Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину С.Е.

Уважаемый Сергей Евгеньевич !

В последний год на всех уровнях активно обсуждается тема, заданная Президентом Российской Федерации в послании Федеральному собранию 2013 года, по развитию сильной, независимой, финансово самостоятельной власти на местах. Проблема необеспеченности местных бюджетов собственными доходами очевидна и представляется на сегодняшний день актуальной, в связи с экономической ситуацией в стране и необходимостью повышать уровень жизни населения, в том числе, посредством реализации указов Президента.

На XXXV Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера данная тема также обсуждалась. Изучен опыт муниципальных образований – членов союза. Ситуация в формировании бюджетов в настоящее время у муниципальных образований практически идентичная – отсутствие собственных доходных источников для обеспечения расходных полномочий, установленных федеральным законодательством.

Начиная с 2005 года, изменения, вносимые в федеральное законодательство, планомерно снижали собственные доходы муниципалитетов. В настоящее время собственные доходы в структуре местных бюджетов составляют до 50 процентов от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых муниципалитетах около 30 процентов. Оставшаяся часть доходов предоставляется в виде безвозмездных перечислений из бюджетов регионов, при этом в последние годы преобладают дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Таким образом, в настоящее время муниципалитеты не имеют возможности самостоятельно выполнять собственные расходные обязательства, предусмотренные федеральным законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Необеспеченность собственными доходами делает муниципальные образования Российской Федерации зависимыми от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Дальнейшее непринятие мер для обеспечения сбалансированности местных и региональных бюджетов усугубляет положение публично-правовых образований и приводит к накапливанию нерешенных проблем. Особенно это касается расходов капитального характера, так как собственные доходы в первую очередь направляются на осуществление социальных расходов и реализацию майских Указов Президента Российской Федерации. В настоящее время сложилась ситуация когда средств бюджета не хватает на проведение аварийно-восстановительных работ, не говоря уже о поддержании объектов в надлежащем техническом состоянии. Все это оказывает существенное влияние на снижение привлекательности и лишает территории возможности развиваться.

Наличие в Налоговом кодексе Российской Федерации нормы о «налоговой тайне» лишает органы местного самоуправления всей необходимой информации об уплачиваемых налогах конкретными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории. Существование данной нормы затрудняет работу по наращиванию доходного потенциала территорий, работу с проблемными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

По результатам Съезда выработан ряд предложений по повышению доходной части местных бюджетов, которые направляю в Ваш адрес для рассмотрения.

  1. Передать на уровень муниципалитетов отчисления от следующих доходных источников.

— Налога на прибыль организаций в размере 2%, которые в настоящее время поступают в федеральный бюджет (такое распределение действовало до 2005 года). Данная мера будет содействовать заинтересованности муниципалитета в развитии собственных территорий, в привлечении инвесторов.

— Налога на имущество организаций по нормативу 50%.

— Налога на доходы физических лиц по нормативу 50%. Считаем, что данный доходный источник должен максимально оставаться на территории, на которой он зарабатывается и направляться на развитие инфраструктуры, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

— Платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 100%. Так как негативных эффект от выбросов и сбросов в окружающую среду в полном объеме ощущает на себе непосредственно муниципальное образование, оно же и должно планировать и осуществлять мероприятия в целях минимизации данного эффекта.

— Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%. По мнению муниципалитетов, все налоговые поступления по специальным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства должны поступать в местные бюджеты. Принимая во внимание, что с 01.01.2018 года будет отменен единый налог на вмененный доход, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами самого стабильного и перспективно растущего доходного источника от предпринимательской деятельности – налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения в размере 100% от объема доходов по данному виду налога.

— Транспортного налога по нормативу 50%. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица, проживающие на определенной территории, обосновано предложение о зачислении данного налога в местный бюджет. При направлении данных доходов на ремонт улично-дорожной сети муниципального образования, налогоплательщики смогут наблюдать и понимать, как расходуются денежные средства, уплачиваемые ими в бюджет.

  • Штрафы за нарушение правил дорожного движения по нормативу 100%.
  • Штрафы за нарушение регионального законодательства, налагаемые административной комиссией.
  • Налога на добавленную стоимость по нормативу 2%. Основная сумма платежа по данному налогу поступает от крупнейших налогоплательщиков, производства которых находятся на территории муниципальных образований. Необходимо пересмотреть распределение федерального налога, что значительно укрепит доходную базу муниципальных образований.
  1. Внести изменения в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения из налоговой тайны сведений, предоставляемых органам местного самоуправления, об уплате налогов и задолженности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
  2. Предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль организаций.
  3. Установить механизм возмещения выпадающих доходов муниципальных образований от предоставления «налоговых каникул» физическим лицам, впервые зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедшим в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
  4. Предусмотреть необходимость выделения дополнительного финансирования в связи с реализацией органами местного самоуправления федеральных инициатив, закрепленных законодательно (например, создание единой диспетчерской службы).

Принятие решения о перераспределении доходных налоговых источников будет способствовать повышению мотивации муниципалитетов к развитию собственных территорий, повышению самостоятельности в принятии решений и возможности оперативно реагировать на запросы граждан по улучшению качества жизни. Кроме того, данное перераспределение сделает межбюджетные отношения более сбалансированными, разумными и справедливыми.

С уважением,

Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Председатель комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной Палаты РФ И. Шпектор