О Комитете по Северу в СФ

Аналитическая записка

Необходимость существования в составе Совета Федерации самостоятельного комитета, занимающегося вопросами Севера, вызвана не только геополитическим значением северных территорий, их ролью в экономическом развитии и обеспечении безопасности Российской Федерации, а, прежде всего, ярко выраженными специфическими особенностями Севера, обусловленными природно-климатическими, географическими, экологическими, этническими и иными факторами.

Эти особенности влияют на все стороны общественных отношений, должны изучаться и учитываться во всех направлениях законодательства – в экономической, социальной политике, трудовых отношениях, налогообложении, бюджетных вопросах, образовании, пенсионном и социальном обеспечении, природопользовании, организации местного самоуправления и многих других вопросах. К этому можно добавить узко специфическое направление национальной политики – обеспечение конституционных прав уникального этноса – коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Причем все эти вопросы должны рассматриваться комплексно.

В Совете Федерации направления деятельности комитетов определены по направлениям законодательства. Перечень, и самое главное – разносторонность проблем, которыми необходимо заниматься «северному» комитету, шире, чем вопросы ведения любого другого комитета Совета Федерации.

По мнению органов государственной власти и органов местного самоуправления северных регионов и их объединений, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в целом отвечал указанным требованиям.

Прошедшие три сессионных периода со времени объединения комитетов Совета Федерации показали, что равноценной  замены не произошло.

1. В Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике местному самоуправлению и делам Севера (далее по тексту – новый Комитет) северные проблемы не выделены в отдельное самостоятельное направление работы. Комитет занимается вопросами всех субъектов Российской Федерации и особенности северных регионов, которых менее трети от всех субъектов Российской Федерации, растворяются в общероссийских региональных проблемах.

Поэтому в общественно-политической жизни и межпарламентских отношениях новый Комитет в части северной проблематики проявляется  гораздо менее активно, чем ранее Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов.

2. Многие вопросы, которыми занимался Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, не входят в вопросы ведения нового Комитета. Поэтому системной работы в отношении северных территорий по этим направлениям практически не ведется. Это в значительной степени касается вопросов экономической политики, налогообложения, бюджетных отношений, пенсионного и социального обеспечения и ряда других.

В результате нарушается комплексность работы по изучению и законодательному обеспечению жизнеобеспечения и социально-экономического развития северных территорий.

3. За последние несколько лет существования Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов был последовательно проведен комплекс парламентских мероприятий практически по всем основным направлениям реализации социальной политики в районах Севера, по многим вопросам охраны окружающей среды, природопользования, экономических отношений и т.д.

В настоящее время число парламентских мероприятий по северной проблематике в значительной степени уменьшилось.

4. Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов активно использовал форму выездных мероприятий в субъектах Российской Федерации. Они были проведены во всех субъектах Российской Федерации, территория которых отнесена к районам Крайнего Севера.

У нового Комитета такой возможности нет, поскольку по-прежнему комитет имеет право провести одно выездное мероприятие за период сессии.

5. Значительно уменьшился объем аналитической работы по проблемам Севера. В том числе новый Комитет отказался от подготовки аналитического материала по итогам года по социально-экономическому положению и бюджетным отношениям в субъектах Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, который разрабатывался более 10 лет.

6. Каждое полугодие Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов выпускал научно-информационный бюллетень «Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации». В 2012 году вышел только один выпуск и неясна дальнейшая судьба этого бюллетеня.

7. В северных регионах, в научных и общественных кругах был востребован официальный Интернет-сайт Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. На его страницах публиковались не только материалы о деятельности комитета или подготовленные комитетом, но и обширные материалы, документы, статьи о жизни и проблемах северных территорий.

Сайт нового Комитета такой информации не содержит, его информационная насыщенность невелика, а материалов по «северной» проблематике почти нет. Кроме того, сайт малоизвестен и малодоступен.

8. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов первый среди комитетов Совета Федерации начал проводить интернет-конференции. Фактически постоянно на сайте комитета проходили интернет-конференции по самым актуальным проблемам жизнеобеспечения и развития северных территорий.

В период весенней сессии 2012 года на сайте нового Комитета было проведено две интернет-конференции по северной тематике, и больше они не проводятся.

9. В последние годы большое внимание уделяется государственной политике России в Арктике, социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации и их законодательному обеспечению. Судя по планам работы, для нового Комитета эти вопросы не являются приоритетными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.