По результатам проведенного анализа предложений и замечаний муниципальных образований, бизнес-сообщества к проекту ФЗ «О государственно-частном партнерстве» предлагается  следующее:

  1. По тексту проекта федерального закона слова «государственно-частное партнерство» целесообразно заменить словами «публично-частное партнерство» в соответствующем падеже.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно пункту 6 статьи 2 представленного законопроекта, а также во взаимосвязи с понятием «публичные услуги» (часть 8 статьи 2 Проекта) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти выступают субъектами (в том числе и акторами) указанного типа взаимоотношений и определены как «публичный партнер».

  1. В проекте федерального закона необходимо четко разграничить сферы действия концессионного законодательства и законодательства о государственно-частном партнерстве, концессионной и неконцессионных форм государственно-частном партнерстве, во избежание неоднозначного толкования.
  2. Понятие «публичные услуги» (часть 8 статьи 2 законопроекта) уточнить разъяснением о деятельности, включающей в себя решение вопросов местного значения, реализацию прав по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
  3. Часть 3 статьи 3 проекта федерального закона целесообразно изложить в следующей редакции:

«3. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования регулируют порядок своего участия и взаимодействия сторон в государственно-частных партнерствах в пределах своих полномочий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Порядок участия муниципального образования и взаимодействия сторон в муниципально-частных партнерствах определяют представительные органы местного самоуправления».

  1. Учитывая временной характер государственно-частного партнерства, предоставление со стороны публичного партнера частному партнеру земельного(-ых) участка(-ов), иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в собственности публичного партнера, необходимого для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, в собственность (пункт 1 части 1 статьи 5 Проекта), нецелесообразно, поскольку факт заключения соглашения о партнерстве может стать поводом для получения в собственность объектов недвижимости из корыстных побуждений частного партнера.
  2. Пункт 4 части 1 статьи 6 проекта федерального закона исключить, поскольку в соответствии с пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы в области обороны и безопасности относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
  3. В пункте 11 части 1 статьи 6 законопроекта формулировка «иные объекты» устанавливает открытый перечень объектов соглашения, следовательно, содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 9.
  4. По тем же основаниям в части 7 статьи 8 Проекта формулировка «… действующими нормативными правовыми актами… » подразумевает широкий круг нормативно-правовых актов, регламентирующих заключение соглашений без проведения конкурсных процедур.
  5. Аналогичным образом в части 3 статьи 9 проекта федерального закона следует определить закрытый перечень случаев заключения соглашений без проведения конкурсных процедур.
  6. В части 6 статьи 7 законопроекта слова «за исключением случая, если переход прав и обязанностей осуществляется после ввода в эксплуатацию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве» необходимо исключить, поскольку частью 4 статьи 5 Проекта установлено, что одной из функций частного партнера может быть техническое обслуживание и эксплуатация объекта.
  7. В пункте 4 части 3 статьи 8, пункте 5 части 5 статьи 12 проекта федерального закона слова «орган местного самоуправления» следует заменить словами «уполномоченный органом местного самоуправления» в соответствующем падеже.
  8. Пункты 4, 5, 7, 8 части 6 статьи 8 законопроекта необходимо дополнить словами «в случае проведения конкурса».
  9. Абзац первый пункта 3 части 2 статьи 9 Проекта предлагается изложить в следующей редакции:

«Исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления для проектов государственно-частного партнерства, стороной в которых выступает муниципальное образование.».

  1. Формулировки пункта 21 части 2 статьи 10 и пункта 4 части 3 статьи 10 законопроекта привести к единообразию в изложении.
  2. Пункт 3 части 3 статьи 10 проекта федерального закона целесообразно дополнить словами «по вине публичного партнера».
  3. Часть 1 статьи 12 законопроекта следует дополнить абзацем следующего содержания:

«Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления (в рамках действующего порядка участия муниципального образования и взаимодействия сторон в муниципально-частных партнерствах).».

  1. В части 4 статьи 12 проекта федерального закона целесообразно определить, что замена частного партнера может быть осуществлена на основании решения исполнительного органа власти.

Таким образом, в указанной части слова «главой муниципального образования» предлагается заменить словами «исполнительного органа власти» или «уполномоченного органа власти» в случае соответствующей редакции  части 6 статьи 2, где «Публичный партнер – … муниципальные образования в лице уполномоченного органа исполнительно-распорядительной власти).

  1. В статье 14 законопроекта следует предусмотреть положение об ответственности частного партнера в качестве обязательного условия соглашения о государственно-частном партнерстве.
  2. В части 5 статьи 14 Проекта слова «главой муниципального образования» целесообразно заменить словами «исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления».