущество организаций по нормативу 50%. Данное предложение связано с тем, что предприятия для своей деятельности используют местную инфраструктуру;

— единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%. Все налоговые поступления по специальным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства должны поступать в местные бюджеты. Принимая во внимание, что в дальнейшем планируется отмена единого налога на вмененный доход, и в настоящее время наблюдается переход налогоплательщиков на другие системы налогообложения, справедливо рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами самого стабильного и перспективно растущего доходного источника от предпринимательской деятельности – налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения в размере 100% от объема доходов по данному виду налога. Как показал опрос муниципальных образований, большая часть субъектов РФ установила нормативы отчислений от данной налоговой системы в местные бюджеты.

  • Установить Бюджетным кодексом Российской Федерации на постоянной основе для муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны, повышенные нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов:

налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

налог на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов.

Принятие предложенных мер позволит повысить заинтересованность муниципалитетов в экономическом развитии собственных территорий, а также улучшить качество жизни жителей городов.