Доклад Поздеева И.А. г.Сыктывкар

Доклад о муниципально-частном партнерстве на территории МО ГО «Сыктывкар»
(июль 2012 г.)

В целях обеспечения реализации приоритетных и социально-значимых направлений развития отдельных муниципальных образований, в условиях ограниченности бюджетных средств, в качестве передового метода управления инвестиционными процессами на муниципальном уровне рекомендуется применение механизмов муниципально-частного партнерства (МЧП).
Понимая актуальность МЧП, необходимо реализовать меры по созданию самостоятельной нормативно-правовой базы в сфере МЧП. В целях регулирования взаимоотношений органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», юридических и физических лиц в рамках муниципально-частного партнерства, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 «115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Законом Республики Коми от 04.10.2010 №112-РЗ «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве», Уставом МО ГО «Сыктывкар», постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.09.2011 года утверждено «Положение об участии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в муниципально-частном партнерстве».
Положением предусмотрено 5 основных форм участия в МЧП, каждой из которых соответствует своя модель МЧП:
 предоставление движимого и (или) недвижимого муниципального имущества (договорная модель (аренда));
 предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности, иных имущественных и неимущественных прав, находящихся в муниципальной собственности (договорная модель (аренда), модель лизинга);
 предоставление права владения и пользования муниципальным имуществом на условиях концессионных соглашений (модель концессии);
 долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций (модель кооперации);
 предоставление муниципальной поддержки частным партнерам в соответствии с действующим законодательством (финансовая, организационная, законодательная).
Приоритетными направлениями использования механизмов МЧП являются инфраструктурные проекты:
— в сфере территориального развития (включая транспорт, энергетику, технопарки);
— в сфере городского хозяйства (включая жилищно-коммунальный комплекс, экологию (ТБО));
— в социальной сфере (включая здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт, туризм, и др.);
— безопасность и правопорядок.
В соответствии с принятым «Положением об участии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в муниципально-частном партнерстве» администрация за 2011 – 2012 годы заключила с предприятиями города уже более 10 соглашений о муниципально-частном партнерстве . Составлен и утвержден перечень предприятий, с которыми в дальнейшем будут заключаться соглашения. Прежде всего, соглашения направлены на объединение усилий, направленных на социально-экономическое развитие муниципалитета, содержат обязательства предприятий подтверждать статус социально-ориентированной организации. В соглашениях определяются основные принципы и формы взаимодействия администрации и бизнеса, а отдельные мероприятия в соответствии с достигнутыми договоренностями закрепляются протоколами к соглашению. По некоторым мероприятиям, планируемым к включению в эти протоколы, пока еще идет разработка механизмов взаимодействия органов власти и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории МО ГО «Сыктывкар». Это такие мероприятия, как:
 Разработка и утверждение единой санитарно-защитной зоны северного промышленного узла ;
 Организация сбыта вторичного сырья (определение гарантированных объемов сбыта на предприятия города, оказывающие услуги по приему вторичных отходов);
 Организация сбора, вывоза и утилизации снежно-ледяной массы (на полигоне твердых бытовых отходов в качестве изолирующего слоя в целях предотвращения загораний используют снежно-ледяную массу, возможность бесплатного приема которой от предприятий города можно было бы закрепить в соглашениях);
 Обучение работников действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
 Ремонт участков дорог улиц Складская и Земляная, по которым производится вывозка продукции Сыктывкарского хлебокомбината. Состояние дороги требует незамедлительного ремонта не только во избежание ухудшения качества выпускаемой комбинатом продукции и поломок грузовой техники, но и во избежание дорожно-транспортных происшествий;
 Оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии многоквартирных домов, способствующими эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар»;
 Оборудование парковок, карманов и автостоянок на прилегающей к торговым сетям территории за счет предпринимателей – со стороны администрации будет рассматриваться возможность расширения автомобильных дорог в рамках норм и правил;
 Обустройство остановочных комплексов: разрабатывается нормативно-правовая база для проведения конкурса среди эскизных проектов на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков под строительство остановочных комплексов с торговыми павильонами, банкоматами;
 И др.
Отдельные мероприятия, не менее значимые для города, администрация инициировала без оформления соглашений, например:
 Выполнение комплекса работ по ремонту здания Свято-Стефановского Кафедрального Собора Г.Сыктывкара. В результате переговоров удалось на данный момент привлечь 6,5 (из 10,5) млн. рублей спонсорских средств нескольких предприятий города, в том числе материалы, работы, денежные средства;
 Строительство участка дороги (продление ул. Морозова, протяженность участка 360м). Генпланом были предусмотрены мероприятия, направленные на решение существующих транспортных проблем, связанных со строительством автовокзала, и расширение географии пригородного и междугороднего автобусного сообщения в связи со строительством автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Пермь и строительством оптового рынка. Бюджетные инвестиции (7 млн. рублей) были направлены на покрытие части затрат по строительству участка дороги, остальные расходы по строительству дороги, автовокзала и оптового рынка взял на себя частный инвестор. Участок дороги обеспечивает удобные, быстрые и безопасные транспортные и пешеходные связи, разворотную площадку для общественного транспорта, освещение, остановки и пандусы.
Важной формой взаимодействия городской власти и бизнеса является предоставление муниципальной поддержки малому и среднему предпринимательству. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2010-2012 годы» оказывается финансовая, имущественная, организационная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. За период действия программы была оказана финансовая поддержка в виде субсидирования части затрат:
 на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) – шести субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере строительно-монтажных работ и пассажирских перевозок, на сумму около 3 млн. рублей (до конца 2012 года планируется предоставить субсидии еще четырем-пяти предпринимателям на сумму 2 млн. рублей);
 на начало предпринимательской деятельности (гранты) – 12-ти субъектам малого предпринимательства, начинающим собственное дело по строительству зданий и сооружений, ремонту автотранспортных средств, проектированию в промышленности и строительстве, деятельности в сфере туризма, по разведению кроликов (крестьянско-фермерское хозяйство) и др., на сумму 3,2 млн. рублей (до конца 2012 года планируется еще предоставление субсидий на сумму 3,1 млн. рублей);
 при создании и функционировании частных детских садов предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования – семи субъектам на общую сумму около 6 млн. рублей. С учетом получения софинансирования из республиканского бюджета планируется выделить субсидии еще трем-четырем предпринимателям на сумму 3 млн. рублей.
Общий объем предусмотренных бюджетных средств на мероприятия программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составил в 2011 году около 5 млн. рублей, в 2012 году уже 16 млн. рублей (с учетом проведенной работы по привлечению софинансирования из республиканского бюджета в рамках республиканской программы поддержки малого бизнеса).
Программа предусматривает также предоставление в аренду муниципального имущества. Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено в аренду 977 земельных участков, находящихся в ведении МО ГО «Сыктывкар», (в т.ч. индивидуальным предпринимателям – 466, обществам с ограниченной ответственностью – 511), что составляет 30,5% от общего количества сданных в аренду земель.
Кроме того, на территории МО ГО «Сыктывкар» после согласования с администрацией места проведения регулярно проводятся ярмарки выходного дня, в которых участвуют в среднем по 50 участников – местных (республиканских) производителей. В рамках поддержки местных предпринимателей проводится кампания «Выбирай наше» в торговых сетях города.
Программой также предусмотрено содержание информационно-маркетингового центра, анализ применения корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и в случае необходимости подготовка соответствующих предложений по изменению значений корректирующих коэффициентов.
Проведенные и проводимые в настоящее время мероприятия, безусловно, отразятся на динамике развития предпринимательства. Уже отмечен рост количества субъектов малого бизнеса, который позволил достичь показателя 61 субъект на тысячу человек. Зафиксировано также увеличение инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
В настоящий момент идет разработка программы на новый период – с 2013 года по 2015 годы. Мероприятия, которые будут включены в программу, обсуждаются с представителями бизнеса в рамках Координационного Совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации МО ГО «Сыктывкар».
Программой комплексного социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» на 2011-2015 годы и планом мероприятий данной программы предусмотрено осуществление масштабных инвестиционных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников. По некоторым проектам уже ведется работа по привлечению частных инвестиций:
 Проект «Обустройство 1-й и 2-й очереди полигона твердых бытовых отходов в местечке Мандач (в т.ч. ПИР)». В целях дальнейшего развития города Сыктывкара в области обращения с отходами потребления принято решение по проектированию и строительству межмуниципального полигона ТБО мощностью 800 тыс. тонн бытовых отходов в год. Размеры и мощность полигона определяются потребностью в складировании ТБО с учетом экологических требований и санитарных норм, количества населения, расчетного срока эксплуатации, годовой нормы накопления ТБО. Стоимость проекта на данный момент более 150 млн. рублей (предусмотрены средства РК – 123 млн. рублей, средства МБ – 31 млн. рублей). Сейчас ведутся переговоры с республиканскими властями и частными инвесторами по привлечению средств и осуществлению последующего проекта «Строительство мусоросортировочного завода» в рамках данного полигона. Предприятия города (ОАО «Монди СЛПК», ОАО «Комитекс», ООО «Шрот» и другие) готовы покупать вторичное сырье в объемах, позволяющих практически использовать 70% твердых отходов. Ориентировочная стоимость строительства завода 120 млн. рублей (собственные средства частной компании либо кредитные ресурсы частному инвестору под государственную гарантию).
 Проект «Реконструкция канализационных сооружений в п.г.т. Краснозатонский (расширение КОС в п.г.т. В. Максаковка)». В целях разгрузки существующих КОС в п.г.т. Краснозатонский, проектной производительностью 1500м3/сутки, часть сооружений которых находится в аварийном состоянии и в которых наблюдается систематическая перегрузка по количеству сточных вод (до 2000м3/сутки), принято решение выполнить работы по расширению КОС-900м3/сутки в п.г.т. В. Максаковка до 2000м3/сутки, в два этапа: 1 этап – проектирование и строительство дополнительного комплекса сооружений, 2 этап – реконструкция сетей канализации (реконструкция главной насосной станции в п.г.т. Краснозатонский и прокладка двух ниток канколлектора от главной КНС до КОС в п.г.т. В. Максаковка). Предварительная стоимость строительства 318 млн. рублей (ведутся переговоры по привлечению банковского кредита на 25 лет под государственную гарантию).
 Проект «Водозаборные сооружения на протоке Серт-Полой в Эжвинском районе». Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» является поверхностный водозабор из реки Вычегда. За последние годы выявлены значительные промоины русла протоки Серт-Полой в районе существующих дюкеров-водоводов, приведших к провисанию труб и возникновению опасности разрушения дюкерного перехода. Для предотвращения аварийной ситуации на объекте необходимо начать строительно-монтажные работы. Строительство нового водозаборного сооружения предполагает надежное обеспечение питьевой водой потребителей, обеспечение технической и технологической безопасности, предотвращения отрицательного влияния размываемого берега на качество воды, укрепление берегов, улучшение экологического состояния водных объектов. Предварительная стоимость строительства 297 млн. рублей (ведутся переговоры по привлечению банковского кредита на 25 лет под государственную гарантию).
 Проект «Реконструкция и расширение водоочистных сооружений в п.г.т. Краснозатонский и В. Максаковка (в т.ч. ПИР)». Проектная мощность существующих водоочистных сооружений в п.г.т. Краснозатонский составляет 2400м3/сутки, фактический водоотбор 3483м3/сутки (Краснозатонский 2550м3/сутки, Максаковка 933м3/сутки). В связи с интенсивным строительством и подключением объектов к инженерным сетям указанных мощностей недостаточно и технологическое оборудование устарело. Предварительная стоимость строительства 397 млн. рублей (237 млн.рублей ВОС Краснозатонский, 160 млн.рублей ВОС Максаковка) (ведутся переговоры по привлечению банковского кредита на 25 лет под государственную гарантию).
Оценивая собственную практику и рассматривая существующие в России механизмы муниципально-частного партнерства муниципалитету в целях развития МЧП необходимо:
1. Доработать нормативные правовые акты, предусматривающие порядок и механизмы осуществления МЧП, в частности, указанные нормативные правовые акты должны предусматривать определение процедур заключения Соглашений о МЧП в результате конкурсных процедур и вне конкурса и принятия долгосрочных обязательств органа местного самоуправления.
2. Детально проанализировать муниципальные инвестиционные проекты на предмет степени их подготовленности и проработки.
3. Исходя из итогов анализа проектов, определить:
— форму поддержки по каждому проекту;
— формы участия инвестора в каждом проекте;
— риски, которые готов взять на себя муниципалитет и которые возможно передать частному инвестору.
4. Необходимо проводить постоянную работу (обучение) с муниципальными кадрами по возможным механизмам и процедурам по реализации проектов на основе муниципально-частного партнерства.
5. Использовать практику других городов в части создания инвестиционных фондов и фондов микрофинансирования.


Чтобы открыть текст доклада в MS Word или скачать в этом формате на свой компьютер, нажмите ссылку:
Доклад о МЧП_Сыктывкар_июль2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.