Доклад на тему «Предложения в проект Федерального закона
«Об Арктической зоне РФ»
Слайд 1
На прошлогоднем Съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера мы обсуждали вопросы государственно-частного партнерства. Сегодня, как мы знаем, проект Федерального закона о государственно-частном партнерстве принят в первом чтении Государственной думой.
Законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Принят Госдумой в первом чтении 26 апреля 2013 года
В этом году Министерство регионального развития Российской Федерации представило проект Федерального закона «Об Арктической зоне», который вызвал неоднозначную реакцию общественности и экспертов. Высказанные замечания показали, что проект не затронул наиболее актуальные вопросы для северных территорий.
Слайд 2
Безусловно, принятие закона об Арктической зоне назрело давно. Еще в 1998 году Советом Федерации был подготовлен и внесен в Государственную Думу проект, который, однако, так и не был принят.
И вот спустя 15 лет вновь предпринята попытка выделить и урегулировать правовое положение Арктической зоны.
Важность данного шага подчеркивает утвержденная в феврале 2013 года Президентом Российской Федерации Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Необходимость выделения Арктической зоны в отдельный объект правового регулирования для нас, северян, является очевидной. Территория России настолько велика, что у отдельных регионов и муниципальных образований есть потребности, которые требуют особого, индивидуального подхода.
Слайд 3
Северные территории – яркое тому подтверждение. Сложные климатические условия, транспортная удаленность, сложившийся образ жизни северян требуют к себе особого подхода.
К сожалению, законопроект, представленный Министерством регионального развития, мало отличается от своего предшественника, предложенного в 1998 году. Не отвечает потребностям Севера и не учитывает его специфику.
Многие из нас представили предложения и замечания в Минрегион. Не буду повторяться и детально анализировать представленный законопроект, очевидно, что к моменту внесения в Госдуму он будет значительно изменен. Поэтому, в своем докладе хочу обратить ваше внимание на наиболее острые, на мой взгляд, проблемы, которые требуют законодательного урегулирования.
Слайд 4
Одним из приоритетов государственной политики в Арктической зоне в Стратегии обозначено обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.
В проекте закона это направление, на мой взгляд, недостаточно урегулировано: обеспечению обороны и безопасности посвящена только одна статья. Но и она представляется достаточно «сырой». К примеру, в ней указано, что меры по защите Арктической зоны принимаются в соответствии с ее статусом. За определением статуса проект закона отправляет нас к Конституции Российской Федерации, международным договорам и иному законодательству Российской Федерации. Замечу, что ни в Конституции, ни в международных договорах Российской Федерации правовой статус Арктической зоны не определен, и данная перспектива представляется сомнительной, так как заключение международного договора в отношении арктической зоны России затронет суверенитет страны.
Вместе с тем определение статуса и границ Арктической зоны представляется основой ее правового регулирования. И определить данный статус и границы может, на мой взгляд, только федеральный законодатель.
Но вернемся к охране территории Арктической зоны. На слайде представлена территория Арктической зоны, предложенная Минрегионом в первой редакции проекта. Следует заметить, что эта территория совпадает с границей, определенной проектом 98 года. Вопрос охраны указанной территории представляется наиболее острым, так как в российской Арктике имеются не только значительные залежи полезных ископаемых, запасы пресной воды, но и расположены стратегические предприятия. Кроме того, территория предполагаемой Арктической зоны РФ на всей своей протяженности имеет прямой выход к морю.
Одним из путей решения проблемы может стать законодательное установление на территории Арктической зоны пограничного режима. В настоящее время пограничная зона Российской Федерации определена приказами ФСБ и проходит вдоль береговой линии северной части страны. Как правило, это территории с крайне низкой плотностью населения, в отсутствие городов и поселков. Это обстоятельство не позволяет организовать оптимальный контроль пересечения государственной границы со стороны моря.
В СССР, к примеру, пограничная зона была установлена в пределах территорий района, города, поселка или сельсовета, прилегающих к государственной границе или к охраняемому пограничными войсками побережью моря. Таким образом, режим пограничной зоны СССР распространялся на все северное побережье, включая и удаленные от морского берега города, например, Норильск.
Впоследствии, Законом РФ «О государственной границе РФ» было определено, что пределы пограничной зоны определяются решениями уполномоченных федеральных органов, и в ряде населенных пунктов пограничный режим был отменен.
Показать дальше...
Слайд 5
Это решение привело к массовой миграции в районы Крайнего Севера. К примеру, количество прибывающих граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан на территорию Норильска ежегодно растет. С одной стороны, это хорошо. Приток людей компенсирует количество отъезжающих с территории по программе переселения граждан.
Справка по переселению
Однако есть и обратная сторона медали.
Слайд 6
Во-первых, отсутствие у некоторых приезжающих граждан желания трудоустроиться.
Исторически территории Севера осваивались людьми в связи с необходимостью добычи полезных ископаемых, обслуживанием портов и транспортных магистралей. Эти задачи решали молодые трудоспособные люди.
Северные условия, такие как отсутствие возможности ведения подсобного хозяйства, дороговизна оказываемых услуг и предлагаемых товаров, формируют понимание, что в первую очередь человек должен рассчитывать на заработанные своим трудом средства.
Безусловно, на всех уровнях существуют меры поддержки различных категорий граждан. Это необходимо. Более того, Норильск имеет дополнительные муниципальные программы социальной поддержки населения. Только на этот год у нас действует 24 программы.
Однако очевидно, что оказание любых услуг на территории Севера значительно дороже, чем, к примеру, в средней полосе России. И если это услуги, финансируемые из бюджета, то мы получаем дополнительные расходы. При этом, взамен налоговые отчисления в бюджет не поступают.
Слайд 7
Во-вторых, на территории Арктической зоны диверсификация экономики затруднительна, в связи с чем, назревает необходимость привлечения на территорию определенных кадров, способствующих развитию экономики.
В настоящее время в Норильске, к примеру, сложилась следующая ситуация.
Казалось бы, число прибывающих на территорию граждан компенсирует количество выбывших, оставляя общую численность населения практически неизменной. Однако на протяжении последних лет мы сталкиваемся с нехваткой необходимых городу специалистов.
Для привлечения работников, обладающих дефицитными для муниципальных учреждений Норильска профессиями, реализуется программа по приглашению таких специалистов.
(Постановление Администрации г. Норильска от 15.10.2012 № 337 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой Программы «Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных учреждений муниципального образования город Норильск» на 2013 — 2015 годы»).
Программа требует финансирования из местного бюджета. В нее входят такие мероприятия как
- компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту работы гражданину и членам его семьи,
- выплата «подъемных» — 90 тысяч рублей,
- предоставление жилья и, при необходимости, места в детском саду для ребенка.
Слайд 8
На диаграмме представлена потребность муниципальных учреждений Норильска в специалистах, с разбивкой по отраслям. Как мы видим, наиболее «дефицитны» врачи, воспитатели и учителя. За ближайшие три года мы планируем пригласить на территорию более трехсот необходимых специалистов. И эти люди только на 50 % удовлетворят потребность Норильска в данных категориях работников.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что прибывающие граждане занимают иные ниши на рынке труда. В лучшем случае занимаются предпринимательством, а в основной массе работают «нелегально» (таксистами, выполняют работы по ремонту квартир и т.д.). В худшем – ведут асоциальный образ жизни, не стремятся интегрироваться в общество и быть социально-полезными, находят себя в криминальной среде.
Слайд 9
Например, в этом году в Норильске лицами, приехавшими на территорию из другого региона РФ совершено преступление, получившее широкий общественный резонанс. Данные граждане занимались продажей запрещенных курительных смесей. При этом объявления о продаже наркотических средств они наносили на фасады жилых домов и объектов культуры черной краской. Особо подчеркну, что иной цели приезда, кроме продажи наркотиков на территории данные люди не имели.
По-прежнему актуальным для северных городов остается вопрос пресечения преступлений в сфере оборота наркотиков.
Так, за предыдущие два года количество выявленных наркопритонов увеличилось в 8 раз.
Только за первое полугодие 2013 года из незаконного оборота изъято в три раза больше наркотических средств, нежели за весь 2012 год.
Слайд 10
Следует также отметить, что продолжает увеличиваться количество правонарушений в сфере миграционного законодательства.
Так, ежегодно в отношении иностранных граждан контролирующими органами фиксируется порядка 850 административных правонарушений. Только за первое полугодие 2013 года количество зафиксированных правонарушений, совершенных иностранными гражданами в области миграционного законодательства, составило 488 случаев.
В отношении россиян, нарушающих миграционное законодательство, в 2011 году составлено 5 630 протоколов, в 2012 – 6 262, за первое полугодие 2013 –3 389.
Тенденция увеличения налицо. И конечно, это вызывает определенное напряжение в обществе.
В целом, установление пограничного режима на территории Арктической зоны позволит не только предупредить значительное количество правонарушений и преступлений, обеспечить безопасность граждан и предприятий, но и создаст предпосылки для привлечения на территорию необходимых специалистов, а также роста инвестиционной привлекательности территории.
Добавлю, что большинство норильчан, бывших свидетелями пограничного режима в городе в советское время, поддерживают данную инициативу.
В связи с этим установление на территории Арктической зоны пограничного режима представляется рационным решением для дальнейшего развития северных территорий, а также адекватной мерой защиты северной границы России от посягательств извне.
Слайд 11
Хочу обратить внимание, что в проекте закона не нашли свое отражение нормы, касающиеся жилищного строительства на территории Арктической зоны.
В Стратегии, утвержденной Президентом РФ, развитие жилищного строительства, а также обновление и модернизация жилищного фонда, основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на основе современных энергосберегающих технологий обозначена как мера, направленная на улучшение качества жизни населения. И это неспроста.
Массовая застройка труднодоступных районов Крайнего Севера, в том числе Норильска, велась, по сути, в прошлом веке. Эксплуатация жилищного фонда в Арктике имеет свою специфику в связи со сложными климатическими условиями, отличающимися продолжительным зимним периодом, высокими значениями отрицательных температур в сочетании с сильным ветром. Особенность эксплуатации также напрямую связана с уникальностью строительства многоэтажных домов на вечномерзлотном основании.
Слайд 12
В настоящее время на территории Норильска имеется 865 жилых домов, 10 — признаны аварийными и расселены, а в четырех пока живут люди. Кроме того, ежегодно аварийными признаются порядка 30 квартир.
Слайд 13
Каждый год на территории Норильска, в среднем, демонтируется по одному аварийному многоквартирному дому. Основная причина такого состояния жилых домов – деформация оснований зданий, а также физический износ стеновых панелей и блоков из газозолобетона. По исследованиям Норильского индустриального института, максимальный срок службы строений из газозолобетона в экстремальных климатических условиях Норильска составляет 25-30 лет, после чего несущие конструкции дома теряют свои свойства и подвергаются деформации. В связи с этим такие дома отнесены к неперспективному жилищному фонду.
При такой динамике к 2020 году аварийными могут быть признаны около 30 домов, и это обострит проблему расселения граждан.
Именно поэтому строительство жилых домов является жизненно важной необходимостью. Причем строительство необходимо начинать уже сейчас, так как потом будет поздно.
Слайд 14
Присутствующие здесь хорошо представляют все особенности строительства на Севере. Это и необходимость ставить дома на сваях, и применение термоизоляционных и инновационных энергоемких материалов для возведения стен зданий. Это существенные затраты. Кроме того, немаловажную роль в повышении себестоимости квадратного метра площади играет необходимость продажи земли под коммерческое жилищное строительство через аукцион.
В результате, строительство жилья, например на такой территории как Норильск, становится экономически невыгодным. Так, на вторичном рынке недвижимости один квадратный метр жилья стоит 22 — 26 тысяч рублей. А стоимость строительства 1 квадратного метра в малоэтажном жилом доме составляет порядка 75 тысяч рублей. Такая цена сопоставима со стоимостью жилой площади в крупнейших городах страны, а привлекательность для постоянного проживания на территории Севера значительно ниже.
Таким образом, в настоящее время строительство многоквартирных домов за счет личных средств населения не представляется возможным.
Все это сдерживает развитие северных территорий.
Слайд 15
В настоящее время мы планируем строительство трех жилых домов на имеющихся ростверках для последующей передачи квартир в аренду. Данное строительство представляется возможным исключительно с привлечением средств федерального бюджета (с участием Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Агентства по реструктуризации жилищных кредитов).
Строительство арендного жилья является приоритетной формой реформирования жилищного фонда для северных территорий с неблагоприятными условиями для проживания. Вместе с тем не стоит забывать, что немаловажную роль, в том числе для инвестиционной привлекательности города, играет объем частного жилищного фонда. И его развитие является важной задачей, влияющей на дальнейшее освоение Арктики в целом.
Слайд 16
Подводя итог вышесказанному, хочу предложить следующее.
- Предусмотреть законодательством Российской Федерации нормы, устанавливающие на всей территории Арктической зоны пограничный режим.
- Дополнить законодательство Российской Федерации нормами, закрепляющими софинансирование из федерального бюджета строительства арендного жилья на северных территориях.
- Предусмотреть возможность субсидирования из бюджета ипотечного кредита/займа гражданам, заключившим договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, либо заключившим договор на покупку жилья в новостройках на территории Арктической зоны, в размере не менее 50 процентов.
- Отменить обязательные торги земельных участков под коммерческое жилищное строительство на территории Арктической зоны.
- Помимо прочего возможно создание Государственной корпорации, целью которой будет осуществление жилищного строительства на территории Арктической зоны.
Подобные меры окажут существенное влияние на развитие Арктической зоны, позволят превратить наиболее крупные города в форпосты для дальнейшего исследования и освоения Арктики.