Доклад на тему «Предложения в проект Федерального закона
«Об Арктической зоне РФ»

Слайд 1
На прошлогоднем Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера мы обсуждали вопросы государственно-частного партнерства. Сегодня, как мы знаем, проект Федерального закона о государственно-частном партнерстве принят в первом чтении Государственной думой.

Законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Принят Госдумой в первом чтении 26 апреля 2013 года

В этом году Министерство регионального развития Российской Федерации представило проект Федерального закона «Об Арктической зоне», который вызвал неоднозначную реакцию общественности и экспертов. Высказанные замечания показали, что проект не затронул наиболее актуальные вопросы для северных территорий.

Слайд 2
Безусловно, принятие закона об Арктической зоне назрело давно. Еще в 1998 году Советом Федерации был подготовлен и внесен в Государственную Думу проект, который, однако, так и не был принят.
И вот спустя 15 лет вновь предпринята попытка выделить и урегулировать правовое положение Арктической зоны.

Важность данного шага подчеркивает утвержденная в феврале 2013 года Президентом Российской Федерации Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Необходимость выделения Арктической зоны в отдельный объект правового регулирования для нас, северян, является очевидной. Территория России настолько велика, что у отдельных регионов и муниципальных образований есть потребности, которые требуют особого, индивидуального подхода.

Слайд 3
Северные территории – яркое тому подтверждение. Сложные климатические условия, транспортная удаленность, сложившийся образ жизни северян требуют к себе особого подхода.

К сожалению, законопроект, представленный Министерством регионального развития, мало отличается от своего предшественника, предложенного в 1998 году. Не отвечает потребностям Севера и не учитывает его специфику.
Многие из нас представили предложения и замечания в Минрегион. Не буду повторяться и детально анализировать представленный законопроект, очевидно, что к моменту внесения в Госдуму он будет значительно изменен. Поэтому, в своем докладе хочу обратить ваше внимание на наиболее острые, на мой взгляд, проблемы, которые требуют законодательного урегулирования.

Слайд 4
Одним из приоритетов государственной политики в Арктической зоне в Стратегии обозначено обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

В проекте закона это направление, на мой взгляд, недостаточно урегулировано: обеспечению обороны и безопасности посвящена только одна статья. Но и она представляется достаточно «сырой». К примеру, в ней указано, что меры по защите Арктической зоны принимаются в соответствии с ее статусом. За определением статуса проект закона отправляет нас к Конституции Российской Федерации, международным договорам и иному законодательству Российской Федерации. Замечу, что ни в Конституции, ни в международных договорах Российской Федерации правовой статус Арктической зоны не определен, и данная перспектива представляется сомнительной, так как заключение международного договора в отношении арктической зоны России затронет суверенитет страны.

Вместе с тем определение статуса и границ Арктической зоны представляется основой ее правового регулирования. И определить данный статус и границы может, на мой взгляд, только федеральный законодатель.

Но вернемся к охране территории Арктической зоны. На слайде представлена территория Арктической зоны, предложенная Минрегионом в первой редакции проекта. Следует заметить, что эта территория совпадает с границей, определенной проектом 98 года. Вопрос охраны указанной территории представляется наиболее острым, так как в российской Арктике имеются не только значительные залежи полезных ископаемых, запасы пресной воды, но и расположены стратегические предприятия. Кроме того, территория предполагаемой Арктической зоны РФ на всей своей протяженности имеет прямой выход к морю.

Одним из путей решения проблемы может стать законодательное установление на территории Арктической зоны пограничного режима. В настоящее время пограничная зона Российской Федерации определена приказами ФСБ и проходит вдоль береговой линии северной части страны. Как правило, это территории с крайне низкой плотностью населения, в отсутствие городов и поселков. Это обстоятельство не позволяет организовать оптимальный контроль пересечения государственной границы со стороны моря.

В СССР, к примеру, пограничная зона была установлена в пределах территорий района, города, поселка или сельсовета, прилегающих к государственной границе или к охраняемому пограничными войсками побережью моря. Таким образом, режим пограничной зоны СССР распространялся на все северное побережье, включая и удаленные от морского берега города, например, Норильск.

Впоследствии, Законом РФ «О государственной границе РФ» было определено, что пределы пограничной зоны определяются решениями уполномоченных федеральных органов, и в ряде населенных пунктов пограничный режим был отменен.

Показать дальше...


Слайд 16
Подводя итог вышесказанному, хочу предложить следующее.

  1. Предусмотреть законодательством Российской Федерации нормы, устанавливающие на всей территории Арктической зоны пограничный режим.
  2. Дополнить законодательство Российской Федерации нормами, закрепляющими софинансирование из федерального бюджета строительства арендного жилья на северных территориях.
  3. Предусмотреть возможность субсидирования из бюджета ипотечного кредита/займа гражданам, заключившим договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, либо заключившим договор на покупку жилья в новостройках на территории Арктической зоны, в размере не менее 50 процентов.
  4. Отменить обязательные торги земельных участков под коммерческое жилищное строительство на территории Арктической зоны.
  5. Помимо прочего возможно создание Государственной корпорации, целью которой будет осуществление жилищного строительства на территории Арктической зоны.

Подобные меры окажут существенное влияние на развитие Арктической зоны, позволят превратить наиболее крупные города в форпосты для дальнейшего исследования и освоения Арктики.