Письмо в ГД (СФ)
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину С.Е.
Уважаемый Сергей Евгеньевич !
В последний год на всех уровнях активно обсуждается тема, заданная Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию 2013 года, по развитию сильной, независимой, финансово самостоятельной власти на местах. Проблема необеспеченности местных бюджетов собственными доходами очевидна и представляется на сегодняшний день актуальной, в связи с экономической ситуацией в стране и необходимостью повышать уровень жизни населения, в том числе, посредством реализации указов Президента.
На XXXV Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера данная тема также обсуждалась. Изучен опыт муниципальных образований – членов союза. Ситуация в формировании бюджетов в настоящее время у муниципальных образований практически идентичная – отсутствие собственных доходных источников для обеспечения расходных полномочий, установленных федеральным законодательством.
Начиная с 2005 года, изменения, вносимые в федеральное законодательство, планомерно снижали собственные доходы муниципалитетов. В настоящее время собственные доходы в структуре местных бюджетов составляют до 50 процентов от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых муниципалитетах около 30 процентов. Оставшаяся часть доходов предоставляется в виде безвозмездных перечислений из бюджетов регионов, при этом в последние годы преобладают дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Таким образом, в настоящее время муниципалитеты не имеют возможности самостоятельно выполнять собственные расходные обязательства, предусмотренные федеральным законодательством и указами Президента Российской Федерации.
Необеспеченность собственными доходами делает муниципальные образования Российской Федерации зависимыми от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Дальнейшее непринятие мер для обеспечения сбалансированности местных и региональных бюджетов усугубляет положение публично-правовых образований и приводит к накапливанию нерешенных проблем. Особенно это касается расходов капитального характера, так как собственные доходы в первую очередь направляются на осуществление социальных расходов и реализацию майских Указов Президента Российской Федерации. В настоящее время сложилась ситуация когда средств бюджета не хватает на проведение аварийно-восстановительных работ, не говоря уже о поддержании объектов в надлежащем техническом состоянии. Все это оказывает существенное влияние на снижение привлекательности и лишает территории возможности развиваться.
Наличие в Налоговом кодексе Российской Федерации нормы о «налоговой тайне» лишает органы местного самоуправления всей необходимой информации об уплачиваемых налогах конкретными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории. Существование данной нормы затрудняет работу по наращиванию доходного потенциала территорий, работу с проблемными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.
По результатам Съезда выработан ряд предложений по повышению доходной части местных бюджетов, которые направляю в Ваш адрес для рассмотрения.
- Передать на уровень муниципалитетов отчисления от следующих доходных источников.
— Налога на прибыль организаций в размере 2%, которые в настоящее время поступают в федеральный бюджет (такое распределение действовало до 2005 года). Данная мера будет содействовать заинтересованности муниципалитета в развитии собственных территорий, в привлечении инвесторов.
— Налога на имущество организаций по нормативу 50%.
— Налога на доходы физических лиц по нормативу 50%. Считаем, что данный доходный источник должен максимально оставаться на территории, на которой он зарабатывается и направляться на развитие инфраструктуры, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
— Платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 100%. Так как негативных эффект от выбросов и сбросов в окружающую среду в полном объеме ощущает на себе непосредственно муниципальное образование, оно же и должно планировать и осуществлять мероприятия в целях минимизации данного эффекта.
— Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%. По мнению муниципалитетов, все налоговые поступления по специальным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства должны поступать в местные бюджеты. Принимая во внимание, что с 01.01.2018 года будет отменен единый налог на вмененный доход, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами самого стабильного и перспективно растущего доходного источника от предпринимательской деятельности – налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения в размере 100% от объема доходов по данному виду налога.
— Транспортного налога по нормативу 50%. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица, проживающие на определенной территории, обосновано предложение о зачислении данного налога в местный бюджет. При направлении данных доходов на ремонт улично-дорожной сети муниципального образования, налогоплательщики смогут наблюдать и понимать, как расходуются денежные средства, уплачиваемые ими в бюджет.
- Штрафы за нарушение правил дорожного движения по нормативу 100%.
- Штрафы за нарушение регионального законодательства, налагаемые административной комиссией.
- Налога на добавленную стоимость по нормативу 2%. Основная сумма платежа по данному налогу поступает от крупнейших налогоплательщиков, производства которых находятся на территории муниципальных образований. Необходимо пересмотреть распределение федерального налога, что значительно укрепит доходную базу муниципальных образований.
- Внести изменения в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения из налоговой тайны сведений, предоставляемых органам местного самоуправления, об уплате налогов и задолженности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
- Предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль организаций.
- Установить механизм возмещения выпадающих доходов муниципальных образований от предоставления «налоговых каникул» физическим лицам, впервые зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедшим в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
- Предусмотреть необходимость выделения дополнительного финансирования в связи с реализацией органами местного самоуправления федеральных инициатив, закрепленных законодательно (например, создание единой диспетчерской службы).
Принятие решения о перераспределении доходных налоговых источников будет способствовать повышению мотивации муниципалитетов к развитию собственных территорий, повышению самостоятельности в принятии решений и возможности оперативно реагировать на запросы граждан по улучшению качества жизни. Кроме того, данное перераспределение сделает межбюджетные отношения более сбалансированными, разумными и справедливыми.
С уважением,
Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Председатель комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной Палаты РФ | И. Шпектор |