Решение XXXV съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

Город НАРЬЯН-МАР, 13 марта 2015 г.

«О ситуации по оказанию медицинской помощи населению
по результатам передачи учреждений здравоохранения из муниципальной
в государственную собственность и практике исполнения в муниципальных
образованиях статьи 17 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ»

XXXV съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, заслушав информацию начальника отдела медицинского обеспечения МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), депутата районного Совета Т.А. Бобровской о ситуации по оказанию медицинской помощи населению по результатам передачи учреждений здравоохранения из муниципальной в государственную собственность и практике исполнения в муниципальных образованиях статьи 17 ФЗ от 21.1.2011 г. № 323-ФЗ, ОТМЕЧАЕТ:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации передана с уровня полномочий органов местного самоуправления на уровень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
  2. Правом передачи полномочий по организации оказания медицинской помощи для осуществления органами местного самоуправления органы государственной власти большинства субъектов Российской Федерации не воспользовались. В результате органы местного самоуправления полностью отстранены от вопросов организации медицинской помощи населению муниципальных образований, нарушена связь населения с органами власти по вопросам медицинского облуживания.
  3. Обеспечение жильем медицинских работников в значительной части муниципальных образований производится путем предоставления служебного муниципального жилья работникам государственного здравоохранения, что не соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и дает право медицинским работникам приватизировать данное жилье, которое по сути трудовых отношений не является служебным.

Вместе с этим, опыт наделения полномочиями органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск по организации медицинской помощи заслуживает особого внимания. Сохранение муниципальной системы здравоохранения позволило оперативно решать вопросы по организации медицинской помощи, осуществлять тесную координацию работы муниципальных учреждений здравоохранения и образования в части медицинского обслуживания детского населения, в том числе по вопросам медицинского сопровождения летнего отдыха детей. Наделение полномочиями позволило муниципальному образованию утвердить и реализовывать долгосрочные и ведомственные целевые программы, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, улучшению кадровой ситуации. Общий объем финансирования системы здравоохранения за счет средств муниципального бюджета в 2012-2014 г.г. составил порядка 500 млн. руб.

Учитывая вышеизложенное, на основании анализа ситуации по оказанию медицинской помощи населению,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Считать, что передача системы здравоохранения на региональный уровень ухудшила систему здравоохранения на местах, затормозила ее развитие. Полностью исключила органы местного самоуправления от решения вопросов организации медицинской помощи в муниципальных образованиях, что приводит к росту социальной напряженности в обществе.
  2. Рекомендовать губернаторам, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации, в которых организация медицинской помощи осуществляется органами местного самоуправления, отложить решение вопроса о прекращении наделения органов местного самоуправления полномочиями организации медицинской помощи до более детальной и всесторонней проработки данного вопроса на Федеральном уровне.
  3. Рекомендовать Государственной Думе РФ внести изменение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления административных центров и крупных муниципальных образований субъектов РФ полномочиями в сфере охраны здоровья граждан по организации оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
  4. Рекомендовать Государственной Думе РФ при сохранении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по организации оказания медицинской помощи населению внести дополнение в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части конкретизации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации медицинской помощи населению, а также в части законодательного определения взаимоотношений в сфере охраны здоровья граждан между органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти, в подчинении которых находятся государственные медицинские организации и государственными медицинскими организациями на территории муниципального образования.
  5. Рекомендовать Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, учитывая исключительную важность сферы охраны здоровья для жизни населения, провести анкетирование муниципальных образований Российской Федерации о ситуации со здравоохранением с целью выработки предложений в адрес Президента, Правительства и Государственной Думы Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  6. Рекомендовать муниципальным образованиям, членам Союза городов Заполярья и Крайнего Севера принять нормативно-правовой акт, регулирующий исполнение муниципальными образованиями полномочий в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  7. Рекомендовать Общественной Палате РФ рассмотреть изложенную в данном решении ситуацию с оказанием медицинской помощи населению в Российской Федерации.
  8. Рекомендовать муниципальным образованиям, членам Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, проработать вопрос о целесообразной передачи органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования.При необходимости выступить с законодательной инициативой о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования в соответствии с Территориальной программой.
  9. Поручить Президенту Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Шпектору И.Л. направить данное решение XXXV съезда в адрес обозначенных инстанций.
Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Председатель комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной Палаты РФ И. Шпектор