Доклад главы администрации МО г. Братска Серебренникова С.В.

по теме «Проблемы правоприменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 г.Нарьян-Мар, март 2015 года

 Добрый день, уважаемые коллеги!

С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), который пришел на смену Федеральному закону № 94-ФЗ.

В процессе реализации на практике Закона о контрактной системе выявлен ряд существенных проблем и вопросов, а именно:

1) В ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации В.В. Путина уделено особое внимание вопросу повышения конкурентоспособности российских предприятий, в том числе поддержке агропромышленного комплекса. Для этого в качестве основного инструмента реализации политики предлагается использовать импортозамещение и поддержка местных производителей.

Таким образом, вопросы поддержки отечественного, регионального и местного товаропроизводителя и импортозамещения должны выступать первоочередной задачей социально-экономического развития городов Заполярья и Крайнего Севера.

Однако, на законодательном уровне отсутствует механизм осуществления льгот и преференций местным, региональным товаропроизводителям при участии в закупках.

2) Закон о контрактной системе ввел важный антикоррупционный механизм обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Однако, отсутствуют разъяснения по формальному применению и юридической силе «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Данный документ не содержит нормы обязательного юридического применения для государственных и муниципальных заказчиков. В то время как контрольные органы в сфере закупок полностью ориентируются на данные Методические рекомендации при осуществлении проверок.

3) В Законе о контрактной системе установлен десяти процентный барьер от совокупного годового объема закупок для осуществления такой процедуры как запрос котировок. Однако следует отметить, что для небольших закупок в отдаленных населенных пунктах Заполярья и Крайнего Севера не у всех участников закупок (предпринимателей) имеется оформленная электронно-цифровая подпись для участия в электронных аукционах. При этом как раз для такой процедуры как запрос котировок наличие электронно-цифровой подписи в настоящее время не обязательно.

Кроме того не вполне оправдано и обоснованно наличие десяти процентного барьера для проведения запроса котировок.

4) В Законе о контрактной системе установлен ряд требований (документов) к предпринимателю, необходимых для допуска к участию в электронном аукционе. Вместе с тем, очень часто победителями становятся недобросовестные предприниматели в той или иной сфере.

Одной из причин этого является недостаточность требований к участнику закупки (предпринимателю) на стадии допуска к участию в электронном аукционе, например, такие как квалификация и опыт работы по предмету закупки.

5) В рамках реализации федеральных и региональных полномочий по приобретению жилья для детей сирот по Закону о контрактной системе возникает ряд проблем, а именно, с одной стороны, отсутствие электронной цифровой подписи у собственников жилых помещений и нежелание их получить, с другой стороны если участником закупки выступает индивидуальный предприниматель, то возникает коллизия при заключении и регистрации контракта на приобретение жилого помещения в органах юстиции, где стороной должен выступать собственник, при этом в закупках участвовал индивидуальный предприниматель.

6) В настоящее время законодательством о закупках (Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы») установлен срок размещения закупок не ранее чем через 10 дней со дня внесения изменения в план-график по конкретной закупке.

Однако, данный срок является слишком большим и не позволяет оперативно реагировать на нужды муниципалитетов в случае дополнительного выделения финансирования.

7) Кроме того, существует ряд проблем у других городов Заполярья и Крайнего Севера, например, город Магадан, говорит о неопределенности толкования части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе, в части понимания и практического применения терминологии «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности». А также существует проблема приобретения жилых помещений на вторичном рынке для обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в связи с исполнениями органами местного самоуправления отдельных переданных по этому вопросу государственных полномочий.

На основании изложенного в целях решения вышеуказанных проблем хочу предложить следующие изменения в законодательство о контрактной системе:

1) Установить льготы и преференции местным, региональным предпринимателям при участии в закупках на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг аналогичные льготам и преференциям, установленным в ст. 28-29 Закона о контрактной системе.

2) Установить обязательность применения «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 для государственных, муниципальных заказчиков при реализации Закона о контрактной системе.

3) Внести изменения в ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, отменив десятипроцентный барьер для осуществления закупки путем проведения запроса котировок, исключив следующие слова «При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.».

4) Дополнить ст. 31 Закона о контрактной системе частью 1.2 изложив в следующей редакции «Заказчик вправе установить требование о наличии у участника закупки квалификации и опыта работы по аналогичному предмету контракта при проведении электронного аукциона, в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей».

5) Дополнить часть 1 ст. 93 Закона о контрактной системе пунктом 44 изложив его в следующей редакции «заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений для детей сирот».

6) Внести изменения в часть 6 Приказа Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» изменив слова «десять» на «два».

7) Внести изменения в ч.4 ст. 15 Закона о контрактной системе, дополнив после слов «в объекты» словами «капитального строительства».

8) Дополнить часть 1 ст. 93 Закона о контрактной системе пунктом 44 изложив его в следующей редакции «заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений на вторичном рынке для обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в связи с исполнениями органами местного самоуправления отдельных переданных по этому вопросу государственных полномочий».

Предложить Президенту Союза городов Заполярья и Крайнего Севера И.Л. Шпектору:

— направить обращение в адрес Государственной Думы Российской Федерации, в котором от имени Союза городов Заполярья и Крайнего Севера показать, что правоприменение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ содержит в себе определенные проблемы и возможные пути их решения путем предложенных изменений законодательства о закупках.