Доклад Главы МО ЗАТО «Североморск» Абрамова А.П.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Кроме того, что я Глава муниципального образования ЗАТО г. Североморск, я также являюсь председателем Попечительского Совета некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» (далее – Фонд или региональный оператор).

За время существования Фонда в нашем регионе, а это 17 месяцев, мы прошли все ступени становления региональных операторов Российской Федерации.

В Программу капитального ремонта Мурманской области включено 5944 многоквартирных дома.

№ п/п Наименование К-во
1. Количество многоквартирных домов в Мурманской области

— по данным статистического сборника 2014г. (без домов блокированной застройки) —

 

 

 

7296

2. Количество многоквартирных домов, включенных в программу капремонта,

в том числе:

 

5944

 

— формируют фонд капремонта на своем специальном счете 166
— формируют фонд капремонта на специальном счете при региональном операторе  

154

— формируют фонд капремонта на счете регионального оператора 5624
3. Общая площадь многоквартирных домов в Мурманской области 22 161,07
4. Общая площадь многоквартирных домов, участвующих в региональной программе капремонта (в тыс. м2),

в том числе:

 

19 680,88

— в собственности жильцов 16 754,07
— в собственности муниципальных образований 2 926,81
5. Планируемый сбор взносов на капремонт по всем многоквартирным домам, включенным в программу за год в тыс. руб.,

в том числе:

 

701 791,68

За месяц,

в тыс. руб.

За год, в тыс. руб.
— деревянные многоквартирные дома 280,00 3 360,00
— прочие многоквартирные дома 58 202,64 698 431,68
6. Выделяется из областного бюджета на 2015 год, в тыс. руб.  

0,00

7. Итого средств на капремонт на 2015 год:  
При 100 % сборе, в тыс. руб. 701 791,68


В моем городе – ЗАТО Североморск, в программе капитального ремонта общего имущества участвует 443 многоквартирных дома.

Понятно, что, при создании системы региональных операторов и сейчас, когда Фонды приступили к выполнению своих непосредственных задач, есть ряд проблем, с которыми мы, да, наверное, и Вы, коллеги, столкнулись и они требуют незамедлительного решения.

О тех проблемах, которые можно и нужно решать в пределах региона, я говорить не буду – их надо решать четко и своевременно на местах.

Федеральный Закон принятый Государственной Думой и утвержденный Президентом Российской Федерации, независимо от сложности его реализации – должен работать.

На это были нацелены мы, при работе с дополнениями в Жилищный Кодекс РФ, которые дали толчок развития системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – системы региональных операторов (Фондов). Однако, детальное изучение вопроса так сказать изнутри вскрыло ряд проблем, на которых я хотел бы остановиться.

Проблемы федерального уровня

  1. Многое в работе Фонда зависит от информационной системы «Капитальный ремонт».

Минэнерго и ЖКХ Мурманской области в декабре 2013 года был проведен открытый аукцион в электронной форме на разработку информационно-аналитической системы по управлению программой капитального ремонта Мурманской области (далее — ИАС).

В соответствии с контрактом ИАС является «облачным решением» и размещается на серверах исполнителя, со сроком действия передаваемых прав до 31.12.2014.

Таким образом, продолжение ее использования в 2015 году требуется абонентская плата за счет средств областного бюджета, при этом необходимый Фонду модуль «Биллинг» в ИАС отсутствует.

По итогам рассмотрения данного вопроса, учитывая произошедшее снижение стоимости программного обеспечения, вызванное ростом конкуренции среди потенциальных поставщиков, а также необходимостью размещения программного обеспечения на собственных серверах, в целях автоматизации работы Фонда и обеспечения исполнения возложенных на него полномочий, по итогам анализа коммерческих предложений потенциальных исполнителей работ выиграло конкурс ООО «Технолоджисистем» г. Москва.

Учитывая социальную значимость обеспечения бесперебойной и качественной работы ГИС «Капитальный ремонт», потенциальные риски сбоев работы модуля «Биллинг» при отсутствии необходимых мощностей, требования к защите информации, а также в целях недопущения протестных настроений населения в связи с несвоевременным, либо неверным начислением платы на капитальный ремонт, было принято решение приобрести серверное оборудование для нужд Фонда.

То есть Вы видите, коллеги, как сложно и, главное, затратно решается этот вопрос.

Спрашивается, почему на уровне государства не была создана единая программа в рамках ГИС «ЖКХ России» по вопросам капитального ремонта? Все бы регионы работали в едином русле и это было бы значительно дешевле и внедрялось бы оперативнее.

  1. С момента принятия программы капитального ремонта (постановление Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП) Фонд проводит работу по выполнению функций «расчетного центра», т.е. оказывает услуги биллинга для собственников, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

При решении данного вопроса региональный оператор столкнулся со следующей проблемой:

В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и п. 2 ст. 8 Федерального закона № 122-ФЗ для органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения из «ФКП Росреестр» предоставляются на безвозмездной основе.

К сожалению, Жилищным Кодексом Российской Федерации Фонд не отнесен к органам государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому, при работе с филиалом «ФКП Росреестр» по Мурманской области нам приходится выступать как просто юридическое лицо, для которого установлен размер платы за предоставление сведений из ЕГРП.

Для получения всей базы собственников жилья — 325 000 запросов Фонду потребовалось бы 195,00 млн. рублей бюджетных средств.

Кроме этого, для ежемесячной актуализации базы собственников придется изыскивать средства в размере 4,00 млн. рублей.

  1. В настоящее время есть информация о переходе, при выборе подрядных организаций, от отбора в соответствии с Порядками, разработанными и утвержденными исполнительным органом государственной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сферах жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства к отбору по № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, обоснованные опасения вызывают положения, касающиеся процедуры контроля и размещения заказа.

В Законе не прописаны и четкие инструкции для конкурсной комиссии в случае выбора заказчиком открытой формы подачи заявок. Подача заявок в открытой форме, без запечатанных конвертов может привести к печальным последствиям.

Сужены права поставщика при подаче заявок. Четко указано, что прослеживать процедуру на всех этапах может лишь лицо, подавшее заявку.

Изменен порядок внесения и размер обеспечения заявок. Сумма, оплачиваемая поставщиком как гарантия надлежащего исполнения договора, переходит заказчику на срок от 12 до 24 месяцев. Это означает, что даже после выбора исполнителя, заключения с ним контракта и его полного выполнения у принимающей стороны есть законное право использовать деньги исполнителя по своему усмотрению.

Формальный контроль конкурсной комиссии. Отсутствие четких предписаний может привести к низкому качеству поставляемых услуг и товаров.

Переход в комиссионном отборе подрядных организаций на Закон о федеральной контрактной системе привнесет с собой много нововведений, которые могут пагубно отразиться на прежнем порядке. Большое количество пробелов в нормах, важных для создания крепкой структуры контроля, с большой долей вероятности приведет к снижению интереса участников или новому всплеску коррупции.

Предложения в резолюцию:

  1. Внести дополнение в федеральные Законы об отнесении региональных операторов к органам государственной власти или приравнять к ним в вопросе предоставления данных из ФГБУ «ФКП Росреестр», тем более, что Фонд является оператором персональных данных и зарегистрирован в Роскомнадзоре.
  2. Внести предложение по отмене банковской комиссии с плательщиков (собственников жилья) взносов за капитальный ремонт (хотя бы для банков с государственным участием).
  3. Отменить госпошлины для Фондов — региональных операторов, при взыскании задолженностей по уплате взносов на капитальный ремонт, а также более четко определить порядок взыскания задолженности и ужесточить меры наказания.
  4. Выпускать ежеквартальный бюллетень для городов Севера с целью обмена опытом в вопросах капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. (Это позволило бы использовать опыт работы всех служб региональных операторов, например, юридические отделы Фондов обменивались опытом по истребованию взносов на капитальный ремонт и пеней с неплательщиков. Дало бы возможность ориентироваться на уровень минимальных взносов на капитальный ремонт общего имущества, использованию и внедрению новых энергоэффективных технологий в сфере капремонта МКД, обогатить практику, организацию и проведение технического надзора, при выполнении ремонтных работ, более широко распространить опыт работы с собственниками жилья, по проведению собраний, участию в управлении МКД, контролю за качеством производства работ).

В заключение хочу выразить слова благодарности за предоставленную возможность выступить перед Вашей аудиторией, поделиться своими проблемами, обменяться мнениями. При этом нам предстоит огромная работа для того, чтобы сделать наши города чистыми, уютными, приспособленными к жизни людей на Севере.