Решение XXXV Съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера

Город НАРЬЯН-МАР, 13 марта 2015 г.

«О проблемах формирования и реализации краткосрочных планов региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов»

Заслушав доклады мэра городского округа «Стрежевой», члена Правления Союза В.М.Харахорина и Главы ЗАТО «Город Североморск», члена ревкомиссии   Союза А.П.Абрамова, информации, и обсудив их, съезд отмечает:

функционирование системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в городах и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является важнейшим условием для развития и социальной стабильности в регионах.

Реализация капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов   на Севере характеризуется наличием ряда проблем, характерных для системы в целом и усугубленных действием специфических «северных факторов». При организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на Севере недостаточно учитываются такие факторы как суровый климат, большая протяженность территорий, экономическая неосвоенность многих регионов, транспортная доступность, не проведение комплексного ремонта жилых домов и многие другие факторы, свойственные Крайнему Северу. Недостаточная правовая проработка взаимоотношений муниципальных образований, региональных операторов, владельцев специальных счетов для учета взносов на капитальный ремонт, управляющих компаний и ТСЖ не позволяет органам местного самоуправления эффективно влиять на сокращение объемов недоремонта жилищного фонда и сдерживать социальное напряжение в обществе. Учитывая вышеизложенное,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

Направить предложения, которые позволят упростить взаимоотношения органов местного самоуправления, региональных операторов, владельцев специальных счетов при формировании и реализации краткосрочных планов региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов:

  1. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Продлить финансирование программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен и включенных в региональные программы капитального ремонта, на условиях софинансирования с Фондом содействия реформированию ЖКХ на период до 2020 года. Установить уровень софинансирования Фонда на эти цели не менее 50% от стоимости ремонтных работ. Внести соответствующие дополнения в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

1.2. Внести дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ):

1.2.1. пересмотреть функционал регионального оператора, установленный статьями 180 и 182 ЖК РФ. Установить возможность передачи управляющим организациям и ТСЖ вопросов по начислению взносов, сбору платежей, работе с населением и с должниками, а также функций технического заказчика работ.

1.2.2. Исключить требования части 1 статьи 181 ЖК РФ о необходимости заключения договора для всех собственников с региональным оператором. Уточнить формулировку частей 1, 2 и 3 статьи 181 ЖК РФ, изложив ее следующей редакции:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании решения общего собрания, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества на общий счет регионального оператора, указанный в платежном документе на уплату таких взносов.

  1. Собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязан вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязан обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.
  2. В случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, уведомление о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.».

1.2.3. Уточнить часть 2 Статьи 178 Жилищного кодекса РФ Правовое положение регионального оператора, дополнив ее следующим образом: «2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. В случае создания регионального оператора на территории одного муниципального образования Законом субъекта РФ полномочия по созданию и организации работы такого регионального оператора могут быть переданы на муниципальный уровень.»

1.2.4. Разработать порядок организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и порядок использования средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, собственники которых выбрали специальные счета для накопления взносов, дополнив соответствующим образом статью 189 ЖК РФ. (Уточнить, кто осуществляет функции технического заказчика, в каком порядке выбирается подрядчик для исполнения работ, кто согласовывает и принимает работы после ремонта).

1.2.5. Уточнить формулировку частей 3 стати 168 ЖК РФ, в части определения очередности: «3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, определяется органами местного самоуправления исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. Такие критерии могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта».

1.2.6. Уточнить формулировку части 1 статьи 149 ЖК РФ, изложив ее в следующей редакции: «1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества собственников жилья в многоквартирном доме с количеством квартир более 16 обязан иметь квалификационный аттестат, полученный в соответствии с требованиями статьи 192 настоящего кодекса. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно».

1.3. В целях устранения социальной несправедливости в отношении инвалидов при установлении льготы по оплате жилого помещения необходимо внести изменение в статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части предоставления льготы на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда не ниже 50 процентов от стоимости услуг по оплате жилого помещения.

  1. В Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации:

2.1. Разработать технический регламент, в котором достаточно подробно прописать, что включает в себя тот или иной вид капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, какие материалы лучше использовать, чтобы модернизировать дома, какие документы должны служить обоснованием объемов работ,

2.2. Разработать методические рекомендации по расчету предельной стоимости работ по капитальному ремонту для каждого субъекта

  1. Поручить Президенту Союза городов Заполярья и Крайнего Севера И.Л.Шпектору:

3.1. Направить настоящее решение с пояснительной запиской (приложение) в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3.2. Направить от имени Съезда обращение в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой:

— продлить финансирование программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен, не признанных в установленном порядке аварийными и включенных в региональные программы капитального ремонта, на условиях софинансирования с Фондом содействия реформированию ЖКХ на период до 2020 года.

А также поручить Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации:

— разработать технический регламент, в котором достаточно подробно прописать, что включает в себя тот или иной вид капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, какие материалы лучше использовать, чтобы модернизировать дома, какие документы должны служить обоснованием объемов работ.

— разработать методические рекомендации по расчету предельной стоимости работ по капитальному ремонту для каждого субъекта.

Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера,

Председатель комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной Палаты РФ

 

И.Шпектор

Приложение

Пояснительная записка

Данная пояснительная записка является приложением к решению ХХХV Съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, который проходил 12-14 марта 2015 года в городе Нарьян-Мар по вопросу «О проблемах формирования и реализации краткосрочных планов региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов» и раскрывает связанные с этим проблемные для муниципальных образований вопросы применения отдельных норм Жилищного Кодекса РФ.

  • Дефицит средств в региональных и местных бюджетах, а также их недостаток на счетах региональных операторов и специальных счетах, высокая стоимость кредитных ресурсов и невысокий уровень платежеспособности населения не позволяют в настоящее время обеспечить своевременно проведение капитального ремонта общего имущества всех многоквартирных домов, нуждающихся в немедленном проведении ремонта. Более, чем в половине многоквартирных домов, включенных в региональные программы еще ни разу не проводился капитальный ремонт в рамках адресных программ, а в тех, которые участвовали по одному из видов ремонта, нормативные межремонтные сроки эксплуатации большинства конструктивов также истекли и нуждаются в ремонте. В целях максимального сокращения и недопущения роста объемов недоремонта многоквартирного жилищного фонда в дальнейшем необходимо продлить финансирование программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения на условиях софинансирования с Фондом содействия реформированию ЖКХ на период до 2020 года. Увеличить лимиты для субъектов Российской Федерации для целей проведения капитального ремонта многоквартирных домов и установить уровень софинансирования Фонда на эти цели не менее 50% от стоимости ремонтных работ. Внести соответствующие дополнения в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

1.2. Большая протяженность территорий, невысокая плотность населения, экономическая неосвоенность многих северных регионов страны, неразвитость транспортной инфраструктуры и многие другие факторы усиливают недостатки правовой проработки взаимоотношений муниципальных образований, региональных операторов, владельцев специальных счетов для учета взносов на капитальный ремонт, управляющих компаний и ТСЖ. Такое положение дел, в конечном счете, не позволяет органам местного самоуправления эффективно влиять на процессы роста недоремонта жилищного фонда и сдерживать социальное напряжение в обществе, связанное с вопросами неудовлетворительного состояния жилья, оперативность сбора и использования взносов на капитальный ремонт, продуктивность и качество ремонта. На регионального оператора возложены непосильные полномочия, которые ему реально трудно реализовывать, находясь на значительном удалении от муниципалитетов. Дефицит средств региональных бюджетов не позволяет большинству регионов иметь на территориях сразу несколько операторов. Кроме того, в сложившейся системе капитального ремонта максимально минимизировано участие управляющих организаций в проведении капитального ремонта, хотя они несут административную ответственность за состояние вверенного им фонда. Необходимо уточнить, что очередность проведения капитального ремонта определяется муниципалитетами исходя из критериев, установленных Субъектом РФ. Недостаточно урегулированы вопросы организации ремонта для домов, учитывающих взносы на специальных счетах. Хотелось бы, чтобы деньги собственников расходовались эффективно и чтобы люди, ответственные за содержание домов в ТСЖ имели минимальные знания, необходимые для обеспечения нормальной работы такого сложного объекта как многоквартирный дом.

В этой связи предлагается от имени Союза городов Заполярья и Крайнего Севера внести следующие дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ):

1.2.1. Пересмотреть функционал регионального оператора, установленный статьями 180 и 182 ЖК РФ. Установить возможность передачи управляющим организациям и ТСЖ вопросов по начислению взносов, сбору платежей, работе с населением и с должниками, а также функций технического заказчика работ.

 

1.2.2. Исключить требования части 1 статьи 181 ЖК РФ о необходимости заключения договора для всех собственников с региональным оператором. Уточнить формулировку частей 1, 2 и 3 статьи 181 ЖК РФ, изложив ее следующей редакции:

 

Реквизит Действующая редакция Предлагаемая редакция
Часть 1 статьи 181 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. 1. Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании решения общего собрания, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества на общий счет регионального оператора, указанный в платежном документе на уплату таких взносов.
Часть 2 статьи 181 По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта. Собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязан вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязан обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта
Часть 3 статьи 181 В случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме В случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, уведомление о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме

1.2.3. Разработать порядок организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и порядок использования средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, собственники которых выбрали специальные счета для накопления взносов, дополнив соответствующим образом статью 189 ЖК РФ. (Уточнить, кто осуществляет функции технического заказчика, в каком порядке выбирается подрядчик для исполнения работ, кто согласовывает и принимает работы после ремонта).

 

1.2.4. Уточнить часть 2 Статьи 178 Жилищного кодекса РФ «Правовое положение регионального оператора», дополнив ее следующим образом:

 

Реквизит Действующая редакция Предлагаемая редакция
Часть 21 статьи 178 2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации

 

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. В случае создания регионального оператора на территории одного муниципального образования Законом субъекта РФ полномочия по созданию и организации работы такого регионального оператора могут быть переданы   на муниципальный уровень

1.2.5. Уточнить формулировку частей 3 стати 168 ЖК РФ, в части определения очередности проведения ремонта:

 

Реквизит Действующая редакция Предлагаемая редакция
Часть 21 статьи 178 3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

 

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, определяется органами местного самоуправления при формировании краткосрочных планов капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. Такие критерии могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта

1.2.6. Уточнить формулировку части 1 статьи 149 ЖК РФ, изложив ее в следующей редакции:

Реквизит Действующая редакция Предлагаемая редакция
Часть 1 статьи 149 1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

 

1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества собственников жилья в многоквартирном доме с количеством квартир более 16 обязан иметь квалификационный аттестат, полученный в соответствии с требованиями статьи 192 настоящего кодекса. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно».
  • В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется льгота не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирных домах включены: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе услуги и работы по управлению многоквартирным домом, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взносы на капитальный ремонт. Таким образом, инвалидам, которые являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, не предоставляется льгота на оплату жилого помещения. Данная категория граждан является единственной, которой не установлена мера социальной поддержки (льгота) по оплате взноса на капремонт из всех категорий, получающих социальную поддержку по оплате жилого помещения.

В целях устранения социальной несправедливости в отношении инвалидов при установлении льготы по оплате жилого помещения необходимо внести изменение в статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части предоставления инвалидам льготы на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда не ниже 50 процентов от стоимости услуг по оплате жилого помещения.