Аналитическая записка

Необходимость существования в составе Совета Федерации самостоятельного комитета, занимающегося вопросами Севера, вызвана не только геополитическим значением северных территорий, их ролью в экономическом развитии и обеспечении безопасности Российской Федерации, а, прежде всего, ярко выраженными специфическими особенностями Севера, обусловленными природно-климатическими, географическими, экологическими, этническими и иными факторами.

Эти особенности влияют на все стороны общественных отношений, должны изучаться и учитываться во всех направлениях законодательства – в экономической, социальной политике, трудовых отношениях, налогообложении, бюджетных вопросах, образовании, пенсионном и социальном обеспечении, природопользовании, организации местного самоуправления и многих других вопросах. К этому можно добавить узко специфическое направление национальной политики – обеспечение конституционных прав уникального этноса – коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Причем все эти вопросы должны рассматриваться комплексно.

В Совете Федерации направления деятельности комитетов определены по направлениям законодательства. Перечень, и самое главное – разносторонность проблем, которыми необходимо заниматься «северному» комитету, шире, чем вопросы ведения любого другого комитета Совета Федерации.

По мнению органов государственной власти и органов местного самоуправления северных регионов и их объединений, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в целом отвечал указанным требованиям.

Прошедшие три сессионных периода со времени объединения комитетов Совета Федерации показали, что равноценной  замены не произошло.

1. В Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике местному самоуправлению и делам Севера (далее по тексту – новый Комитет) северные проблемы не выделены в отдельное самостоятельное направление работы. Комитет занимается вопросами всех субъектов Российской Федерации и особенности северных регионов, которых менее трети от всех субъектов Российской Федерации, растворяются в общероссийских региональных проблемах.

Поэтому в общественно-политической жизни и межпарламентских отношениях новый Комитет в части северной проблематики проявляется  гораздо менее активно, чем ранее Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов.

2. Многие вопросы, которыми занимался Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, не входят в вопросы ведения нового Комитета. Поэтому системной работы в отношении северных территорий по этим направлениям практически не ведется. Это в значительной степени касается вопросов экономической политики, налогообложения, бюджетных отношений, пенсионного и социального обеспечения и ряда других.

В результате нарушается комплексность работы по изучению и законодательному обеспечению жизнеобеспечения и социально-экономического развития северных территорий.

3. За последние несколько лет существования Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов был последовательно проведен комплекс парламентских мероприятий практически по всем основным направлениям реализации социальной политики в районах Севера, по многим вопросам охраны окружающей среды, природопользования, экономических отношений и т.д.

В настоящее время число парламентских мероприятий по северной проблематике в значительной степени уменьшилось.

4. Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов активно использовал форму выездных мероприятий в субъектах Российской Федерации. Они были проведены во всех субъектах Российской Федерации, территория которых отнесена к районам Крайнего Севера.

У нового Комитета такой возможности нет, поскольку по-прежнему комитет имеет право провести одно выездное мероприятие за период сессии.

5. Значительно уменьшился объем аналитической работы по проблемам Севера. В том числе новый Комитет отказался от подготовки аналитического материала по итогам года по социально-экономическому положению и бюджетным отношениям в субъектах Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, который разрабатывался более 10 лет.

6. Каждое полугодие Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов выпускал научно-информационный бюллетень «Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации». В 2012 году вышел только один выпуск и неясна дальнейшая судьба этого бюллетеня.

7. В северных регионах, в научных и общественных кругах был востребован официальный Интернет-сайт Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. На его страницах публиковались не только материалы о деятельности комитета или подготовленные комитетом, но и обширные материалы, документы, статьи о жизни и проблемах северных территорий.

Сайт нового Комитета такой информации не содержит, его информационная насыщенность невелика, а материалов по «северной» проблематике почти нет. Кроме того, сайт малоизвестен и малодоступен.

8. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов первый среди комитетов Совета Федерации начал проводить интернет-конференции. Фактически постоянно на сайте комитета проходили интернет-конференции по самым актуальным проблемам жизнеобеспечения и развития северных территорий.

В период весенней сессии 2012 года на сайте нового Комитета было проведено две интернет-конференции по северной тематике, и больше они не проводятся.

9. В последние годы большое внимание уделяется государственной политике России в Арктике, социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации и их законодательному обеспечению. Судя по планам работы, для нового Комитета эти вопросы не являются приоритетными.