XXXIII съезд Союза городов

Заполярья и Крайнего Севера

Доклад главы администрации МО ГО «Сыктывкар»

на заседании Союза городов Заполярья и Крайнего Севера по теме «Разграничение полномочий между уровнями власти, проблемы обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления на примере города Сыктывкара».

г.Норильск Июль 2013 года

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Одной из предложенных городом Сыктывкар тем для обсуждения на съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера является очень важный для всех муниципалитетов вопрос — разграничение полномочий между уровнями власти и проблемы обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления.

На протяжении последних лет в России принимаются активные меры по оптимизации полномочий различных уровней публичной власти, но отсутствие баланса в межбюджетных отношениях сохраняется до настоящего времени.

СЛАЙД 2

Для анализа сложившейся ситуации по данному вопросу мы предложили подготовить соответствующую информацию городским округам Союза. Хочется поблагодарить все муниципалитеты, откликнувшиеся на нашу просьбу.

Согласно представленным данным перечень делегированных полномочий муниципалитетов очень широкий и колеблется от 9 до 40. Несвойственных полномочий выполняемых муниципальными образованиями тоже не мало. В раздаточном материале представлен анализ сложившейся ситуации.

Как видим, данный предмет разговора сложный, без поддержки государства его решить просто невозможно.

СЛАЙД 3

Чтобы более детально говорить о проблемах города Сыктывкара в части обеспечения расходных обязательств, приведу краткую характеристику города.

Сыктывкар основан в 1780 году по Указу Екатерины II, является административным центром Республики Коми. Общая площадь города 152 кв.км. Численность постоянного населения составляет 29% населения республики Коми (256,1 тысяч жителей).

СЛАЙД 4

Бюджет города, как и бюджеты основной массы городов Заполярья и Крайнего Севера *– дефицитный. Общий объем доходов бюджета города на 2013 год составляет более 5 млрд рублей, при расходах6 млрд рублей. Для сравнения — бюджет Сыктывкара составляет около 10% консолидированного бюджета Республики Коми, и чуть больше бюджетов двух городов Республики Коми – Воркуты и Инты.

Кроме того, бюджет дотационный, объем межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов составляет более 30%. Что накладывает определенные ограничения согласно статье 136 Бюджетного кодекса.

СЛАЙД 5

Наибольшая доля средств бюджета — 70% предусмотрена на обеспечение решения текущих расходов в социально-культурной сфере, пятая часть расходов бюджета направлена на производственную сферу.

Однако фактически произведенные расходы местных бюджетов не отражают реальные потребности органов местного самоуправления, в финансовом обеспечении возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, так как приходится финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу.

В этом году исполняется десять лет закону, призванному разграничить полномочия между уровнями власти и типами муниципальных образований и изменить принцип определения вопросов местного значения: связать полномочия с видами бюджетных услуг, а не с видами собственности.

СЛАЙД 6

Переход на новые принципы был непростым, но в результате деятельности муниципалитеты до сих пор сталкиваются с проблемами необеспеченности новых обязательств источниками доходов, нечетким и непоследовательным описанием содержания и объема полномочий, пересечением обязательств органов власти разных уровней, ростом числа государственных полномочий и другими.

Количество вопросов местного значения городских округов выросло за период действия Федерального закона №131-ФЗ в 1,6 раза (с 27-ми до 44-х). В перечень полномочий муниципалитетов включены вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, мероприятия по гражданской обороне, мобилизационной подготовке.

Показать дальше...